Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2017 г. N Ф05-8603/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
22 марта 2017 г. |
дело N А40-235632/16 |
Резолютивная часть постановления от 16.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трансконсалтинг" решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2016
по делу N А40-235632/16, принятое судьей Аксеновой Е.А.
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (117312, Москва, улица Вавилова, дом 7, ОГРН 5117746026756)
к ООО "Трансконсалтинг" (117036, Москва, улица Дмитрия Ульянова, дом 9/11, корпус 2; 121170, Москва, Кутузовский проспект, дом 36, корпус 4, ОГРН 1047796128005)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Величинская Ю.Н. по доверенности от 05.04.2016;
от заинтересованного лица - Демьянов А.А. по доверенности от 01.03.2017, Касач Л.В. по доверенности от 01.03.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2016 ООО "Трансконсалтинг", аккредитованное в качестве органа по сертификации привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400.000 руб.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.07.2016 N 76/1-400-2016 с целью проверки сведений, содержащихся в обращении Союза производителей цемента "Союзцемент" от 08.07.2016 N1/СЦ-260/16 и сведений, содержащихся в обращениях гражданина от 05.07.2016, от 11.07.2016, от 21.07.2016, от 28.07.2016, приказом Федеральной службы по аккредитации от 28.07.2016 N 124-П-ВВ с изменениями, внесенными приказом Росаккредитации от 08.08.2016 N 8573, в отношении ООО "Трансконсалтинг", аккредитованного в качестве органа по сертификации продукции (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11AB) инициирована внеплановая выездная проверка.
Согласно п. 6 приказа N 124-П-ВВ предметом проверки являлось соблюдение аккредитованным лицом ООО "Трансконсалтинг" обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 11 приказа N 124-П-ВВ для достижения целей проверки ООО "Трансконсалтинг" обязано представить, в том числе область аккредитации органа по сертификации ООО "Трансконсалтинг", руководство по качеству, содержащее требования системы менеджмента качества, оформленное в виде единого документа или в виде совокупности документов (и их копии), документы аккредитованного лица, подтверждающие соответствие критериям аккредитации, документы, послужившие основанием для выдачи органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" с 07.03.2015 сертификатов соответствия на цементную продукцию, включая: документы, представленные заявителем; документы, оформленные органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" (сертификаты соответствия, заявки, решения по заявкам, акты отбора образцов, акты анализа производства, направления на испытания (измерения), результаты испытаний (измерений), заключения по результатам идентификации, решения о выдаче сертификатов, соответствующие журналы и т.п.).
ООО "Трансконсалтинг" представлены запрошенные на основании п. 11 приказа N 124-П-ВВ документы, включая материалы дела сертификата соответствия от 12.04.2016 N РОСС RU.AB29.B42392.
Нарушения, выявленные при рассмотрении указанных материалов, отражены в акте проверки от 31.08.2016 N 453-АВП (том 1 л.д. 76-93).
11.11.2016 должностным лицом Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации, в присутствии уполномоченного представителя ООО "Трансконсалтинг" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 20-33).
Материалы проверки и протокол об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая в административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения, соблюдения процедуры и сроков привлечения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Технического регламента перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
Пункт 5 Правил оформления сертификата содержит указание, что все поля сертификата соответствия должны быть заполнены.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 400.000 до 500.000 руб.
Объективная сторона названного правонарушения выражается в производстве работ в данной сфере деятельности (в том числе, рассмотрение заявок, принятие решений по ним, анализ результатов сертификационных испытаний, составление таблиц соответствия, выдача сертификатов соответствия и др.) с нарушением установленных правил.
Орган по сертификации обязан обеспечивать их соответствие установленным правилам по сертификации, несет ответственность за результаты своей работы, поскольку именно от них зависит правомерность выдачи заявителю сертификата соответствия.
По своему характеру вмененные нарушения, допущенные обществом при проведении сертификационных работ и выдаче сертификата подразделяются на те, которые связаны с отсутствием в материалах дела сертификата требуемых в соответствии с обязательными для общества правовыми актами документов, подтверждающих правильность выполнения органом по сертификации работ по подтверждению соответствия и свидетельствующих о безопасности сертифицируемой продукции; те, которые не связаны с отсутствием необходимой документации.
К нарушениям, допущенным обществом относятся п. 6.4 ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" и п. 5.2.2 оформленной в рамках документов системы менеджмента качества органа по сертификации общества документированной процедуры "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" в связи с принятием обществом положительного решения по заявке на сертификацию в отсутствие в материалах дела сертификата требуемых в соответствии с п. 6.3 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.1 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" сведений о результатах лабораторных испытаний цемента за последний год; п. 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р", в соответствии с которыми при сертификации цемента, выпускаемого предприятием более одного года, стабильных показателях его качества по результатам приемо-сдаточных испытаний и отсутствии претензий потребителя по качеству продукции, для проведения сертификационных испытаний отбирается и испытывается одна проба цемента; при инспекционном контроле также отбирается и испытывается одна проба цемента; при сертификации нового для предприятия цемента, поставленного на производство на предприятии-заявителе в течение календарного года, или в случае длительного (более 6 месяцев) перерыва в производстве какого-либо вида цемента и при наличии претензий потребителя к качеству подлежащей сертификации продукции, для проведения сертификационных испытаний отбираются две пробы цемента; при инспекционном контроле по решению органа по сертификации отбирается и испытывается одна или две пробы цемента: в материалах дела сертификата содержатся сведения об отборе только одной пробы цемента, однако отсутствует документ, отражающий результаты приемо-сдаточных испытаний цемента.
Нарушение п. 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" в части анализа протокола испытаний от 07.04.2016 N 4-08-0-244/04-16 портландцемента со шлаком ЦЕМ II/А-Ш 42.5 Н; нарушение п. 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.10 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" - в материалах дела сертификата отсутствует информация о товаросопроводительной документации на партию продукции, от которой производился отбор образцов (проб) на испытания.
Заявителем указано на то, что у него как органа по сертификации отсутствует обязанность документировать процесс проведения сертификационных работ, прилагая все требуемые в соответствии с правовыми актами, устанавливающими правила проведения работ по сертификации, документы к материалам дел сертификатов соответствия, в частности, к материалам дела сертификата.
По мнению общества, отсутствие в материалах дела сертификата соответствия какого-либо документа, анализ которого органом по сертификации необходим как условие соблюдения им требований выполнения сертификационных работ и, следовательно, условие подтвержденной безопасности сертифицируемой продукции, не означает, что соответствующие документы не анализировались органом по сертификации в процессе осуществления деятельности по подтверждению соответствия.
Такая позиция общества является необоснованной, исходя из следующего.
Обязанность органа по сертификации формировать материалы дела сертификата соответствия с учетом всех документов и материалов, рассмотренных и (или) оформленных органом по сертификации с соблюдением требований правовых актов, устанавливающих правила проведения работ по сертификации, и в совокупности являющихся доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям, прямо обусловлена статусом органа по сертификации как лица частного права, осуществляющего публичные функции, и непосредственно вытекает из следующих взаимосвязанных положений законодательства о техническом регулировании и об аккредитации.
В связи с созданием единой национальной системы аккредитации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отвечающим критериям аккредитации, переданы правомочия по выполнению публично-правовой функции по оценке соответствия, в связи с чем, такие лица наделяются специальной правоспособностью: только они на основании обращений заявителей (товаропроизводителей, продавцов, импортеров) предоставляют соответствующие публичные услуги по подтверждению соответствия. То есть, органы по сертификации, хотя и являются субъектами частного права, в своей деятельности функционируют как органы публичной власти.
Следовательно, в части реализации специальной правоспособности аккредитованных лиц на них распространяется разрешительный метод правового регулирования, характерный для установления статуса государственных и муниципальных органов.
Из этого следует, что необходимость соблюдения требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, входящих в область аккредитации органов по сертификации, при осуществлении процедур по подтверждению соответствия, а также требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия, является не предметом усмотрения и проявления свободной воли аккредитованного лица, а входит в круг обязанностей органов по сертификации.
Указанная позиция подтверждается требованиями п. 8 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326.
Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Очевидно, что перечисленные цели объективно носят публичный характер.
Пунктом 2 ст. 25 Закона N 184-ФЗ определено, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
В силу п. 1 ст. 21 Закона N 184-ФЗ орган по сертификации уполномочен на выдачу сертификата соответствия и при добровольной сертификации продукции.
Таким образом, органы по сертификации, аккредитованные в национальной системе аккредитации, осуществляя деятельность по подтверждению соответствия, обязаны соблюдать и обеспечивать публичные (общественные) интересы; основным объективированным результатом деятельности органов по сертификации является выдача заявителю сертификата соответствия на выпускаемую в обращение продукцию, что является официальным подтверждением органом по сертификации безопасности такой продукции для потребителя.
В свою очередь, функции контроля за деятельностью аккредитованных лиц Законом N 412-ФЗ возложены на Федеральную службу по аккредитации, которая с учетом положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 412-ФЗ, обеспечивает жизнеспособность не только государственного, но и общественного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Таким образом, требуемые в соответствии с правовыми актами, устанавливающими правила проведения работ по сертификации, и в совокупности являющиеся доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям, шаги органа по сертификации при осуществлении конкретных сертификационных работ и выдаче сертификата соответствия должны быть прозрачны и объективно доступны для восприятия в рамках осуществления государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
В силу ст. 2 Закона N 184-ФЗ сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, в который включен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".
При принятии положительного решения по заявке в силу п. 7.4.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 орган по сертификации должен разработать план проведения оценивания, чтобы обеспечить принятие соответствующих мер.
Подпунктами 7.4.2-7.4.4, 7.4.6-7.4.8 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено: орган по сертификации назначает персонал для выполнения каждого оценивания согласно плану использования внутренних ресурсов (см. 6.2.1); орган по сертификации должен обеспечивать доступность всей необходимой информации и (или) документации для выполнения оценивания (к оцениванию могут относиться такие виды деятельности, как анализ проекта и документации, выборочный контроль, испытания, инспекционный контроль и аудит); орган по сертификации должен проводить работы по оцениванию, за которые он несет ответственность, с применением внутренних ресурсов и управлять переданными другой стороне ресурсами в соответствии с планом; продукция оценивается на соответствие требованиям в установленной области сертификации и другим требованиям, определенным схемой сертификации; орган по сертификации должен информировать заказчика обо всех несоответствиях; если выявлено одно или несколько несоответствий и заказчик заинтересован в продолжении работ по сертификации, орган по сертификации предоставляет информацию о дополнительных задачах по оцениванию, необходимых для устранения несоответствий;.если заказчик дает согласие на решение дополнительных задач по оцениванию, процесс, описанный в 7.4, должен быть повторен для их выполнения.
При этом согласно подп. 7.4.9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 результаты всех мероприятий по оцениванию документируют до проведения анализа (п. 7.5); такая документация может содержать заключение относительно выполнения требований к продукции (включая косвенные к системе менеджмента качества, определяющей выпуск продукции, если этого требует схема сертификации).
В соответствии с предписаниями подп. 7.6.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 орган по сертификации несет ответственность за свои решения, касающиеся сертификации, и обладает соответствующими полномочиями для их принятия.
Подпунктом 7.12.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 от органа по сертификации требуется сохранять записи, служащие доказательством того, что все требования к процессу сертификации (настоящего стандарта и схемы сертификации) фактически выполнены (см. также 8.4).
Согласно подп. 8.4.1 орган по сертификации должен разработать процедуры определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, поиска, определения сроков хранения и уничтожения записей, имеющих отношение к выполнению требований настоящего стандарта.
Подпунктом 8.4.2 предписывается, что органу по сертификации следует разработать процедуры сохранения записей (подп. 7.12) в течение периода, определяемого контрактными и правовыми обязательствами.
Обязанность органа по сертификации хранить копию выданного сертификата соответствия и комплект доказательственных материалов закреплена специальной нормой - п. 5.3 ГОСТ Р 56836-2016, на основании которых принято решение о соответствии, в течение 5 лет после окончания срока действия сертификата соответствия.
Таким образом, деятельность органов по сертификации, выражается в обязанности органа по сертификации документировать все этапы процедуры проведения сертификации таким образом, чтобы соответствующее документирование обеспечивало возможность соблюдения либо несоблюдения органом по сертификации установленных требований к процедуре подтверждения соответствия.
При этом названное подп. 8.4.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 условие о сроке сохранения записей в течение периода, определяемого, в том числе правовыми обязательствами, в общем случае следует понимать как необходимость хранения материалов дел сертификатов соответствия в полном объеме в течение как минимум одного года со дня выдачи сертификата соответствия (срок давности привлечения к административной ответственности), а при проведении работ по сертификации цемента - в течение 5 лет после окончания срока действия сертификата соответствия. В данный период материалы дела сертификата соответствия должны включать в себя все требуемые в соответствии с установленной процедурой подтверждения соответствия документы, которые в своей совокупности подтверждают, во-первых, безопасность продукции и ее соответствие предъявляемым к ней требований, во-вторых, соблюдение органом по сертификации установленных применяемыми правовыми актами правил проведения сертификационных работ.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на Правила по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе", утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 17.03.1998 N 12 о том, что орган по сертификации продукции не обязан хранить все документы заявителя, судом отклоняется.
Не могут являются надлежащим доказательством факт проведения лабораторных испытаний сертифицированной продукции за последний год и факт изучения органом по сертификации общества в процессе проведения сертификационных работ результатов таких лабораторных испытаний не включенные в материалы дела сертификата и представленные в ходе рассмотрения дела в суде выписки из журналов приемо-сдаточных испытаний ОАО "Сланцевский завод "ЦЕСЛА".
По тем же основаниям наличие данных выписок и их представление в рамках судебного разбирательства не может является основанием того, что они анализировались органом по сертификации общества в соответствии с п. 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" и послужили поводом для отбора одной, а не двух, проб цемента для проведения сертификационных испытаний.
Несостоятельной является ссылка общества на п. 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016/
Довод общества в части соблюдения им установленных п. 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 требований к анализу протокола испытаний сертифицируемой продукции основана на неверном толковании указанной нормы права
Обществу вменено нарушение п. 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" в части анализа протокола испытаний от 07.04.2016 N 4-08-0-244/04-16 портландцемента со шлаком ЦЕМ II/А-Ш 42.5 Н., а именно: испытания проводились аккредитованным испытательным центром СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" (далее - Испытательный центр).
Из протокола следует, что испытательным центром проведены испытания сертифицируемой продукции по ГОСТ 5382-91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа" по показателям "потеря массы при прокаливании", "содержание SiО2", "содержание СаО", "содержание MgO", "содержание С1-1", "содержание SО3", который отсутствует в области аккредитации испытательного центра СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" и не устанавливает методики для соответствующих испытаний.
Между тем, в силу взаимосвязанных положений п. 4 ст. 26 Закона N 184-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона N 412-ФЗ, п. 18 Критериев аккредитации, подп. 5.1.1, 5.4.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" правильность и надежность испытаний, проводимых аккредитованной испытательной лабораторией для целей оценки соответствия, может быть обеспечена только при проведении испытаний в рамках области аккредитации данной испытательной лаборатории; в противном случае результаты испытаний априори являются необъективными.
Следовательно, отраженные в протоколе результаты испытаний по ГОСТ 5382-91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа" являются необъективными и, значит, протокол испытаний не может являться доказательством для вывода о безопасности сертифицируемой продукции.
В соответствии со ст. 4 Закона N 412-ФЗ, аттестат аккредитации - это документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона N 412-ФЗ неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации.
Утвержденная приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 N 295 форма аттестата аккредитации предусматривает в качестве одного из обязательных для заполнения полей приложения к аттестату аккредитации - "документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений" применительно к определяемым характеристикам объекта испытаний на соответствие требованиям документов, устанавливающим требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации).
Таким образом, предметное содержание области аккредитации, включая документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые правомочна применять испытательная лаборатория применительно к определяемым характеристикам объекта испытаний на соответствие требованиям документов, устанавливающим требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), удостоверяется аттестатом аккредитации соответствующей испытательной лаборатории.
Кроме того, ввиду особенностей правового статуса органа по сертификации на орган по сертификации в целях анализа протокола испытаний возложена обязанность запросить у испытательной лаборатории область аккредитации в документарном виде и убедиться в полномочиях лаборатории на проведение испытаний по примененным методам.
Следовательно, для того чтобы в соответствии с п. 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" проанализировать содержание протокола испытаний ответчик обязан запросить у Испытательного центра утвержденную область аккредитации на бумажном носителе и удостовериться в его полномочиях, в том числе на проведение испытаний сертифицируемого цемента по ГОСТ 5382-91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа".
Таким образом, довод общества со ссылкой на ч. 2 ст. 26 Закона N 412-ФЗ отклоняется.
В соответствии с п. 5.2.12 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" сведения о климатических условиях испытаний обязательно должны быть отражены в протоколе испытаний сертифицируемого цемента.
В силу п. 5.3 обязательного для соблюдения аккредитованными испытательными лабораториями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" помещения и условия окружающей среды являются одними из критериев обеспечения правильности и надежности испытаний.
Подпунктами 5.3.1, 5.3.2 указанного стандарта установлено, что условия проведения испытаний и/или калибровки, в частности источники энергии, освещение и окружающая среда, должны быть такими, чтобы обеспечивалось правильное проведение испытаний и/или калибровки; лаборатория должна обеспечить, чтобы условия окружающей среды не приводили к недостоверным результатам или не оказывали неблагоприятного воздействия на требуемое качество любого измерения; особое внимание должно быть уделено тем случаям, когда отбор образцов и испытания и/или калибровки проводятся не в стационарных помещениях лаборатории; технические требования к помещениям и условиям окружающей среды, которые могут оказать влияние на результаты испытаний и калибровки, должны быть документированы; лаборатория должна контролировать и регистрировать условия окружающей среды в соответствии с техническими требованиями, методиками и процедурами, если они влияют на качество результатов; особое внимание следует уделять, например, биологической стерильности, пыли, электромагнитным помехам, радиации, влажности, электроснабжению, температуре, уровню шума и вибрации применительно к соответствующей технической деятельности; испытания и калибровка должны быть прекращены, если условия окружающей среды подвергают опасности результаты испытаний и/или калибровки.
Таким образом, обществом допущено нарушение п. 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" в части непроведения анализа протокола испытаний от 07.04.2016 N 4-08-0-244/04-16 портландцемента со шлаком ЦЕМ II/А - Ш 42.5 Н.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Технического регламента, из этого следует вывод о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества с учетом положений ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом доказана.
Согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 11.11.2016 N 731/2016 (том 1 л.д. 20-33) составлен уполномоченными лицами административного органа с соблюдением положений ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности (с участием законного представителя общества). Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 названного кодекса, соблюден.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения судом первой инстанции обоснованно назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 400.000 руб.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценки допущенного заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п. п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2004 N 10 не усматривается, как и не усматривается и исключительности рассматриваемого случая с целью применения правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и установления штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2016 по делу N А40-235632/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-235632/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2017 г. N Ф05-8603/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Ответчик: ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ"