Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2017 г. N Ф05-2400/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
24 марта 2017 г. |
дело N А40-124571/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуальных предпринимателей Этуша П.С.; Калугина Ю.В.; Городного В.Н.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2016
по делу N А40-124571/13, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению индивидуальных предпринимателей Этуша П.С. (ОГРНИП 304770000508817); Калугина Ю.В. (ОГРНИП 304770000507539); Городного В.Н.
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20, ОГРН 1037739510423)
о признании недействительным отказа;
при участии:
от заявителей - Гусак А.В. по доверенности от 10.02.2015, Гусак А.В. по доверенности от 25.03.2015, Гусак А.В. по доверенности от 29.07.2015;
от заинтересованного лица - Дергаусова А.А. по доверенности от 09.01.2017;
установил: индивидуальные предприниматели Этуш П.С., Калугин Ю.В., Городной В.Н. обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы, выраженное в непринятии решения по заявлению предпринимателя Этуша П.С. от 19.04.2013 об оказании государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду правооблодателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках в г. Москве и в не направлении проекта договора аренды данного земельного участка заявителю.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 признан незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы и на Департамент возложена обязанность принять решение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Москва, улица Теплый Стан, вл. 1В, общей площадью 100 кв.м. кадастровый номер 77:06:0007005:5, подготовить и направить заявителю проект договора аренды данного земельного участка с предложением о его заключении, в течение месяца с даты принятия судебного решения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.05.2016 судебные акты первой инстанции и суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, судом кассационной инстанции указано на не исследованность судами вопроса о том, не противоречит ли требованиям действующего законодательства предоставление земельного участка "с разрешенным использованием - эксплуатации некапитального объекта" в порядке оказания государственной услуги "предоставление участка собственникам "зданий, строений, сооружений-объектов недвижимости", а также указывая на то, что судами не дана надлежащая оценка доводам Департамента о том, что граница земельного участка с кадастровым номером 77:06:0007005:5 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и что спорный участок предоставлен только для размещения временного павильона, а также из того, что государственная регистрация права собственности на здание, расположенное на спорном земельном участке, сама по себе не может считаться единственным доказательством наличия исключительного права на предоставление земельного участка в долгосрочную аренду, занятого этим зданием.
При новом рассмотрении спора судам следует установить вид разрешенного использование спорного земельного участка согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства, определить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какой вид разрешенного использования в ней предусмотрен и для чего предназначены расположенные на ней объекты".
По результатам рассмотрения дела, решением суда от 05.12.2016 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Не согласившись с решением суда, заявители обратились с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители заявителей и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что 19.04.2013 индивидуальный предприниматель Этуш П.С. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением об оказании государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Москва, улица Теплый Стан, вл. 1В, общей площадью 100 кв.м., кадастровый номер: 77:06:0007005:5. равнозначен кадастровому номеру: 77:06:07005:005.
19.04.2013 заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду принято к рассмотрению Департаментом и зарегистрировано в электронном журнале регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна", что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации.
11.12.2013 Департаментом вынесено решение об отказе в государственной услуге "предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках".
В обоснование отказа в предоставлении государственной услуги Департамент со ссылкой на п. 2.16.3 Административного регламента, утвержденного п. 1.15 постановления Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы" приостановлено предоставление государственной услуги сроком на 60 календарных дней. Срок приостановления государственной услуги истек. Согласно п. 2.24.4 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является истечение сроков приостановления государственной услуги, установленного п. п. 2.17 - 2.19 Административного регламента.
По указанным основаниям и руководствуясь п. 2.24.4 Административного регламента, Департаментом принято оспариваемое решение об отказе заявителю в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2.7 ч. 2 Приложения 15 к постановлению Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы" установлен порядок подготовки запрашиваемого заявителем документа, в частности при обращении за получением государственной услуги заявитель представляет запрос (заявление) на предоставление государственной услуги запрос в форме документа на бумажном носителе оформляется согласно приложению к регламенту, кроме того заявитель обязан представить необходимый пакет документов.
Согласно указанному приложению уполномоченные Департамента осуществляют анализ поступивших документов на соответствие требованиям действующего законодательства и проверку всей имеющейся информации о земельном участке в информационной системе "Реестр единых объектов недвижимости".
Информация о разработке каких-либо документов на строительство капитального объекта торговли на данном земельном участке отсутствует.
В силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил, является самовольной постройкой.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы" и от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории г. Москвы", в случае выявления на земельном участке объектов, обладающих признаками самовольной постройки, материалы направляются в Городскую или Окружную комиссию по пресечению самовольного строительства.
Департаментом направлено обращение в Префектуру ЮЗАО г. Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о возможности оспаривания имущественных прав на указанный объект.
В соответствии с Законом г. Москвы "О торговой деятельности в г. Москве" от 09.12.1998 N 29, постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории г. Москвы" павильоны и киоски размешаются на территории г. Москвы на основании разрешения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети, выдаваемого Префектурой административного округа г. Москвы, в соответствии с проектно-сметной документацией и оформленным на основании соответствующего правового акта территориального органа исполнительной власти г. Москвы краткосрочным договором аренды земельного участка.
На территории г. Москвы действует правовое регулирование отношений по поводу размещения определенных некапитальных объектов, а именно: Положение о размещении и установке на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства г. Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП (в редакции постановления Правительства г. Москвы от 26.05.2009 N 499-ПП).
Согласно п. 1 указанного Положения к объектам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся сооружения, конструкции, площадки независимо от их функционального назначения.
Общим критерием отнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу) согласно нормам гражданского законодательства является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" для строительства или реконструкции архитектурных объектов требуется разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченного на это органа; разрешение собственника земельного участка, а также наличие архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектора, имеющего лицензию на архитектурную деятельность. Строительство должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
На основании ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Строительство должно осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Самовольное занятие земельного участка представляет собой использование земельного участка физическим или юридическим лицом без получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.
Пунктом 1 ст. 20 Устава г. Москвы предусмотрено, что в собственности г. Москвы находятся средства бюджета г. Москвы, имущество городских государственных предприятий и учреждений, акции и доли г. Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах г. Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
Пункт 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, действие данной нормы распространяется только на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками.
Заявителем в качестве основания наличия у него права на заключение долгосрочного договора аренды спорного земельного участка представлено свидетельство о государственной регистрации права, из которого следует, что заявитель является собственником нежилого здания площадью 128, 3 кв.м.
Из договора аренды земельного участка N М-06-506713 от 29.04.2004 следует, что земельный участок предоставляется для размещения временного торгового павильона.
18.11.2013 Префектурой ЮЗАО подано исковое заявление о сносе самовольной постройки (дело N А40-164043/2013). В удовлетворении требований отказано, в связи с применением сроков давности.
Произведенная государственная регистрация права собственности заявителя на здание, расположенное на спорном земельном участке, сама по себе не свидетельствует о законности его возведения, в связи с чем, не может быть рассмотрена в качестве единственного доказательства наличия у заявителя исключительного права на предоставления земельного участка в долгосрочную аренду, занятого этим зданием.
Утвержденной проектной документации на объекты у заявителя не имеется, в договор краткосрочной аренды земельного участка изменения не вносились, дополнительное соглашение к договору не заключалось.
Кроме того, отсутствуют установленные границы земельного участка.
Доводы заявителей в части установленных границ, соответствия разрешенного использования фактическому, противоречат материалам дела.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка граница земельного участка с кадастровым номером 77:06:0007005:5 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; разрешенное использование земельного участка - эксплуатация некапитального торгового павильона.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (ранее действовавшая ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, новая редакция - ч. 2 ст. 7, ст. 8, ч. 4 ст. 11.9, ст. 22 Земельного кодекса, ст. 4.1. Закона г. Москвы N 48.).
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации как один из принципов земельного законодательства закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, строению на нем расположенному, противоречит указанному пункту.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является, в том числе земельный участок.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки.
На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
У спорного земельного участка не установлены границы, отсутствуют его уникальные характеристики, в связи с чем, невозможно определить спорный земельный участок на местности и каким-либо образом его идентифицировать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Департамента представлены кадастровый паспорт земельного участка 77:06:0007005:5 и кадастровый паспорт на строение на земельном участке, полученные по повторному запросу из Федеральной кадастровой палаты Росреестра, которыми подтверждается выводы Департамента о не установленных границах и не соответствии разрешенному использованию земельного участка.
В графе "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка 77:06:0007005:5 указано "граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют". В графе "вид разрешенного использования" указано "эксплуатация некапитального торгового павильона".
Из сведений кадастрового паспорта на строение на земельном участке следует, что строение имеет иной адрес, не указанный в заявлении, свидетельство на который не представлено.
Согласно сведениям кадастрового учета и публичной кадастровой карты на земельном участке находится строение с адресом: Москва, ул. Теплый стан, дом 1Д, вместо ранее заявленного - 1В.
Из графической части кадастрового паспорта следует, что строение выходит за границы земельного участка.
Земельный участок, отведенный под эксплуатацию капитального строения, согласно требованиям ч. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует. Разрешенное использование не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москвы" в решениях Правительства г. Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти г. Москвы договорах аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством г. Москвы.
Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Факт изменения целевого назначения объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, сам по себе не является достаточным основанием для последующего изменения разрешенного использования земельного участка в отсутствие подтверждающих законность таких изменений документов, изданных компетентными органами.
Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве" и на основании документов БТИ на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, а также с учетом видов экономической деятельности заявителя согласно кодов ОКВЭД.
Таким образом, предоставление земельного участка в аренду осуществляется после установления вида разрешенного использования, соответствующего фактическому, формирования участка соответствующего требованиям эксплуатируемости.
Процедура изменения разрешенного использования земельного участка регламентирована постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов г. Москвы" и является самостоятельным этапом оформления земельно-правовых отношений, инициируемым поданным заявлением в службу "одного окна" Департамента.
Доказательств того, что заявитель по вопросу изменения разрешенного использования указанного земельного участка обращался в Департамент, равно как и то, что помещения используются в соответствии с разрешенным использованием суду не представлено.
Вид разрешенного использования конкретных земельных участков устанавливается документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, установленном земельным законодательством.
В силу п. 14. ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Предоставление земельного участка с разрешенным использованием "эксплуатации некапитального торгового объекта" в порядке оказания государственной услуги "предоставление участком собственникам зданий строений сооружений - объектов недвижимости" противоречит вышеуказанным нормам Земельного Кодекса.
Согласно ч. 8. ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если "разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории" (п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с п. 31 Федерального закона от 23.06.2014 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 08.03.2015) до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. ст. 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 01.04.2015 N 13 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" основанием для отказа в оформлении земельно-правовых отношений является, в том числе, наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Таким образом, оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2016 по делу N А40-124571/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124571/2013
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2017 г. N Ф05-2400/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Городной В. Н., ИП Калугин Ю. В., ИП Этуш П. С., Этуш П.с.
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: Городной А. В., ИП Калугин Ю. В.
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2400/16
24.03.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1035/17
16.12.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-124571/13
13.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2400/16
01.12.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51869/15
23.09.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-124571/13