г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2017 г. |
Дело N А56-77467/2015/тр |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Копыловой Л.С., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Майоровой М.Н.
при участии:
от заявителя: Атюшова А.В., представитель по доверенности от 21.12.2016, паспорт,
от конкурсного управляющего: Филистович О.А., представитель по доверенности от 01.12.2016, паспорт, Зорина А.В., представитель по доверенности от 01.12.2016, паспорт,
от Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу: Галкина Д.А., представитель по доверенности от 10.10.2016, паспорт,
от иных лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-565/2017) конкурсного управляющего АО "Промышленно-строительное товарищество" Стрекалова А.В. на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2016 по делу N А56-77467/2015/тр.19 (судья Кулаковская Ю.Э.), принятое
по заявлению Федеральной налоговой службы России
о включении в реестр требований кредиторов
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО "Промышленно-строительное товарищество"
установил:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2016 по делу N А56-77467/2015 в отношении Акционерного общества "Промышленно-строительное товарищество" (далее - АО "ПСТ", должник, Общество) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Матвеев Алексей Ростиславович.
Сообщение о введении в отношении должника наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 76 от 30.04.2016.
В рамках процедуры наблюдения, 25.05.2016 Федеральная налоговая служба РФ в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области обратилась в заявлением о включении в реестр требований кредиторов требования на сумму 2147293,25 руб. Задолженность образовалась в результате начисления платы за сброс загрязняющих веществ за период 2-4 кварталы 2014 года (2145430,17 руб.) и размещение отходов за 2014 год (1863,08 руб.).
Заявление уполномоченного органа назначен к рассмотрению в процедуре, следующей за введением в отношении должника процедуры наблюдения.
Решением, резолютивная часть которого объявлена 27.10.2016, АО "ПСТ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложены на Белокопыта А.В.
Определением от 16.12.2016 заявление уполномоченного органа удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования подтверждаются представленными ФНС России Требованиями Росприроднадзора по СЗФО, расчетом платы. Доказательств оспаривания указанных требований в судебном порядке должником не представлено. Доказательств, опровергающих доводы кредитора, в материалы также не представлено.
На определение суда первой инстанции конкурсным управляющим АО "ПСТ" подана апелляционная жалоба, в которой должник просил отменить обжалуемое определение и в удовлетворении заявления уполномоченного органа отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду произведен неправомерно, а именно, необоснованно применен повышающий коэффициент 5 в соответствии с Методикой по расчету платы за загрязнение акваторий морей и поверхностных водоемов, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации, при производстве работ, связанных с перемещением и изъятием донных грунтов, добычей нерудных материалов из подводных карьеров и захоронением грунтов в подводных отвалах", утвержденной Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 29.04.1999 и проектной документацией, в части расчета платы за замутнение и химическое загрязнение акватории Лужской губы, получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. В случае проведения дноуглубительных работ не происходит привнесения в водный объект дополнительных загрязняющих веществ. Негативное воздействие происходит лишь в результате временного возрастания содержания тонкодисперсных частиц в поверхностном слое и в толще воды, а также в результате химического загрязнения воды поллютантами, перешедшими во взвесь и химического загрязнения донных осадков загрязняющими веществами, содержащимися в илевато-глинистых фракциях захораниваемого грунта. В случае же сбросов с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий, а также при сбросах через централизованные системы водоотведения происходит привнесение в водные объекты загрязняющих веществ, образующихся в результате хозяйственной деятельности природопользователей, такой сброс загрязняющих веществ подлежит нормированию и установлению нормативов допустимого сброса, порядок которого устанавливается соответствующими нормативно-методическими документами. Напротив, воздействие на морскую среду при проведении дноуглубительных работ в соответствии с действующим законодательством не подлежит нормированию и не требует получения разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Следовательно, отсутствие установленных нормативов допустимого сброса не может быть расценено, как сверхлимитное. У Общества имеется Разрешение на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ N 12-М от 16.06.2014 по 15.11.2014. Все необходимые разрешительные документы для проведения работ на акватории водного объекта получены. На основании результата проектных оценок в части расчета платы за негативное воздействие на водный объект в расчете платы за 4 квартал 2014 раздела 3 применены нормативы платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления", повышающий коэффициент, равный 5, не применялся. При расчете платы за загрязнение взвешенными веществами веден дополнительный коэффициент, равный 0,097561, предусмотренные приложениями 1 к постановлению Правительства РФ N 344 и Методикой. Указанный коэффициент рассчитан исходя из сведений, приведенных в проектной документации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ФНС по Ленинградской области возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что доводы подателя апелляционной жалобы опровергаются содержанием выданного ООО "ПСТ" разрешения N 12-М на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлечённого при проведении дноуглубительных работ от 16.06.2014, которое действовало в период с 16.06.2014 по 24.09.2014.Пунктом 5 разрешения определен запрет на захоронение донного грунта в период нерестовых миграций с 01.09.2014 по 15.11.2014. Довод общества о том, что выданное ему разрешение не содержит данных об утвержденном нормативе допустимого сброса донного грунта, противоречит положениям пункта 2 статьи 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ и пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Плата рассчитана в соответствии с пунктом 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов и другие виды вредного воздействия", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 и Методикой расчета платы за загрязнение акваторий морей и поверхностных водоемов, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации, при производстве работ, связанных с перемещением и изъятием донных грунтов, добычей нерудных материалов из подводных карьеров и захоронением грунтов в подводных отвалах", утверждённой Госкомэкологией РФ 29.04.1999. Пунктом 7 Временного порядка не предусмотрено применение понижающего коэффициента, учитывающего фоновую концентрацию. В связи с положениями статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ, пункт 8 Временного порядка с 08.05.2013 не действует как противоречащий законодательству. В связи с положениями названной статьи об определении понятия захоронения грунта как сброса загрязняющегося вещества, плата должна быть исчислена в соответствии с пунктами 4-6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства от 28.08.1992 N 632.
В судебном заседании апелляционного суда конкурсный управляющий поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель уполномоченного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента Росприроднадзора по СЗФО поддержал позицию уполномоченного органа.
Возражений против проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не заявлено. Дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
По смыслу положений статей 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", требования заявляются в рамках дела о несостоятельности с приложением подтверждающих обоснованность указанных требований документов.
В подтверждение обоснованности спорного требования в материалы дела представлено Требование от 26.01.2016 N 04-28/540, на основании которого Росприроднадзором по Северо-Западному федеральному округу должнику начислена плата за осуществление сброса вредных веществ в водный объект на сумму 2157148,61 руб., из которых природопользователем уплачено на основании собственных расчетов лишь 11718,36 руб.
Доначисление платы явилось следствием осуществления деятельности при отсутствии разрешения на сбросы, оформленного в установленном порядке и не применения 5-кратного повышающего коэффициента за сброс вредных веществ сверх лимитов, неверное применение нормативов платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов сбросов вместо нормативов платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, а также неправомерного применения коэффициента, применяемого к нормативу платы при сбросе взвешенных веществ.
Требование предъявлено ФНС как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на основании постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Спорная плата исчислена за 2014 год.
Порядок определения платы в указанный период был установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок N 632).
Порядок N 632 распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривал взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
При этом, было установлено два вида базовых нормативов платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Правил N 632).
Согласно пункту 6 Правил N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Таким образом, указанными положениями различается порядок исчисления платы за сверхнормативный и сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в природный объект.
Из материалов дела следует, что лимиты выброса загрязняющих веществ должнику при осуществлении им хозяйственной деятельности, в том числе, дноуглубительных работ, не устанавливались. В Разрешение на сброс подводного отвала грунта по объекту - Лужская губа, восточная часть Финского залива Балтийского моря, южная акватория МТП Усть-Луга акватория в районе банки или производственной территории Вальтейнштейна установлены нормативы сброса загрязняющих веществ, но не лимит соответствующих выбросов.
Выброс загрязняющих веществ в результате осуществления работ с подводным грунтом, не освобождает хозяйствующий субъект от соблюдения приведенных выше методик расчета платы за загрязнение окружающей среды. Применение методики в зависимость от источника загрязнения и характера деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, не ставиться. Значение имеет лишь установленная концентрация вредных веществ в природном объекте, возникшая в результате осуществления хозяйственной деятельности природопользователем, размеры концентрации вредных веществ, положенные в основание расчета спорной платы, должником не оспорены.
При таких обстоятельствах, выброс вредных веществ в природный объект обоснованно оценен как сверлимитный, в связи с чем, уполномоченным органом произведен расчет платы за загрязнение окружающей среды с применением пятикратного коэффициента, установленного Правилами N 632.
Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, применение указанного коэффициента ни противоречит ни положениям статьи 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", которая не регулирует порядок исчисления платы за загрязнение окружающей среды при проведении дноуглубительных работ сверх установленных лимитов, и не исключает применение к указанному виду работ общего порядка ее исчисления, ни утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.04.1999 Методике по расчету платы за загрязнение акваторий морей и поверхностных водоемов, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации, при производстве работ, связанных с перемещением и изъятием донных грунтов, добычей нерудных материалов из подводных карьеров и захоронением грунтов в подводных отвалах, пунктом 1.4 которой также предусмотрено исчисление отдельно платы за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов, отличной от сверхнормативного загрязнения.
Учитывая, что обязательность применения спорного коэффициента установлена Правительством РФ, Методика, принятая нижестоящим органом исполнительной власти, не может исключать его применения, в том числе и в том случае, если применение такого коэффициента прямо ей не предусмотрено.
Расчет платы по размеру не оспаривается подателем апелляционной жалобы, равно как и положенные в основания расчета сведения о концентрации вредных веществ в водном объекте.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2016 по делу N А56-77467/2015/тр.19 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего АО "Промышленно-строительное товарищество" Стрекалова А.В. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77467/2015
Должник: АО "Промышленно-строительное товарищество"
Кредитор: ОАО "Транспортно-логистический комплекс"
Третье лицо: ...Матвеев Алексей Ростиславович, АО "ПортЖилСтрой", АО "Русский торгово-промышленный банк", в/у Белокопыт Алексей Васильевич, В/У Матвеев Алексей Ростиславович, ЗАО " ИСКАТЕЛЬ", ЗАО "ПМК-12" к/у Чаин С. Н., Интернейшнл Ресурсес С. А., к/у ооо "Квест" Балдаева Ксения Борисовна, МИФНС N 3 по Ленинградской области, ОАО "КОМПАНИЯ УСТЬ-ЛУГА", ОАО "Морской торговый порт Усть-Луга", ОАО "ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС", ООО "База управления ресурсами", ООО "БАЛТИЙСКОЕ МОРСКОЕ БУКСИРНОЕ АГЕНТСТВО", ООО "Грос", ООО "ДСК АБЗ-Дорстрой", ООО "Еврометрус", ООО "Квест", ООО "Куб-строй", ООО "ПолиХимТорг", ООО Коммерческий банк "Огни Москвы", ПАО "БАЛТИЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК", СРО ААУ "ЕВРОСИБ", Управление Росреестра по Ленинградской области, УФНС России по Ленинградской области, Федеральная налоговая служба
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-188/2021
20.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4822/20
03.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17986/19
06.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21246/19
24.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11373/19
23.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12825/19
18.09.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7535/17
19.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15928/19
29.07.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12224/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-77467/15
26.04.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5556/19
13.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28655/18
27.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14598/18
10.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18618/18
24.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13603/18
13.06.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9834/18
09.06.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15035/18
28.03.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32191/17
09.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10278/17
04.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17353/17
17.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7535/17
07.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13741/17
24.07.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11594/17
05.06.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34607/16
24.05.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4309/17
28.03.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-565/17
20.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33901/16
23.01.2017 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-77467/15
24.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25907/16
17.11.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30190/16
31.10.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-77467/15
30.09.2016 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-77467/15
04.07.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11898/16
25.03.2016 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-77467/15