город Ростов-на-Дону |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А32-41306/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2017 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017
по делу N А32-41306/2016,
принятое в порядке упрощенного производства судьей Цатуряном Р.С.,
по иску Департамента строительства Краснодарского края
(ИНН 2308190196, ОГРН 1122308006590)
к ответчику непубличному акционерному обществу "Агентство развития Краснодарского края" (ИНН 2309092145, ОГРН 1052304947991)
о взыскании субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к непубличному акционерному обществу "Агентство развития Краснодарского края" (далее - общество) о взыскании субсидии по договору о предоставлении субсидии из средств краевого бюджета в целях возмещения части затрат на уплату процентов кредиту от 05.06.2014 N 4 в размере 98 665 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 21 135 рублей 68 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение пункта 1.6 Порядка предоставления субсидий из средств краевого бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами на строительство жилья, в том числе многоэтажного и (или) экономкласса, утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.04.2011 N 402, установлено завышение суммы субсидии, предоставленной ответчику. Возврат указанной излишне представленной части субсидии произведен не был.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 с непубличного акционерного общества "Агентство развития Краснодарского края" в пользу Департамента строительства Краснодарского края взысканы субсидии по договору о предоставлении субсидий из средств краевого бюджета в целях возмещения части затрат на уплату процентов кредиту от 05.06.2014 N 4 в размере 98 665 рублей. В удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.
Департамент строительства Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 отменить в части отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. По мнению департамента, судом первой инстанции не учтены все обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не учтен факт недобросовестного, незаконного, умышленного завышения обществом сумм субсидий.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало, что доводы истца о злоупотреблении правом, а также недобросовестном и незаконном, умышленном завышении сумм субсидий являются необоснованными. Общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истолкованной применительно к пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в обжалуемой апеллянтом части.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Закона Краснодарского края от 18.12.2013 N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.04.2011 N 402 "Об утверждении Порядка субсидирования из средств краевого бюджета процентной ставки по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса", приказа Департамента от 03.06.2014 N 91 "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическим лицом в кредитной организации" 05.06.2014 между истцом (департамент) и ответчиком (организация) был заключен договор о предоставлении субсидий из средств краевого бюджета в целях возмещения части затрат на уплату процентов по банковскому кредиту N 4 (далее - договор), предметом которого является предоставление департаментом из средств краевого бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитному договору от 26.09.2012 N 64304 с ОАО "Крайинвестбанк" в части целевого использования кредита на цели, установленные Порядком (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2 договора выплата субсидий производится из расчета 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 уплаченных процентов по кредитному договору за соответствующий период в сумме 2 800 616 рублей 16 копеек.
В случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору или получения письма-уведомления, связанных с изменением размера платы за пользование кредитом, для расчета суммы субсидий применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере на дату изменения процентной ставки по кредитному договору.
В соответствии с пунктом 3.1 договора субсидии предоставляются в целях: оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам (части кредитов), направляемым на проектирование, строительство, монтаж и пусконаладочные работы при строительстве жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса, а также на приобретение строительных материалов, необходимых при строительстве жилья; возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса, юридическим лицам, в том числе жилищным и жилищно-строительным кооперативам, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что в случае выявления фактов нарушения требований, установленных Порядком, бюджетные средства (в части выявленных нарушений) подлежат возврату организацией в течение 15 календарных дней с даты его уведомления департаментом. В случае невозврата субсидии в добровольном порядке взыскание данной суммы осуществляется департаментом в судебном порядке.
Во исполнение условий договора департамент по платежному поручению от 06.06.2014 N 615 перечислил организации субсидию в размере 2 800 616 рублей 16 копеек.
В дальнейшем по результатам проведенной истцом выездной проверки отдельных вопросов соблюдения бюджетного законодательства при расходовании средств, выделенных департаменту строительства Краснодарского края в рамках реализации государственных программ Краснодарского края за 2014-2015 годы, истекший период 2016 года было выявлено следующее.
Фактический расчет суммы субсидии произведен застройщиком и принят департаментом за период с 01.09.2013 по 28.02.2014 (за каждый месяц отдельно) на общую сумму 2 800 616 рублей.
Согласно договору об открытии кредитной линии от 26.09.2012 N 64304 с ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк" кредитные средства размере 540 000 рублей направлены застройщиком на объект: "Строительство 2-х жилых домов по адресу: г. Краснодар, ул. Российская - пер. Ленинский. Литер 1/1 - 256-квартирный и Литер 1/2 - 192-квартирный 16-этажных дома".
В соответствии с проектными декларациями и внесенными в них изменениями (05.08.2013) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (22.04.2014) общая площадь квартир составляла 24 948 кв. м, в том числе: Литер 1/1 - 14 256 кв.м, Литер 1/2 - 10 692 кв. м. Общая площадь нежилых офисно-бытовых помещений цокольных этажей, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов составляла 878,84 кв. м, в том числе: Литер 1/1 - 501,52 кв.м, Литер 1/2 - 377,32 кв. м.
Доля нежилых помещений цокольных этажей (офисно-бытовые помещения) по отношению к общей площади квартир в многоквартирных домах составила 3,523% (878, 84 x 100 / 24948).
В нарушение пункта 1.6. Порядка фактический расчет суммы субсидии производился застройщиком и был принят департаментом без вычета доли нежилых помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирных домах и не входящих в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества таких домов.
Произведенным в ходе проверки перерасчетом установлено, что завышение суммы субсидии предоставленной департаментом ОАО "Агентство развития Краснодарского края" по договору субсидирования от 05.06.2014 N 4 составило 98 665 рублей (2 800 616 рублей - 3,523 %).
Таким образом, в результате несоблюдения требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.04.2011 N 402, устанавливающего порядок предоставления субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса в рамках реализации подпрограммы "Жилище", повлекшего необоснованное выделение ОАО "Агентство развития Краснодарского края" бюджетных средств, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на сумму 98 665 рублей.
01.11.2016 в адрес ответчика была направлена претензия от N 207-4778/16-01-10 о возврате необоснованно выплаченных средств краевого бюджета в размере 98 665 рублей, в ответ на которую общество в письме от 16.11.2016 N 289/01 указало на сложную финансовую ситуацию, обязалось возвратить денежные средства в размере 98 665 рублей после улучшения финансового состояния.
Ввиду того, что обществом денежные средства в сумме 98 665 рублей не были возвращены, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Положениями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление нормативным актом порядка возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 25.04.2011 N 402 в целях оказания государственной поддержки, стимулирования деятельности юридических лиц, в том числе жилищных и жилищно-строительных кооперативов, осуществляющих строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса, целевого использования средств краевого бюджета, направляемых на субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса, на основании подпрограммы "Жилище" государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" (утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 года N 1038), утвержден Порядок предоставления субсидий из средств краевого бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка уполномоченным органом по предоставлению субсидии является департамент строительства Краснодарского края (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1.4 Порядка субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам (части кредитов), направляемым на проектирование, строительство, монтаж и пусконаладочные работы при строительстве жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса, а также на приобретение строительных материалов, необходимых при строительстве жилья.
Не возмещаются затраты на уплату процентов по банковским кредитам, направляемым на проектирование, строительство, монтаж и пусконаладочные работы при строительстве нежилых помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирных домах и не входящих в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества таких домов (пункт 1.6 Порядка).
Согласно пункту 3.5 Порядка ответственность за достоверность представляемых документов и сведений несет заемщик в соответствии законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.7 Порядка уполномоченный орган, предоставляющий субсидию, и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии заемщику.
В случае выявления фактов нарушения требований, установленных настоящим Порядком, бюджетные средства (в части выявленных нарушений) подлежат возврату заемщиком в течение 15 календарных дней с даты его уведомления уполномоченным органом. В случае невозврата субсидии в добровольном порядке взыскание данной суммы осуществляется уполномоченным органом в судебном порядке (пункт 3.8 Порядка).
Из материалов дела усматривается, что Департаментом строительства по Краснодарскому краю в действиях НАО "Агентство развития Краснодарского края" установлено нецелевое использование краевых бюджетных средств в отношении субсидий, выплаченных в соответствии с Порядком 25.04.2011 N 402.
Как верно установлено судом первой инстанции, на момент рассмотрения спора срок для исполнения требования, содержащегося в претензии от 01.11.2016 N 207-4778/16-01-10, истек, ответчиком не представлено доказательств исполнения обязательства по возврату субсидии в бюджет, ввиду чего требования истца являются законными и правомерно удовлетворены.
Также, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 21 135 рублей 68 копеек.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод об отсутствии оснований для взыскания в рассматриваемом случае процентов.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируются бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе, и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в том числе, в связи с оказанием услуг. При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанности по уплате процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными денежными средствами (субсидиями) в случае использования их не по целевому назначению. Положения статьи 395 Гражданского кодекса не распространяются на бюджетные правоотношения, в частности, на правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе, и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.
При таких обстоятельствах правоотношения сторон следует квалифицировать как бюджетные.
Таким образом, нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), в данном случае применению не подлежат.
Указанный вывод согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 N 308-ЭС15-15742 по делу N А32-41333/2014.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы. Доводы апеллянта основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 по делу N А32-41306/2016 в обжалуемой части отставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41306/2016
Истец: Департамент строительства Краснодарского края
Ответчик: НАО "Агенство развития Краснодарского края"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3335/17
29.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3066/17
13.02.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41306/16
30.01.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41306/16