Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2017 г. N Ф07-6883/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А21-4901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителей: не явились, извещены;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-342/2017) Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2016 по делу N А21-4901/2016(судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению 1) Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ", 2) общество с ограниченной ответственностью "Мириам"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Деметра"
об оспаривании решения
установил:
Администрация муниципального образования "Гусевский муниципальный район" Калининградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление) от 22.06.2016 N Т-65/2016 и предписания N 61-Т/2016.
22.09.2016 ООО "Мириам" также обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения от 22.06.2016 N Т-65/2016 и предписания N 61-Т/2016 Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области. Определением суда от 26.09.2016 заявление было принято судом к производству, делу присвоен N А21-7134/2016.
Определением арбитражного суда от 28.10.2016 дела N А21-7134/2016 и А21- 4901/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А21-4901/2016.
Решением суда от 21.11.2016 в удовлетворении заявления Администрации и ООО "Мириам" отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым признать недействительным решение и предписание Управления от 22.06.2016. В обоснование жалобы ссылается на то, что заявка ООО "Деметра", поданная на участие в конкурсе, содержала сведения о том, что у Общества отсутствуют удовлетворенные иски о неисполнении договорных обязательств по договорам подряда, либо факты неисполнения обязательств по ранее заключенным договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и (или) факты расторжения таких договоров вследствие существенных нарушений подрядной организацией условий договоров за последние два года. При рассмотрении и оценке заявок, поступивших на участие в конкурсе, конкурсной комиссией заказчика правомерно принято решение об отстранении ООО "Деметра" от участия в конкурсе, в виду наличия вступившего в силу решения суда по делу N А21-6789/2015, установившего факт неисполнения обязательств по контракту, в связи с которым при соблюдении процессуального порядка расторжения контракта через суд, указанный муниципальный контракт был бы расторгнут. Следовательно, вывод суда первой инстанции о недоказанности факта неисполнения обязательств ООО "Деметра" явно противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.03.2016 Администрацией размещено на своем сайте в сети Интернет извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Гусев, ул. Менделеева, д.14. Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 19.04.2016 на участие в конкурсе заявки поступили от ООО "Деметра" и от ООО "Мириам". По результатам рассмотрения жалобы ООО "Деметра" на действия комиссии Администрации при проведении торгов антимонопольным органом заказчику выдано предписание от 19.05.2016 N 41-Т/2016 об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и проведении повторной процедуры рассмотрения заявок.
Во исполнение предписания от 19.05.2016 N 41-Т/2016 конкурсной комиссией заказчика повторно проведена процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.05.2016 заявка ООО "Деметра" комиссией Администрации отклонена, поскольку на участие в конкурсе представлены недостоверные сведения о соответствии претендента требованиям, установленным пунктам 12.1.3 и 12.1.6 конкурсной документации, в силу чего, в соответствии с требованиями подпункта 10.4 пункта 10 Положения по выбору подрядных организаций, пункта 18.5 конкурсной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, уставленных претендентом в соответствии с подпунктом 5.6 пункта 5 Положения по выбору подрядных организаций, пункта 15.1 конкурсной документации конкурсной комиссией принято решение об отстранении ООО "Деметра" от участия в конкурсе. В обоснование данного решения комиссия сослалась на решения Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2015 по делу N А21-6789/2015 и от 21.12.2015 по делу N А21-6866/2015.
Не согласившись с указанными действиями Администрации, ООО "Деметра" 03.06.2016 обратилось в УФАС с жалобой, по результатам рассмотрения которой антимонопольным органом 22.06.2016 принято решение N Т-65/2016. Означенным решением жалоба Общества признана обоснованной; комиссия заказчика признана нарушившей пункт 10.4 раздела 10 Положения и пункта 18.5 раздела 18 конкурсной документации.
Антимонопольным органом заказчику выдано предписание от 22.06.2016 N 61-Т/2016 об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 31.05.2016, проведении повторной процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация, ссылаясь на нарушение требований пунктов 1 и 5 части 6 и части 9 статьи 18.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2.1 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области от 02.03.2015 N 21 "Об утверждении положения по выбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" организатор торгов при проведении открытого конкурса наделен, в том числе, полномочиями по формированию и участию в работе комиссии по проведению отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8.1 раздела 8 Положения комиссия по проведению открытых конкурсов по привлечению подрядных организаций для оказания и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах является специально уполномоченным органом и создается для рассмотрения и оценки заявок претендентов, принимающих участие в открытом конкурсе, а также для определения победителя конкурса.
В силу пункта 5.6 раздела 5 Положения для участия в конкурсе допускаются претенденты, соответствующие следующим требованиям:
- отсутствие у претендента удовлетворенных судебных исков о неисполнении договорных обязательств по договорам подряда;
- отсутствие у подрядной организации за последние два года фактов неисполнения обязательств по ранее заключенным договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и (или) фактов расторжения таких договоров вследствие существенных нарушений подрядной организацией условий договоров.
Согласно пункту 10.4 раздела 10 Положения в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных претендентом в соответствии с частью 6.2 данного Положения, комиссия обязана отстранить такого претендента от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения.
В соответствии с пунктами 12.1.3 и 12.1.6 конкурсной документации для участия в конкурсе допускаются претенденты, соответствующие следующим требованиям:
- отсутствие у претендента удовлетворенных судебных исков о неисполнении договорных обязательств по договорам подряда за последние 2 года в качестве подрядчика (исполнителя) договора подряда;
- отсутствие у претендента за последние два года фактов неисполнения обязательств по ранее заключенным договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и (или) фактов расторжения таких договоров вследствие существенных нарушений подрядной организацией условий договоров.
В соответствии с пунктом 18.5 конкурсной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных претендентом в соответствии с частью 15.1 конкурсной документации, комиссия обязана отстранить такого претендента от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения об отстранении ООО "Деметра" от участия в конкурсе (31.05.2016) решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2015 по делу N А21-6866/2015 было обжаловано ООО "Деметра" в апелляционной инстанции и вступило в законную силу 01.06.2016.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о необоснованной ссылке Администрации в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.05.2016 на решение суда, не вступившее в законную силу.
В конкурсной документации заказчиком установлено требование об отсутствии у претендента удовлетворенных судебных исков о неисполнении договорных обязательств по договорам подряда за последние 2 года в качестве подрядчика (исполнителя) договора подряда и отсутствии у претендента за последние два года фактов неисполнения обязательств по ранее заключенным договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и (или) фактов расторжения таких договоров вследствие существенных нарушений подрядной организацией условий договоров.
Вместе с тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции, в судебном акте от 09.12.2015 по делу N А21-6789/2015 констатировано выполнение работ ООО "Деметра" по рассматриваемому объекту, однако с нарушением срока исполнения договорных обязательств, в связи с чем с ООО "Деметра" была взыскана пеня. Таким образом, следует признать, что данный судебный акт свидетельствует о просрочке исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а не о неисполнении договорных обязательств, как того требует конкурсная документация.
Также, из имеющейся справки Администрации МО "Озерский городской округ" по объекту, являвшемуся объектом рассмотрения по N А21-6789/2015, Администрация претензий к ООО "Деметра" по объему и качеству выполненных работ не имеет, работы по контракту выполнены и приняты в полном объеме.
Аналогично, решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2015 по делу N А21-6866/2015 констатировано выполнение ООО "Деметра" работ по рассматриваемому объекту, однако с нарушением срока выполнения договорных обязательств, вследствие чего с ООО "Деметра" была взыскана неустойка.
То есть, указанное решение свидетельствует о просрочке исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, а не о неисполнении договорных обязательств, как указано в конкурсной документации.
Таким образом, судом сделан правомерный вывод о том, что конкурсная комиссия Администрации необоснованно отстранила ООО "Деметра" от участия в конкурсе, указав на представление участником недостоверной информации.
Следовательно, оспариваемое решение и выданное на его основании предписание антимонопольного органа соответствуют материалам дела и требованиям законодательства, в связи с чем оснований для признания оспариваемого решения и выданного на его основании предписания недействительными судом первой инстанции правомерно не установлено.
Довод жалобы о нарушении антимонопольным органом требований пунктов 1 и 5 части 6 и части 9 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать: 1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются; 2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса; 3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена; 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы; 5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
В силу положений части 9 статьи 18.1 Закона N 135 жалоба возвращается заявителю в следующих случаях: 1)жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи; 2)жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что сведения о месте нахождения и телефоне организатора торгов (администрации муниципального образования "Гусевский городской округ") находятся в открытом доступе. Жалоба ООО "Деметра" подписана директором общества Денисюком Д.С.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом ООО "Деметра" представило дополнение к жалобе, в котором указано на то, что ранее к жалобе была приложена копия приказа о назначении директора на 1-м л.
09.11.2016 представитель УФАС пояснил, что в период рассмотрения данного дела антимонопольным органом рассматривалось еще несколько жалоб ООО "Деметра", при этом приказы о назначении директора ООО "Деметра" были представлены обществом к каждой жалобе, но в связи с большим объемом документов и загруженностью сотрудника заинтересованного ица при формировании дела для представления в арбитражный суд копия приказа о назначении директора общества не вошла в состав представленных суду документов.
В том же судебном заседании арбитражным судом обозревались материалы антимонопольного органа по жалобе ООО "Деметра" N Т-52/2016 (производство по делу начато 10.05.2016, окончено - 19.05.2016), согласно которым к жалобе ООО "Деметра" был приложен приказ N 1 о вступлении Денисюка Д.С. в должность директора общества (согласно описи документов, находящихся в жалобе N Т-52/2016).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент поступления жалобы ООО "Деметра", послужившей основанием для вынесения оспариваемых в рамках настоящего дела решения и предписания, в распоряжении антимонопольного органа имелись документы, подтверждающие полномочия подписавшего жалобу лица.
Кроме того, недостатки жалобы, на которые ссылается Администрация, не препятствовали ее рассмотрению. Отсутствие в жалобе каких-либо поименованных выше сведений, если недостаток жалобы устраним и это не препятствует рассмотрению жалобы по существу, является формальным, а жалоба подлежит рассмотрению по существу органом, уполномоченным рассматривать жалобу. Отсутствие указанных сведений не препятствует рассмотрению жалобы по существу, а возвращение жалобы лишь по данным основаниям не может быть признано обоснованным.
Судом правомерно не принят во внимание довод заявителя на неисполнимость предписания в связи с исполнением договора N 160 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, заключенного 25.07.2016 с ООО "Мириам", поскольку согласно положениям главы 24 АПК РФ, оспариваемый ненормативный правовой акт проверяется судом на соответствие действующему законодательству на момент его вынесения (решение и предписание антимонопольного органа вынесены 22.06.2016 - до заключения указанного договора).
Конкретные судебные акты, упомянутые Администрацией в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции, так как они приняты по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2016 по делу N А21-4901/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4901/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2017 г. N Ф07-6883/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация МО "Гусевский городской округ", ООО "Мириам"
Ответчик: УФАС по Калининградской области
Третье лицо: Администрация МО "Гусевский городской округ", ООО "Деметра", ООО "Мириам"