г. Томск |
|
03 декабря 2009 г. |
Дело N А27-8894/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Санникова А.А. по доверенности от 13.05.2009 г. (на один год)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "РЭНОМ"
на Решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 28.09.2009 г. по делу N А27-8894/2009 (судья Потапов А.Л.)
по заявлению закрытого акционерного общества "РЭНОМ"
к Инспекции ФНС России по г. Кемерово
Третье лицо общество с ограниченной ответственностью "АРС"
о признании недействительным (незаконным) регистрационного действия о прекращении деятельности ООО "Алтен",
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "РЭНОМ" (далее ЗАО "РЭНОМ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Кемерово (далее Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным (незаконным) регистрационного действия инспекции и соответствующей записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Алтен" (далее ООО "Алтен") путем реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "АРС" (далее ООО "АРС"); о восстановлении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице - ООО "Алтен" по состоянию на 20.01.2009 г.
Определением арбитражного суда от 29.06.2009 г. к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРС", г.Кемерово.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.09.2009 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "РЭНОМ" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить как принятое при неполном исследования представленных сторонами доказательств и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:
- ЗАО "РЭНОМ", являющееся кредитором ООО "Алтен", не было письменно уведомлено о его предстоящей реорганизации, что является существенным нарушением процедуры реорганизации, в результате которой нарушены права и законные интересы Общества, лишенного возможности предъявить к ООО "Алтен" требований по срочному исполнению обязательств по погашению долга либо дать согласие на перевод долга на общество, создаваемое в результате реорганизации; в передаточном акте указана общая сумма обязательств без подробной расшифровки по кредиторам общества.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов апелляционной жалобы, считая их необоснованными, указав на отсутствие у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации; акт приема-передачи прав и обязанностей при реорганизации от 25.12.2008 г. содержит сведения о переходе к ООО "АРС" всех активов и задолженностей ООО "Алтен" ; реорганизация является формой универсального правопреемства, следовательно, ЗАО "РЭНОМ" могло предъявить свои требования правопреемнику ООО "Алтен" - ООО "АРС".
Заявитель, третье лицо извещены в порядке ст. 123 АПК РФ в судебное не явились; ЗАО "РЭНОМ" в поступившем 24.11.2009 г. заявлении просит в рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Представитель Инспекции в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.01.2009 года ООО "Алтен" было представлено в ИФНС России по г.Кемерово заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (по форме Р16003). Одновременно с указанным заявлением в налоговый орган были представлены: протокол N 16 от 16.11.2008 общего собрания участников ООО "Алтен", решение N 16 от 16.11.2008 единственного участника ООО "АРС", протокол N 1 от 12.12.2008 общего собрания участников ООО "Алтен" и ООО "АРС", договор о реорганизации в форме присоединения от 11.12.2008, передаточный акт от 25.12.2008, копия сообщения о реорганизации в ИФНС России N 32 по г.Москве, бланк-заявка на произведенную публикацию сообщения о реорганизации в средствах массовой информации.
26.01.2009 ИФНС России по г.Кемерово принято решение N 220 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Алтен" при реорганизации в форме присоединения, а также принято решение о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц об ООО "АРС" в связи с присоединением к нему юридических лиц при реорганизации в форме присоединения.
Полагая, что прекращение деятельности ООО "Алтен" повлекло за собой неблагоприятные последствия для ЗАО "РЭНОМ" как кредитора указанного юридического лица, а равно полагая, что действия налогового органа по регистрации прекращения деятельности ООО "Алтен" совершены с нарушением требований действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из представления в налоговый орган всех необходимых документов, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации произведенной реорганизации; непредставления заявителем доказательств нарушения оспариваемыми действиями налогового органа своих прав и законных интересов.
Исходя из положений статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж)документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в двух случаях: при непредставлении определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов либо представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Пунктом 4 статьи 9 указанного Закона также установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Вместе с тем, согласно абзац у 3 статьи 1 указанного Закона законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью", при реорганизации общество обязано письменно уведомить всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в заявлении, представляемом в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подтверждается в том числе, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.
По смыслу указанных положений заявителем в регистрирующий орган должны быть представлены доказательства получения кредиторами реорганизуемого общества уведомления о его реорганизации.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при предоставлении доказательств уведомления кредиторов о порядке, установленном настоящим пунктом, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2000 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Таким образом, регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов и выносить решения об отказе в государственной регистрации при их отсутствии в соответствии с пп. "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Правомерность указанной позиции подтверждена также в Определении Высшего арбитражного суда от 08.02.2008 N 951/08 по делу N А76-3951/2007-56-210.
Материалами дела установлено, что Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.01.2008 года по делу N А40-56019/07-137-506 с ООО "Алтен" в пользу заявителя взыскано 50 000 долларов США вексельного долга по курсу Банка России на день фактического платежа. Указанное решение арбитражного суда вступило в силу, заявителю выдан исполнительный лист, который был предъявлен к исполнению и судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство (постановление о возбуждении исполнительного производства от 24.07.2008 года).
Уведомление о реорганизации общества в адрес кредитора ЗАО "РЭНОМ" не направлено, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
С учетом того, что государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью, осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов, исходя из положений п. 5 ст. 51 Федерального закона N 14-ФЗ независимо от факта опубликования в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении о реорганизации; решение Инспекции по внесению записей в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Алтен" путем реорганизации в форме присоединения не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы ЗАО "РЭНОМ", поскольку не уведомление кредитора в установленном законом порядке лишило кредитора реорганизуемого юридического лица на предъявление к нему законно установленных требований, и в этой части выводы суда первой инстанции о представлении ООО "Алтен" полного пакета документов, необходимых для государственной регистрации, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При этом сам по себе факт указания в поданном ООО "Алтен" в налоговый орган заявлении в разделе 5 о том, что передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам прекратившего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения юридического лица в отношении всех его кредиторов; а равно о том, что все кредиторы уведомлены в письменной форме, безусловным доказательством указанного не является; соответствующие доказательства о направлении надлежащего уведомления кредитора о реорганизации общества, о включении задолженности ООО "Алтен" перед ЗАО "РЭНОМ" в передаточный акт, а также их представление в налоговый орган с заявлением о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в материалах дела отсутствуют, тогда как в силу положений ч. 5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Внесенные Федеральным законом N 315-ФЗ изменения в ст. 60 ГК РФ и в Федеральный Закон N 129-ФЗ, вступившие в законную силу с 31.12.2008 г. не изменяли порядка, установленного пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 51 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью", пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части обязанности письменного уведомления кредиторов реорганизуемого юридического лица о предстоящей реорганизации и подтверждение такого уведомления в письменной форме в заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ по делам об обжаловании действий (бездействия) государственных органов также предусмотрено, что в решении должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждено, что предметом настоящего судебного разбирательства является оспаривание регистрационного действия налогового органа и соответствующей записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Алтен" путем реорганизации в форме присоединения на основании решения регистрирующего органа N 220 от 26.01.2009 г. о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения в отношении ООО "Алтен", с учетом положений ст. 199, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, в соответствии с которыми содержание обязанности органа, совершившего незаконное действие по восстановлению нарушенного права определяет суд по результатам рассмотрения дела, на налоговый орган подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за N 2094205019335 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Алтен" при реорганизации в форме присоединения и восстановлении записи в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе с ограниченной ответственностью "Алтен" за ОГРН 1027700402608.
В связи с изложенным апелляционная жалоба ЗАО "РЭНОМ" подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судебные расходы, в том числе за подачу апелляционной жалобы, на основании ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 28 сентября 2009 года по делу N А27-8894/2009 отменить.
Заявленные закрытым акционерным обществом "РЭНОМ" требования удовлетворить.
Признать незаконными регистрационные действия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово Кемеровской области и запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО "Алтен" путем реорганизации в форме присоединения за N 2094205019335, произведенных на основании решения N 220 от 26.01.2009 г.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кемерово Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за N 2094205019335 о прекращении деятельности ООО "Алтен" путем реорганизации в форме присоединения и восстановления записи в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе с ограниченной ответственностью "Алтен" за ОГРН 1027700402608.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово Кемеровской области в пользу закрытого акционерного общества "РЭНОМ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8894/2009
Истец: ЗАО "РЭНОМ"
Ответчик: ИФНС России по г. Кемерово
Третье лицо: ООО "АРС"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5097/10
16.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5097/10
22.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8894/2009
30.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9383/09
22.07.2010 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8894/09
21.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5097/10
12.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8894/2009
03.12.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9383/09
28.09.2009 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8894/09