г. Самара |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А55-17285/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Михеева Е.Я. по доверенности N 28-07/130 от 23.12.2016,
от ответчика - представитель Объедкова И.В. по доверенности N 05 от 09.01.2017,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 декабря 2016 года, принятое по делу NА55-17285/2016 (судья Стуликова Н.В.),
по иску Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (ОГРН 1036300468456, ИНН 6315800523),
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805),
Территориальному управлению Росимущества в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460),
с участием третьих лиц:
- Управления Росреестра по Самарской области,
- ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области,
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 АПК РФ) с исковым заявлением о признании права собственности отсутствующим, признании незаконным результата лесоустройства в части и исключения из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении спорных частей указанных земельных участков к землям лесного фонда.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2016 г. принят частичный отказ от исковых требований о признании незаконным результата лесоустройства в части включения частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974, 63:26:0000000:880, площадью 27 184, 28 кв.м. и 18 687,63 кв.м. соответственно, в лесные выделы квартала 31 Красноярского лесничества, Большецаревщинского участкового лесничества и исключении из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении частей указанных земельных участков к землям лесного фонда, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2016 иск удовлетворен.
Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть земельного участка площадью 45 871,92 кв.м. (= 18 687,63 кв.м.+27 184,29 кв.м.), расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Большецаревщинское лесничество, квартала N N 1-31, 33-42, 44-58, 60-85, кадастровый (или условный) номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0// 0000:00:0000:000: 0:0, назначение: леса 1-й группы, запись о регистрации права от 30.12.2004 года N 63-01/26-33/2004-415 общей площадью 35 422 кв.м. ( 16 736 кв.м. + 18 686 кв.м.) и имеющего координаты:
Наименование точки |
Координата х |
Координата у |
21 |
5 922 300,31 |
373 047,08 |
22 |
5 922 277,07 |
373 006,43 |
23 |
5 922 267,11 |
372 989,22 |
24 |
5 922 242,62 |
372 946,42 |
25 |
5 922 245,87 |
372 930,26 |
26 |
5 922 506,30 |
373 388,67 |
27 |
5 922 493,27 |
373 386,26 |
28 |
5 922 464,67 |
373 335,74 |
29 |
5 922 424,85 |
373 266,15 |
30 |
5 922 340,13 |
373 116,67 |
21 |
5 922 300,31 |
373 047,08 |
31 |
5 922 384,50 |
373 008,79 |
32 |
5 922 403,66 |
373 042,42 |
33 |
5 922 385,08 |
373 051,44 |
34 |
5 922 421,03 |
373 114,58 |
35 |
5 922 448,58 |
373 163,19 |
36 |
5 922 478,82 |
373 216,16 |
37 |
5 922 511,52 |
373 274,62 |
38 |
5 922 532,35 |
373 311,13 |
39 |
5 922 565,39 |
373 369,82 |
40 |
5 922 599,66 |
373 430,52 |
41 |
5 922 629,34 |
373 485,74 |
42 |
5 922 658,91 |
373 540,84 |
43 |
5 922 676,87 |
373 573,63 |
44 |
5 922 646,45 |
373 542,09 |
45 |
5 922 252,06 |
372 840,62 |
46 |
5 922 254,25 |
372 822,93 |
47 |
5 922 263,23 |
372 838,85 |
48 |
5 922 295,70 |
372 894,84 |
49 |
5 922 326,84 |
372 949,61 |
50 |
5 922 345,25 |
372 981,86 |
51 |
5 922 365,87 |
373 017,89 |
31 |
5 922 384,50 |
373 008,79 |
Общая площадь наложения границ земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 63:26:0000000:974 площадью 16 736 кв.м.
Наименование точки |
Координата х |
Координата у |
18 |
5 922 251,16 |
372 903,99 |
49 |
5 922 496,51 |
373 333,99 |
50 |
5 922 496,04 |
373 334,25 |
51 |
5 922 496,84 |
373 335,70 |
52 |
5 922 497,33 |
373 335,43 |
19 |
5 922 572,31 |
373 466,84 |
53 |
5 922 545,90 |
373 440,29 |
54 |
5 922 518,82 |
373 390,98 |
26 |
5 922 506,30 |
373 388,67 |
25 |
5 922 245,87 |
372 930,26 |
18 |
5 922 251,16 |
372 903,99 |
44 |
5 922 252,06 |
372 840,62 |
43 |
5 922 646,45 |
373 542,09 |
55 |
5 922 637,37 |
373 532,67 |
56 |
5 922 458,33 |
373 227,53 |
57 |
5 922 462,95 |
373 225,21 |
58 |
5 922 461,57 |
373 222,48 |
59 |
5 922 456,77 |
373 224,89 |
11 |
5 922 248,45 |
372 869,87 |
44 |
5 922 252,06 |
372 840,62 |
60 |
5 922 267,62 |
372 875,50 |
61 |
5 922 262,21 |
372 878,22 |
62 |
5 922 260,84 |
372 875,48 |
63 |
5 922 266,25 |
372 872,76 |
60 |
5 922 267,62 |
372 875,50 |
64 |
5 922 362,06 |
373 048,51 |
65 |
5 922 363,44 |
373 051,24 |
66 |
5 922 359,03 |
373 053,45 |
67 |
5 922 358,02 |
373 053,96 |
68 |
5 922 356,65 |
373 051,23 |
69 |
5 922 357,54 |
373 050,78 |
64 |
5 922 362,06 |
373 048,51 |
Общая площадь наложения границ земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 63:26:0000000:880 площадью 18 686 кв.м.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога общего пользования регионального значения Волжский - аэропорт "Курумоч" до автодороги "Урал" км 0,000 - км 6,200 введена в эксплуатацию в 1962 году и принята в собственность Самарской области в 2004 году, что подтверждается актом приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях N 00016/7 от 26.01.2004.
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Урал" - аэропорт "Курумоч" км 0,000 - км 2,780 введена в эксплуатацию в 1976 году и принята в собственность Самарской области в 2004 году, что подтверждается актом приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях N 00016/26 от 26.01.2004.
Вышеуказанные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106.
Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области были изготовлены технические паспорта вышеуказанных автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 69 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования Самарской области" в пункте 12: в графе "Наименование автомобильной дороги общего пользования" слова "Урал" - аэропорт "Курумоч" заменены словами "Волжский - аэропорт "Курумоч"; в графе "Общая протяженность, км" цифру "3,000" заменена цифрой "10,000"; в графе "асфальтобетонные, км" цифру "3,000" заменена цифрой "10,000"; пункты 14, 18 исключены.
Вышеуказанным постановлением Правительства Самарской области автомобильные дороги общего пользования регионального значения "Урал" -аэропорт "Курумоч" и Волжский - аэропорт "Курумоч" до автодороги "Урал" объединены в одну автомобильную дорогу с присвоением ей наименования -автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Волжский -аэропорт "Курумоч".
В соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и предоставленными Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, земельные участки с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974 и 63:26:0000000:880 являются частью земельного участка лесного фонда площадью 7087,00 га, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Большецаревщинское лесничество, кварталы 1-31, 33-42, 44-58, 60-85, кадастровый (или условный) номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, назначение: леса 1-й группы.
Запись о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (лесные земли) площадью 7087,00 га, расположенный: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Больше-Царевщинское лесничество, кварталы 1-31, 33-42, 44-58, 60-85 внесена 30.12.2004 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за N 63-01 /26-33/2004-415.
Министерство, считая, что часть земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер 63:26:000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, площадью 16 736 кв.м. и часть земельного участка площадью 18 686 кв.м., входящие в границы земельного участка 31 квартала Болшецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества, право собственности на которое зарегистрировано за РФ, являются полосой отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Волжский - аэропорт "Курумоч" и необоснованно включены в границы земельного участка 31 квартала Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества по материалам лесоустройства 1995 года, обратилось в арбитражный суд с заявленным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с приведенным разъяснением иск о признании права собственности отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/2011.
По общему правилу право на предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом.
Таким образом, в рамках настоящего дела необходимо установить наличие у истца права собственности (либо иного законного права) на спорные земельные участки и нахождения этих участков в его владении, а также доказать незаконность возникновения права собственности ответчика на спорное имущество.
Министерство обратилось с иском о признании зарегистрированного права Министерства лесного хозяйства отсутствующим с целью изменения данных, содержащихся в системе учета прав на недвижимое имущество и приведения их в соответствие с фактическими обстоятельствами, поскольку информация, внесенная в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является единственным источником юридически значимой информации, подтверждающей существующие права на недвижимое имущество. Следовательно, одновременное наличие в реестре прав записей о зарегистрированном праве на одни и те же части спорного объекта за разными субъектами противоречит самой сути государственной регистрации права.
На момент строительства и дату ввода в эксплуатацию рассматриваемой дороги действовал Лесной кодекс РСФСР от 25.07.1923 года. В соответствии с пунктами 59-61 Лесного кодекса РСФСР от 25.07.1923 для государственных потребностей, в частности для размещения автомобильных дорог, допускалась расчистка и обращение лесных площадей в иной вид угодий на основании разрешения.
Земельные участки, необходимые для отвода в постоянное (бессрочное) пользование, устанавливались проектом организации строительства. Ширина полосы отвода устанавливалась в соответствии с пунктом 1 постановления Совмина РСФСР от 26.09.1962 N 1255 "Об упорядочении отвода земель для автомобильных дорог, осушительных и оросительных каналов и других гидротехнических сооружений" в зависимости от категории дороги. Кроме того, в соответствии с пунктом 11 указанного постановления в пределах полосы отвода автомобильных дорог могли осуществляться декоративные лесопосадки.
Статья 5 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 08.08.1978 "Об утверждении Лесного кодекса РСФСР", прямо указывала, что в государственный лесной фонд не входят защитные насаждения в полосах отвода автомобильных дорог.
Таким образом, земельный участок, занимаемый полосой отвода автомобильной дороги Волжский - аэропорт "Курумоч", находился в постоянном (бессрочном) пользовании у собственника дороги с 1962 года.
Таким образом, материалы лесоустройства не должны включать в границы лесного фонда земельные участки, являющиеся полосой отвода автомобильной дороги Волжский - аэропорт "Курумоч", существующей с 1962 года.
Процедура оформления в собственность Самарской области земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974, 63:26:0000000:880 и последующее их предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству транспорта юридически оформила существующие у Самарской области права собственника автомобильной дороги Волжский-аэропорт "Курумоч" владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, занятыми полосой отвода указанной дороги.
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией пункта 15 статьи 3 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно части 6 статьи 62 Федерального закона N 257-ФЗ до 01.01.2012 границы полосы отвода автомобильных дорог могут быть установлены на основании утвержденной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Распоряжениями Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от 01.03.2011 N 46-с, от 27.04.2011 N 136-с "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане)" были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане), занятых полосой отвода автомобильной дорогой общего пользования регионального значения в Самарской области Волжский - аэропорт "Курумоч", расположенных в границах сельского поселения Светлое Поле.
Размеры указанных земельных участков определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" (на дату введения в эксплуатацию указанной автомобильной дороги действовало постановления Совмина РСФСР от 26.09.1962 N 1255 "Об упорядочении отвода земель для автомобильных дорог, осушительных и оросительных каналов и других гидротехнических сооружений").
Сведения о границах земельных участках, занимаемых автомобильной дорогой Волжский - аэропорт "Курумоч", были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением земельным участков следующих номеров: 63:26:0000000:974, 63:26:0000000:880.
При постановке спорных земельных участков не было выявлено каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками, в том числе с участками лесного фонда.
На основании пункта 5 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ, пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности Самарской области на спорные земельные участки (записи от 28.11.2012 N 63-63-26/507/2012-628, от 28.11.2012 N 63-63-26/507/2012-614).
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2.2 Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 89 "Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области", статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельные участки были предоставлены Министерству транспорта в постоянное (бессрочное) пользование.
В качестве основания регистрации права собственности Российской Федерации указана статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) (действовал в период совершения оспариваемой регистрации права) (далее - ЛК РФ 1997 года), согласно которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 18 ЛК РФ 1997 года содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определялось на момент регистрации права собственности РФ ЛК РФ 1997 года, гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
На момент осуществления государственной регистрации права собственности РФ на участок лесного фонда действовал Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 101 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 08.12.2006), к землям лесного фонда относились лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда должны заноситься в государственный земельный кадастр (часть 2 статьи 101 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 08.12.2006).
Таким образом, в соответствии с действующим на тот момент законодательством, требовалась постановка земель лесного фонда на кадастровый учет.
В составе документов, представленных Министерством лесного хозяйства на участок лесного фонда в рамках рассматриваемого дела, отсутствуют кадастровый паспорт или план участка лесного фонда, представляющий информацию о конкретных границах участка.
Вместе с тем, в соответствии с действующим Лесным кодексом Российской Федерации (2006 года) (далее - ЛК РФ 2006 года) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ 2006 года.
В соответствии со статьями 67, 68 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, а именно: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции".
Лесоустройство включает в себя, в частности, такое мероприятие как закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (пункт 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ 2006 года).
Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (часть 3 статьи 68 ЛК РФ 2006 года).
Согласно части 2 статьи 68 ЛК РФ геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В силу статьи 92 ЛК РФ 2006 года государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Федеральный закон N 221-ФЗ).
Исходя из статей 5, 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьями 4.2 и 4.4 частью 1 и частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11 по делу N А55-19694/2010, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Министерством лесного хозяйства в материалы дела не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, находящегося по адресу:
Самарская область, Красноярский р-н, Красноярский лесхоз, Больше- Царевщинское лесничество, кварталы 1-31, 33-42, 44-58, 60-85, с кадастровым (или условным) номером 63:26:000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, площадью 7087,00 га, на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Выписка из государственного лесного реестра от 08.04.2016 не может являться доказательством установления границ участка лесного фонда на местности.
Данная позиция подтверждена также в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2016 N Ф05-11784/16 по делу N А41-60992/2015 и постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2015 N Ф05-14923/2014 по делу N А41-58512/13.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участка лесного фонда на территории данного кадастрового района не имеется, в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о местоположении границ участка лесного фонда по адресу: Самарская область, Красноярский р-н, Красноярский лесхоз, Болыпецаревщинское лесничество, кварталы 1-31, 33-42, 44-58, 60-85.
Министерством транспорта при постановке земельных участков на кадастровый учет с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974, 63:26:0000000:880 были проведены работы по утверждению схем расположения указанных земельных участков, межевание и согласование границ со смежными землепользователями. При постановке спорных земельных участков не было выявлено каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками, в том числе с участками лесного фонда.
Согласно заключению кадастрового инженера от 20.10.2016 материалы лесоустройства 1995 года Болшецаревщинского участкового лесничества квартала 31 Красноярского лесничества не должны включать в границы земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, земельные участки, отводимые в постоянное пользование для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, построенной в 1962 году.
Кадастровым инженером сделан вывод, что границы земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер 63:26:000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, определенные по представленным материалам лесоустройства 1995 года Большецаревщинского участкового лесничества квартала 31 Красноярского лесничества, были установлены без учета норм отвода земель, необходимых для использования под полосу отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Волжский - аэропорт "Курумоч".
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что часть земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер 63:26:000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью 16 736 кв.м и часть земельного участка площадью 18 686 кв.м, входящие в границы земельного участка 31 квартала Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, являются полосой отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Волжский - аэропорт "Курумоч" и необоснованно включены в границы земельного участка 31 квартала Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества по материалам лесоустройства 1995.
Суд, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, установил, что зарегистрированное право собственности ответчика на земельный участок 45 871,92 кв.м. (18 687,63 кв.м.+27 184,29 кв.м.), расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Болыпецаревщинское лесничество, квартала N N 1-31, 33-42, 44-58, 60-85, кадастровый (или условный) номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0// 0000:00:0000:000: 0:0, назначение: леса 1-й группы, запись о регистрации права от 30.12.2004 года N 63-01/26-33/2004-415 общей площадью 35 422 кв.м. ( 16 736 кв.м. + 18 686 кв.м.) в указанных координатах, нарушает права и законные интересы истца, который наделен правом владения, пользования, и распоряжения полосой отвода автомобильной дороги, поэтому он обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 декабря 2016 года, принятое по делу N А55-17285/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17285/2016
Истец: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Красноярский отдел, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области