Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2017 г. N Ф06-22986/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 апреля 2017 г. |
Дело N А55-23141/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Гестион" - Смирнов И.В. дов. от 03.10.2016 г.,
от Самарской таможни - Юртаева К.Р. дов. от 15.12.2016, Ергашев А.Х. дов. от 15.12.2016, Камынина А.П. дов. от 11.01.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Самарской таможни на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 по делу N А55-23141/2016 (судья Лихоманенко О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гестион", г.Санкт-Петербург,
к Самарской таможне,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс", г.Тольятти,
о признании недействительным решения N 03-01-09/8849 от 21.07.2016, возложении обязанности возвратить 1140844 руб. 33 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гестион" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Самарской таможни, оформленного в письме от 21.07.2016 N 03-01-09/8849 "о возврате денежных средств" и возложении обязанности на Самарскую таможню восстановить нарушенное право общества путем возврата излишне взысканных денежных средств в размере 1140844 руб. 33 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Самарская таможня просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "Гестион" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Гестион" напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройальянс" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Гестион", действуя в интересах и по поручению ООО "Шин Трэйд" (далее - декларант), в соответствии с договором об оказании услуг таможенным представителем от 15.01.2013 N Г/03-02/337, декларировало на территории деятельности Самарской таможни товары - батареи аккумуляторные электрические (далее - товары) по декларациям на товары N 10412110/170113/0000379, N 10412110/220113/0000569, N 10412110/280113/0000887, N 10412110/040213/0001189 (далее - спорные ДТ).
Указанные товары поступили в адрес ООО "Шин Трэйд" на основании внешнеторгового контракта N 1 от 09.10.2012, заключенного между ООО "Шин Трэйд" и компанией Koncern Farmakom М.В. Sabac - Fabrika Acumulatora Sombor a.d. (Республика Сербия).
При таможенном декларировании товаров в спорных ДТ были заявлены тарифные преференции в графах 36, 44, 47, "В", в подтверждение которых были представлены сертификаты о происхождении товара форма СТ-2 от 11.01.2013 N 22047/С1/172/2013, от 16.01.2013 N 22047/С1/285/2013, от 23.01.2013 N 22047/С1/446/2013, от 26.01.2013 N 22047/С1/539/2013 (далее - Сертификаты), на основании которых декларант получил тарифные преференции в виде льгот по уплате таможенных платежей, и товары были выпущены в свободное обращение.
Решением Самарской таможни от 22.04.2014 N 10412000/400/220414/Т0012 об отказе в предоставлении тарифных преференций обществу отказано в предоставлении тарифных преференций. Основанием отказа Самарской таможней указано на то, что Сертификаты заполнены с нарушением требований и порядка их заполнения, a именно: в графах 12 Сертификатов наименование органа, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты, отличается от указанного в образце, доведенном до таможенных органов письмом ФТС России.
В связи с отказом в предоставлении тарифных преференций 28.04.2014 Самарская таможня выставила в адрес ООО "Гестион" требование об уплате таможенных платежей N 89 на сумму 1130623 руб. 30 коп. и направила требование бенефициара от 04.06.2014 N 1 в ФСКБ Приморья "Примсоцбанк" в г. Санкт-Петербурге, в соответствии с которым банк списал со счета ООО "Гестион" 1140844 руб. 33 коп.
Как следует из требования Самарской таможни, основанием для возникновения у общества задолженности по уплате таможенных платежей после выпуска ДТ в свободное обращение явилось решение таможенного органа об отказе в предоставлении тарифных преференций по сертификатам о стране происхождения товаров СТ-2 по спорным ДТ на товары.
При этом, Самарская таможня ссылалась на различие в одной букве в наименовании органа, выдавшего сертификаты: "CU SOMBOR" и "CR SOMBOR", при этом таможня не оспаривает факт происхождения товаров в Республике Сербия и подлинность самих сертификатов о происхождении товаров.
20.05.2015 ООО "Гестион" письмом N Г/02-05/86 обратилось в ФТС России с просьбой разобраться в неправомерно сложившейся ситуации относительно отказа Самарской таможни в тарифных преференциях.
15.06.2015 ФТС России письмом N 22-100/28684 уведомило ООО "Гестион" о проведении по изложенным фактам проверочных мероприятий, о результатах которых информация будет направлена дополнительно.
19.05.2016 в ответ на повторное обращение общества ФТС России письмом N 06-87/23984 уведомило ООО "Гестион" о том, что в рамках дополнительных проверочных мероприятий УТН ФТС России был направлен запрос в Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербии о предоставлении необходимых разъяснений в части выявленных расхождений информации о коде таможенного поста (подразделения), присылаемой в рамках административного сотрудничества и указываемой в соответствующей графе сертификата, а также о подтверждении факта выдачи сертификатов о происхождении товаров формы "СТ-2" NN 22047/С1/172/2013, 22047/С1/285/2013, 22047/С1/446/2013, 22047/С1/539/2013.
Этим же письмом ФТС России сообщило, что соответствующие разъяснения и заключение Департамента происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербии в отношении указанных сертификатов направлено в таможенный орган декларирования, т.е. в Самарскую таможню.
Полагая, что первоначально при выпуске товаров по спорным ДТ в свободное обращение тарифные преференции были предоставлены обоснованно, ООО "Гестион" заявлением от 15.06.2016 обратилось в Самарскую таможню о возврате излишне взысканных таможенных платежей в размере 1140884 руб. 33 коп..
Рассмотрев указанное заявление, Самарская таможня приняла оспариваемое решение оформленное письмом от 21.07.2016 N 03-01-09/8849, которым отказала в возврате денежных средств в размере 1140844 руб. 33 коп.
При этом, в качестве основания отказа Самарская таможня указала, что обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин. Самарская таможня также указала, что документами, подтверждающими излишнюю уплату таможенных платежей, могут являться оформленные корректировки декларации на товары (внесение изменений в декларацию).
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (часть 2 статьи 58 ТК ТС). Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).
Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано "Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Протокол, Правила).
Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к настоящему Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).
Согласно пункту 5 названного приказа для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил. В соответствии с данной нормой товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в Приложениях N 1 и 2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств Сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).
Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.
Уполномоченные органы Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.
Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 названной статьи).
Статьей 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 ТК ТС).
В соответствии со статьей 62 ТК ТС в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (часть 5 статьи 61 ТК ТС).
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.
Статьей 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных протоколом от 22.07.2011, регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительство Республики Сербии.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 11 в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
При этом статьей 13 Правил таможенный орган предписано, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.
Подлинность представленного обществом сертификата и производство товара в Сербии таможня не оспаривает.
Таможня не представила документальные доказательства направления в процессе проведения проверки, перед принятием решения от 22.04.2014 N 10412000/400/220414/Т0012 об отказе в предоставлении тарифных преференций, запросов в компетентные национальные органы Сербии, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Кроме того, в статье 99 ТК ТС таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
Статьей 110 ТК ТС таможенному органу предоставлено право осуществлять таможенный контроль, в том числе и в форме проверки документов и сведений, которая в силу статьи 111 ТК ТС подразумевает проверку документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Пунктом 2 статьи 111 ТК ТС установлено, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 111 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Таким образом, полномочия таможенного органа по изменению (корректировке) после выпуска товаров и представления документов и сведений, влияющих на размер таможенных платежей, законом не ограничены. Из материалов дела следует, что данным правом Самарская таможня не воспользовалась.
Лишь ФТС России в ответ на обращение ООО "Гестион" были соблюдены требования части 5 статьи 61 ТК ТС и ст.111 ТК ТС и запрошены компетентные органы Республики Сербия, которые подтвердили подлинность сведений Сертификатов и соответственно обоснованность предоставления первоначальных таможенных преференций.
В соответствии с пунктом 5 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ" установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Взыскание денежных средств было произведено Самарской таможней 04.06.2014 г., согласно требованию бенефициара от 04.06.2014 N 1, направленному в ФСКБ Приморья "Примсоцбанк" в г. Санкт-Петербурге, в соответствии с которым Банк списал со счета ООО "Гестион" 1140844 руб. 33 коп.
С заявлением о возврате излишне взысканных денежных сумм ООО "Гестион" обратилось 15.06.2016, т.е. в пределах трех лет со дня их взыскания и приложением всех необходимых документов в соответствии с требованиями ТК ТС.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы Самарской таможни о том, что документом, подтверждающим факт излишнего взыскания таможенных платежей может являться оформленная корректировка декларации на товары, не может являться основанием для отказа в возврате обществу излишне взысканных денежных средств, поскольку предоставление корректировки к поданной декларации на товары не предусмотрено ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" в качестве единственного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин.
Более того, общество обоснованно указывает, что не может внести изменения в спорные ДТ, так как спорные декларации на товары были поданы с указанием в них права на тарифные преференции, и выпущены в свободное обращение с предоставлением таких преференций.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что доводы Самарской таможни о том, что имеются судебные решения о взыскании с ООО "ШинТрейд" в пользу ООО "Гестион", не свидетельствуют о повторности взыскания таможенных платежей из федерального бюджета и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления по настоящему делу.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка. Ссылка таможенного органа на то, что при отсутствии корректировки таможенной декларации, у него отсутствовала обязанность по возврату излишне взысканных сборов не может быть признана правомерной в рассматриваемом случае.
Заявителем изначально в декларациях заявлены верные сведения относительно тарифных преференций. Действия по списанию денежных средств произведены таможенным органом самостоятельно. Поэтому обращение заявителя за их возвратом является правомерным.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2017 по делу N А55-23141/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23141/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2017 г. N Ф06-22986/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Гестион"
Ответчик: Самарская таможня
Третье лицо: ООО "СтройАльянс"