Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2017 г. N Ф08-3794/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
10 апреля 2017 г. |
Дело N А61-3362/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.01.2017 по делу N А61-3362/2016 (судья М.Б. Коптева)
по заявлению Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (ОГРН 1071516000720, ИНН 1516613034)
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия- Алания,
третьи лица - ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования", ООО "Стройинвест"
о признании недействительным и отмене решения УФАС по РСО-Алания от 20.07.2016 по делу N А227-07/16 в части касающейся Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд
при участии в судебном заседании:
от Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд: Гусова Ф.Э. по доверенности от 01.03.2017; Захарова Н.С. по доверенности от 07.12.2016,
в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган) от 20.07.2016 по делу N А227-07/16, в части признания Управления нарушившим требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и Приложения N 1 Постановления N 99, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и ООО "Стройинвест".
Решением от 24.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.01.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на апелляционную жалобу ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и УФАС по РСО-Алания просят оставить решение суда от 24.01.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления просили отменить решение суда от 24.01.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками РСО-Алания", утвержденном Постановлением Правительства РСО - Алания от 19.03.2007 N 55 Управление, как уполномоченный орган получил от государственного заказчика, ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" на строительство берегоукрепительных сооружений на р.Фиагдон у селения Рассвет.
На основании указанной заявки, Управлением была разработана и размещена в Единой информационной системе Аукционная документация (извещение N 0310200000316001228).
13.07.2016 в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" о нарушении государственным заказчиком - ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и уполномоченным органом - Управлением РСО-Алания при проведении Аукциона, Закона о контрактной системе, для рассмотрения которой, антимонопольный орган возбудил дело N А227-07/16.
По результатам рассмотрения дела N А227-07/16 УФАС по РСО-Алания решением от 20.07.2016 жалоба ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа - Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд при осуществлении закупки на выполнение работ по объекту: Строительство берегоукрепительных сооружений на р. Фиагдон у селения Рассвет, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N 0310200000316001228) признана частично обоснованной, Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд признано нарушившими требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ и Приложения N 1 Постановления N 99.
Не согласившись с решением УФАС по РСО-Алания заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок), регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ, аукционная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона.
Пунктом 5.4 Аукционной документации и пунктом 23 Информационной карты Аукционной документации установлено, что участник Аукциона должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству или капитальному ремонту берегоукрепительных сооружений.
Частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения, в том числе аукционов, установлены Постановлением N 99.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, документация о закупке должна содержать дополнительные требования к участникам закупки, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Согласно примечанию к пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
То есть, примечанием к пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99 выделяется всего 2 группы строительных работ: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Постановление N 99 не предусматривает определение группы работ для подтверждения опыта исполнения контракта в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034- 2014.
Таким образом, вывод УФАС по РСО-Алания о несоответствии пункта 5.4 Аукционной документации и пункта 23 Информационной карты Аукционной документации требованиям части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ и Приложению N 1 Постановления N99 подтверждается материалами дела.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что аукционная документация утверждена заказчиком - ГБУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" и размещена на официальном сайте, в связи с чем, в действиях Управления отсутствует нарушение части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ и Приложения N 1 Постановления N 99 на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно частям 10 и 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями. К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Постановлением Правительства РСО-Алания N 55 от 19.03.2007 "Вопросы Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд" утверждены Положение об Управлении РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Положение) и Порядок взаимодействия Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками РСО- Алания (далее - Порядок взаимодействия). Согласно пункту 1.1 Положения, Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд является уполномоченным органом исполнительной власти РСО-Алания наделенным полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд РСО-Алания.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что Управление обладает исключительными полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд РСО-Алания следующими способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурса, аукцион и т.д.
При этом, в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу подпунктов 4 - 5 пункта 3 Положения, Управление по закупкам в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами в установленном порядке разрабатывает документацию для проведения аукциона, размещает информацию о закупках на официальном сайте.
Согласно пункту 2.3 Порядка взаимодействия, заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены, соответствие электронных копий документов оригиналам, заключение контрактов в установленные сроки, осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя, со ссылкой на пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и часть 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, о запрете на осуществление закупок, не включенных в планы-графики, в связи с вступлением в действие ч.11 ст.21 Закона о контрактной системе в силу с 1 января 2017 года и не действующего на момент вынесения оспариваемого решения.
Исходя из вышеизложенного, именно Управление, как уполномоченный орган, обязано разработать документацию об аукционе, разместить ее на официальном сайте, и соответственно, нести за не ответственность, в то время как такой ответственности за заказчиком Порядок взаимодействия не устанавливает.
С учетом изложенного выше, УФАС по РСО-Алания правомерно пришло к выводу о нарушении Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и Приложения N 1 Постановления N 99.
Иных доводов и доказательств того, что оспариваемое решение является не законным, в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.01.2017 по делу N А61-3362/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.01.2017 по делу N А61-3362/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3362/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2017 г. N Ф08-3794/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд
Третье лицо: ГУ "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" при КомитетеРСО-Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов, ООО "Стройинвест", УФАС России по РСО-Алания