г. Чита |
|
11 апреля 2017 г. |
Дело N А19-15702/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южное управление жилищно-коммунальными системами" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2016 года по делу N А19-15702/2016 (суд первой инстанции - Назарьева Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южное управление жилищно-коммунальными системами" (ИНН 3811043018, ОГРН 1153850030476, место нахождения: 664081, г. Иркутск, ул. Трудовая, 111, далее - истец, ООО "Южное УЖКС") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска (ОГРН 1113850039533, ИНН 3849017994, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 27, далее - ответчик, УЖКХ) о признании незаконным приказа от 26.08.2016 года N 704-22-402/16.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2016 года по делу N А19-15702/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110), в связи с чем Управление ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска не уполномочено осуществлять государственный жилищный надзор в отношении ООО "Южное управление ЖКС".
УЖКХ отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.03.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 07.09.2016 года в адрес Общества поступил Приказ и.о. начальника управления - заместителя главы Октябрьского округа Управления ЖКХ Октябрьского округа администрации г. Иркутска о проведении внеплановой выездной проверки в рамках осуществления муниципального жилищного контроля.
ООО "Южное управление ЖКС" полагая, что приказ Управления ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска нарушает его права и законные интересы обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений помимо прочего относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно пункту 1.1 статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными, законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Таким образом, распределение полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного надзора предусматривается как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
Следовательно, возможность осуществления муниципального жилищного контроля предусмотрена в Жилищном кодексе Российской Федерации только для случаев проверки выполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Пункт 6 Положения о государственной жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области жилищного надзора только в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает расширение сферы деятельности муниципального жилищного контроля законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 (1) Устава города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 20.05.2004 г. N 003-20-430537/4 муниципальный контроль в соответствующих сферах деятельности осуществляется структурными подразделениями (органами) администрации города, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
Установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности структурных подразделений (органов) администрации города, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных структурных подразделений (органов) администрации города и их полномочий, осуществляется в соответствии с настоящей статьей, статьей 46 настоящего Устава и иным муниципальным правовым актом города Иркутска.
К полномочиям структурных подразделений (органов) администрации города, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
- организация и осуществление муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности на территории города Иркутска;
- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления города Иркутска;
- разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Иркутской области;
- организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности в соответствии с показателями и методикой, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Иркутской области полномочий.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается правовыми актами администрации города либо законом Иркутской области и принятыми в соответствии с ним правовыми актами администрации города. Административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности утверждаются правовыми актами администрации города.
Постановлением администрации города Иркутска от 28.11.2012 г. N 031-06-2285/12 "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска" в соответствии со статьей 20 ЖК РФ установлен порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска, а также утвержден перечень должностных лиц администрации города Иркутска, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска.
В соответствии с пунктом 1.3. Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска, утв. постановлением администрации города Иркутска от 28.11.2012 г. N 031-06-2285/12 (далее - Положение), органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, является администрация города Иркутска.
Структурными подразделениями администрации города Иркутска, ответственными за осуществление муниципального жилищного контроля на подведомственной территории" являются управления ЖКХ Октябрьского, Свердловского, Правобережного, Ленинского округов администрации города Иркутска.
Согласно п. 1.4. Положения в рамках муниципального жилищного контроля структурные подразделения администрации города Иркутска, ответственные за осуществление муниципального жилищного контроля, осуществляют деятельность по организации и проведению на территории города Иркутска проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами установленных в отношении муниципального жилищного фонда города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами города Иркутска требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах с муниципальной долей собственности, к предоставлению коммунальных услуг пользователям муниципальных жилых помещений.
С целью организации муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска постановлением администрации города Иркутска от 15.01.2013 г. N 031-06-41/13 утвержден административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска (далее - административный регламент), согласно которому предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Иркутской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 5.2.3. административного регламента должностные лица органа местного самоуправления, являющиеся соответственно муниципальными жилищными инспекторами обязаны проводить проверку на основании приказа (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением.
Пункт 2.1.2 административного регламента, а также пункт 7.9. Положения содержит перечень оснований для проведения органом муниципального жилищного контроля внеплановой проверки, в том числе, при поступлении в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме; о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Из содержания оспариваемого приказа исполняющего начальника управления - заместителя главы Октябрьского округа Управления ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска о проведении проверки по муниципальному жилищному контролю от 26.08.2016 г. N 704-22-402/16 следует, что проверка проводилась с целью проверки информации, содержащейся в обращении гражданина, проживающего по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 66. Задачей проверки является установление факта соблюдения Обществом обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Предметом проводимой проверки являлось соблюдение обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами. Обследуемый объект проверки - дом 66 по ул. Трудовой. Из обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 66, следует, что в нем излагаются факты относительно ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
При этом из представленных в материалы дела карт реестра муниципального имущества города Иркутска по состоянию на 09.11.2016 г. следует, что квартиры N N 76, 110, 120, 157, 179, 264, 271, 293, расположенные в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 66, находятся в муниципальной собственности города Иркутска.
Обжалуемый приказ Управления ЖКХ Октябрьского округа издан уполномоченным должностным лицом, содержит все необходимые реквизиты, сведения о лицах, уполномоченных на проведение проверки, цели, задачи, сроки ее проведения и правовые основания для проведения проверки.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что у Управления ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска имелись основания для осуществления муниципального жилищного контроля по соблюдению ООО "Южное управление ЖКС" обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, следовательно, приказ Управления ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска от 26.08.2016 г. N 704-22-402/16 является законным и нарушает прав заявителя.
Ссылка заявителя жалобы на часть 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, не может быть принята судом во внимание, поскольку в настоящем деле оспариваемый акт издан в целях осуществления муниципального жилищного контроля.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2016 года по делу N А19-15702/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15702/2016
Истец: ООО "Южное управление жилищно-коммунальными системами"
Ответчик: Управление ЖКХ Октябрьского округа администрации города Иркутска