Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-8545/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 апреля 2017 г. |
Дело N А40-175757/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО Центр "Экран" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2017 по делу N А40-175757/16, принятое судьей О.А. Березовой, по заявлению АО Центр "Экран" к ДГИ г. Москвы третье лицо: УФНС по г. Москве об оспаривании решения ДГИ г. Москвы принять решение об установлении на 2016 год арендной платы по договору аренды земельного участка от 10.01.2012 N М-05-036548 в размере 1 руб. в год, обязать ДГИ г. Москвы заключить дополнительное соглашение к указанному договору в части размера арендной платы,
при участии:
от заявителя: |
Шелехов Д.В. по дов. от 15.08.2016; |
от заинтересованного лица: |
Бондаренко Г.Е. по дов. от 30.12.2016; |
от третьего лица: |
Пух И.А. по дов. от 16.01.2017; |
УСТАНОВИЛ:
АО Центр "Экран" обратился в Арбитражный суд г. Москвы к ДГИ г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента от 29.04.2016 N 33-5-47659/16-(0)-1 и обязании Департамента принять решение об установлении на 2016 год арендной платы по договору аренды земельного участка от 10.01.2012 N М-05- 036548 в размере 1 руб. в год, обязать Департамент заключить дополнительное соглашение к указанному договору в части размера арендной платы.
Решением от 20.01.2017 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного и третьего лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 10.01.2012 ответчик в качестве арендодателя и истец в качестве арендатора заключили договор аренды земельного участка N М-05-036548, по которому истцу на срок до 08.11.2060 предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001012:1011 площадью 883 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Б.Тульская, вл. 8, - для эксплуатации здания.
В п. 3.3 договора установлено, что размер ежегодной арендной платы указан в приложении 2 к договору, которое является составной и неотъемлемой частью договора.
П. 3.4 договора устанавливает, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и (или) города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения изменений и (или) дополнений в договор. В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы производится на основании договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации, и (или) уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и (или) изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в договор.
Из приложения 2 к договору следует, что расчет годовой арендной платы произведен на основании постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273- ПП, кадастровая стоимость земельного участка составляет 13 794 473 руб. 24 коп., в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка годовая арендная плата определяется арендатором самостоятельно на основании уведомления арендодателя; ставка арендной платы установлена в размере 1, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка, годовая арендная плата составляет 206 917 руб. 10 коп.
10.04.2014 сторонами подписано дополнительное соглашение к договору аренды. Из приложения 1 к дополнительному соглашению следует, что расчет годовой арендной платы произведен на основании постановлений Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП и от 26.11.2013 N 751-ПП, Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2014 составляет 24 209 590 руб. 69 коп., в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка годовая арендная плата определяется арендатором самостоятельно на основании уведомления арендодателя; ставка арендной платы установлена в размере 1, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка, размер арендной платы на 2014 год составляет 1 руб., с 01.01.2015 - 363 143 руб. 86 коп.
Кроме того, этим дополнительным соглашением договор дополнен п. 4.5, согласно которому арендатор обязан по истечении каждого налогового периода, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять арендодателю документы, подтверждающие установление предусмотренной налоговым законодательством льготы, освобождающей арендатора от уплаты земельного налога.
22.05.2015 сторонами подписано очередное дополнительное соглашение к договору аренды. Из приложения 1 к дополнительному соглашению следует, что кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2015 составляет 25 192 272 руб. 56 коп., ставка арендной платы установлена в размере 1, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка, а в случае предоставления арендодателю документов, подтверждающих налоговую льготу, размер ставки арендной платы и размер годовой арендной платы уточняются; размер арендной платы на 2015 год составляет 1 руб., с 01.01.2016 - 377 884 руб. 09 коп.
29.03.2016 истец обратился в Департамент за получением государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в части установления годовой арендной платы на 2016 год в размере 1 руб. В письме от 28.04.2016 N 33-5-47659/16-(0)-1 Департамент отказался заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части ставки арендной платы на 2016 год, сославшись на непредставление истцом документов, предусмотренных разделом 4 договора аренды.
Не согласившись с оспариваемым отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
П. 1 ст. 614 ГК Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
В силу п.1 ст. 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; согласно п. 1 ст. 424 Кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В п. 19 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В п. 20 постановления указано, что если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что при наличии оснований, предусмотренных законодательством, в том числе Законом города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" и постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, для изменения ставки арендной платы в соответствии с п. 3.4 договора аренды и с учетом п. 20 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 заключение сторонами дополнительного соглашения к договору аренды не является обязательным.
Согласно п. 4.5 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.04.2014) возлагает на арендатора обязанность по истечении каждого налогового периода, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять арендодателю документы, подтверждающие установление предусмотренной налоговым законодательством льготы, освобождающей арендатора от уплаты земельного налога. Данный пункт договора является действующим, не был оспорен истцом.
Льгота, предусматривающая освобождение от уплаты земельного налога организаций, использующих труд инвалидов, установлена в ст. 3.1 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" и сформулирована следующим образом: от налогообложения освобождаются организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков).
Такая формулировка обусловлена тем, что до окончания налогового (отчетного) периода определение среднесписочной численности инвалидов среди работников организации за налоговый (отчетный) период, как и формирование фонда оплаты труда работников организации за налоговый (отчетный) период и определение доли инвалидов в фонде оплаты труда за этот налоговый (отчетный) период невозможно.
Как верно указал суд первой инстанции, с учетом формулировки льготы, предусматривающей освобождение от уплаты земельного налога организаций, использующих труд инвалидов, установленной в ст. 3.1 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74, п. 4.5 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения от 10.04.2014) предусматривает, что размер арендной платы за 2016 год мог уменьшаться до 1 руб. только после истечения 2016 года и только при условии предоставления арендатором не позднее 31.03.2017 документов, предусмотренных п. 4.5 договора, применительно к 2016 году.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что Департамент правомерно отказал в уменьшении размера арендной платы до 1 руб. на 2016 год, поскольку истец обратился с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка 29.03.2016.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, оценил, по мнению суда, они не могут повлиять на результат его рассмотрения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2017 по делу N А40-175757/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175757/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-8545/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО Центр "Экран", АО ЦЕНТР ТРУДОВОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ "ЭКРАН"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ