г. Самара |
|
11 апреля 2017 г. |
А65-18702/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная коммерческая фирма "Жилкомсервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года по делу N А65-18702/2016 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственная коммерческая фирма "Жилкомсервис" (ОГРН 1051614052456, ИНН 1650128345), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Набережночелнинской зональной жилищной инспекции, Республика Татарстан, г. Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Исполнительного комитета г.Набережные Челны, старшего по дому Ерофеева В.А.,
о признании незаконным предписания от 11.05.2016 N НЧ-9515,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственная коммерческая фирма "Жилкомсервис" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Набережночелнинской зональной жилищной инспекции (далее - ответчик) о признании незаконным предписания от 11.05.2016 N НЧ-9515.
Определениями суда от 12.09.2016, от 10.10.2016 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет г. Набережные Челны, старший по дому Ерофеев В.А. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью Производственная коммерческая фирма "Жилкомсервис" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года по делу N А65-18702/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, указывая на то, что оспариваемое предписание является незаконным и нарушающим права ООО "ПКФ "Жилкомсервис".
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу заявителя, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года по делу N А65-18702/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную. В отзыве ответчика также содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего уполномоченного представителя в судебном заседании апелляционного суда.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан на основании распоряжения N НЧ-9515 от 11.05.2016 в связи с коллективной жалобой жильцов дома N 2, расположенного в городе Набережные Челны пер. им. Сергея Есенина, проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Производственно - коммерческая фирма "Жилкомсервис".
По результатам проверки составлен акт проверки N НЧ-14563 от 02.08.2016, которым зафиксирован факт нарушения управляющей компанией положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), выразившийся в
- неокрашивании оконных откосов и дверных полотен в местах общего пользования - туалетах, умывальных комнатах и на кухнях с 1 по 5 этажи;
- наличии повреждений штукатурки по периметру дверных проемов в местах общего пользования - туалетах с 1 по 5 эт.;
- неисправности заполнения оконных проемов (неплотности по периметру коробок, повышенные зазоры в притворах переплетов, загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление сопряжений в узлах переплетов, некачественная заделка краев оконных сливов, ослабление сопряжений в узлах переплетов, некачественная заделка краев оконных сливов, ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски коробок и переплетов) в местах общего пользования - в туалетах, умывальных комнатах и на кухнях с 1 по 5 этажи;
- неисправности заполнений дверных проемов (неплотности по периметру коробок, повышенные зазоры в притворах, загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление сопряжений в узлах полотен, отслоение и разрушение окраски и др.) в местах общего пользования - туалетов с 1 по 5 эт.;
- наличии местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочных слоев в местах общего пользования - в туалетах, умывальных комнатах и на кухнях с 1 по 5 этажи.
На основании указанного акта проверки жилищной инспекцией вынесено предписание N НЧ-9515 от 11.05.20016 о необходимости в срок до 30.07.2016 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием жилищной инспекции, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель со ссылкой на статьи 41 и 43 ЖК РФ указывает, что комнаты имеющие общее долевое имущество (туалеты, умывальные комнаты и т.д.) в здании - бывшем общежитии коридорного типа представляет собой коммунальную квартиру, и соответственно, сами жильцы несут бремя содержания общего имущества многоквартирного дома.
Жилищная Инспекция, возражая против заявленных требований со ссылкой на постановление Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) в перерывами, превышающую установленную продолжительность", указывает, что туалеты, умывальные комнаты и кухни в многоквартирном доме по адресу: г. Набережные Челны, пер. Есенина, д.2 (п. ГЭС 8/21) предназначены для обслуживания более одного жилого помещения в данном многоквартирном доме (то есть помещения общего пользования), включены в состав общего имущества, а следовательно, на общество Производственная коммерческая фирма "Жилкомсервис" возложена обязанность по надлежащему их содержанию и проведению текущего ремонта.
Третье лицо - Исполнительный комитет г. Набережные Челны представило в суд отзыв на заявление, в котором оставило рассмотрение вопроса законности заявленных требований на усмотрение суда, указав, что здание, расположенное по адресу: ул. С. Есенина, д. 2 передано в муниципальную собственность в качестве общежития. При этом, пояснил, что документы, подтверждающие снятие статуса общежития, в распоряжении Исполнительного комитета отсутствуют. Представил акт приема - передачи имущества государственного имущества в муниципальную собственность N 080-161 от 03.08.2006.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в доме N 2 по адресу пер. им. Сергея Есенина г. Набережные Челны выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО Производственная коммерческая фирма "Жилкомсервис".
В соответствии с частью 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, а также обеспечивающим постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 42 Правил управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 28, 31 Правил содержания предусмотрено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, ООО "ПКФ "Жилкомсервис" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Набережные Челны, пер. им. С.Есенина, д. 2, на основании договора управления жилым домом от 25.12.2015.
Пунктом 1.3. договора управления жилым домом установлено, что в состав имущества, за надлежащее содержание которых Управляющая организация несет ответственность по договору, не входят: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, включая коридоры, санузлы, душевые, общие кухни.
Между тем, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 условие об исключении из обязанностей управляющей компании содержание помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, включая коридоры, санузлы, душевые, общие кухни, изложенное в пункте 1.3 договора управления жилым домом, является в соответствии со статьями 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожным.
Из материалов дела следует, что жильцы дома обращались с заявлением в Прокуратуру города Набережные Челны РТ с просьбой разобраться в финансовой и хозяйственной деятельности ООО "ПКФ УК "Жилкомсервис", приложив к указанному заявлению копию обращения к Генеральному директору ООО "ПКФ УК "Жилкомсервис". В данном коллективном обращении, подписанном 36 жильцами дома, жильцы дома предлагают, в том числе, согласовать с собственниками при проведении капитального ремонта здания в 2016 году, включая замечания, выявленные Жилищной зональной инспекцией еще в 2009 году, а также проверку проведенного капитального ремонта осуществлять совместно с инициативной группой (л.д. 41 - 42, том 1).
В соответствии с пунктом 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из текста указанного обращения усматривается, что фактически общество "ПКФ УК "Жилкомсервис" самостоятельно (без согласования с жильцами дома) исключило из своих обязанностей содержание таких помещений как коридоры, санузлы, душевые, общие кухни.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о согласовании с жильцами дома пункта 1.3. договора управления жилым домом (согласно которому в состав имущества, за надлежащее содержание которых Управляющая организация несет ответственность по договору не входят: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, включая коридоры, санузлы, душевые, общие кухни) общество в материалы дела не представило. Доказательства отдельного вынесения на обсуждение на собрании жильцов рассматриваемого вопроса, согласования указанного вопроса не представлены. Какие-либо доказательства, свидетельствующие о согласовании с жильцами дома иного порядка расчета тарифа, общество в материалы дела также не представило.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 23.12.2015 N 7365 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Набережные Челны на 2016 год" установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), содержание и ремонт жилого помещения, а именно, тариф за техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе: жилых зданий и благоустройство придомовой территории составляет 3,05 руб.
Из представленных в материалы дела счет - квитанций за февраль, за апрель и за октябрь 2016 года следует, что управляющая компания производит начисление жителям по статье "текущий ремонт ж.з." в размере 3, 05 руб., то есть по тарифу, установленному для многоквартирных домов, тем самым, приравнивая спорный дом к многоквартирным домам (л.д.36, 36, 95, 140, том 1; л.д. 1, том 2).
Выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома N 2 по пер. им. С. Есенина, г. Набережные Челны, свидетельствуют о том, что ООО "ПКФ "Жилкомсервис", в нарушение действующих правил содержания и ремонта жилых домов длительное время не принимались своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества указанного жилого дома, что в свою очередь не обеспечивает комфортные и безопасные условия для проживания граждан в таком доме.
В силу пункта 4.7.2. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН) организация по обслуживанию жилищного фонда должна устранять неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.7.4. ПиН Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже, чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада). Окраску световых фонарей с наружной и внутренней стороны следует производить через каждые пять лет.
Весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком.
Все детали входных дверей из цветных или нержавеющих металлов (петли, ручки, нашивные листы, рейки у стекол) должны периодически по мере загрязнения очищаться до блеска, а повреждения - устраняться.
В пункте 4.7.5. ПиН установлено, что Поврежденную и отслоившуюся по периметру дверных проемов штукатурку следует восстанавливать, а на полу устанавливать дверной останов с необходимым зазором между дверью и стеной.
Факт нарушения Обществом требований пунктов 4.7.4., 4.7.5., 4.7.2., 4.2.3.1. ПиН подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В пункте 5 приложения N 7 к ПиН указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
Согласно пункту 10 приложения N 7 к указанным Правилам к текущему ремонту относится внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
Кроме того, в силу части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Пунктом 13 Минимального перечня N 290 предусмотрено, что в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме выполняются следующие работы: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что мероприятия, предписанные для выполнения ООО "ПКФ "Жилкомсервис", входят в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме.
Учитывая, что ООО "ПКФ "Жилкомсервис", добровольно приняло в управление многоквартирный дом N 2 по пер. им. С. Есенина, г. Набережные Челны, следовательно, в силу закона и заключенного договора управления обязано обеспечить надлежащее содержание и ремонт указанного жилого дома, за плату, в размере, предусмотренном договором управления, и поступающую от жителей дома управляющей организации.
Довод заявителя о том, что обязанность по содержанию кухонь, умывальных и туалетных комнат лежит на жильцах, поскольку принадлежат им на праве общей долевой собственности, судом отклоняются в силу следующего.
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (подпункт "г" пункта 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25).
Состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и включает в себя: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 названного Кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Исходя из определения жилых помещений, содержащихся в пункте 5 статьи 15 и пункте 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, в него включается не только площадь жилого помещения, но и помещения общего пользования в многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного значения, к которым относятся спорные помещения.
Таким образом, кухни, умывальные и туалетные комнаты, предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, следовательно, указанные помещения входят в состав общего имущества и принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам жилых помещений в доме, поскольку в силу статьи 36 ЖК РФ перечень помещений, находящихся в общей долевой собственности, не является закрытым.
Согласно пункту 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 17 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Правилами N 491 установлено, что размер платы за содержание и ремонт помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Исходя из смысла пункта 19 постановления Правительства РФ N 491, следует, что в состав работ не входят работы по текущему ремонту дверей в жилое помещение, не являющееся помещением общего пользования, дверей и окон, расположенных внутри жилого помещения. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих помещений.
В указанном пункте перечислено все то, что не включается в состав общего имущества многоквартирного дома. Поэтому оконные откосы, проемы и дверные полотна, проемы, расположенные снаружи жилого помещения, включены в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен рассмотреть юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства не в отдельности, а исследовать и оценить их в совокупности, в достаточности и взаимной связи.
С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при управлении домом управляющей организацией на нее возлагаются обязанности по выполнению работ, связанных с текущим ремонтом, общего имущества, в том числе, спорных помещений: кухонь, умывальных и туалетных комнат. Более того, заявитель, действуя как управляющая компания, производил сбор денежных средств жильцов дома для оплаты текущего ремонта, установленного для многоквартирных домов.
Таким образом, в силу действующего законодательства РФ, юридическим лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома N 2 по пер. им. С. Есенина, г. Набережные Челны в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта, является ООО "ПКФ "Жилкомсервис".
С момента принятия многоквартирного дома в управление у управляющей организации возникли в полном объеме обязанности по содержанию и ремонту общего имущества, которая с этого момента несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Заключение подобного рода договоров является одной из форм исполнения Управляющей компанией принятых на себя обязательств перед собственниками помещений многоквартирного жилого дома.
Следовательно, обязанным за надлежащее управление домом, их надлежащее содержание, ремонт перед собственниками помещений дома остается именно ООО "ПКФ "Жилкомсервис", а не сами жильцы.
Кроме того, из материалов дела следует, что Мировой судья судебного участка N 6 по судебному району города Набережные Челны, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении о привлечении ООО "ПКФ "Жилкомсервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, установив факт неисполнения предписания от 11.05.2016 N НЧ-9515 (оспариваемого в рамках настоящего дела) постановлением от 17.10.2016 по делу N 5-714/16-6 признал ООО "ПКФ "Жилкомсервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 12 000 руб. В указанном постановлении от 17.10.2016 по делу N 5-714/16-6 Мировой судья судебного участка N 6 по судебному району города Набережные Челны пришел к выводу о том, что туалеты, умывальные комнаты и кухни дома, утратившего статус общежития, включены в состав общего имущества, и следовательно, на общество "ПКФ "Жилкомсервис" возложена обязанность по надлежащему их содержанию и проведению текущего ремонта (л.д. 101 - 102, том 1).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого предписания и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не содержится.
Требования Инспекции о проведении ремонтных работ и устранении выявленных замечаний в помещениях туалетов, умывальных комнат и кухнях, предназначенных для общего пользования, основаны на приведенных нормах права и обстоятельствах настоящего дела, свидетельствующих о специфике указанного жилого дома- бывшего общежития.
Указание подателя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что условие об исключении из обязанностей управляющей компании содержание помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, включая коридоры, санузлы, душевые, общие кухни, изложенное в пункте 1.3 договора управления жилым домом, не было признано ничтожным в судебном порядке судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (части 1 статьи 166 ГК РФ).
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года по делу N А65-18702/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18702/2016
Истец: ООО "Производственно-коммерческая фирма "Жилкомсервис", г.Набережные Челны
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Ерофеев Владимир Андреевич, Исполнительный комитет г.Набережные Челны