Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2017 г. N Ф09-4056/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
11 апреля 2017 г. |
Дело N А47-8772/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Калиной И.В., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волосниковой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2017 по делу N А47-8772/2016 (судья Евдокимова Е.В.).
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - Коваленко Е.А. (доверенность от 09.04.2016):
Министерства финансов Российской Федерации - Ионов К.В. (доверенность от 05.12.2016).
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 100 194 руб. 01 коп.
Решением арбитражного суда от 24.01.2017 в иске отказано.
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (истец) просило решение суда отменить, сославшись на неправильное применение судом закона, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неверно определил основание возникновения убытков. Истец не предъявлял требований о взыскании расходов, понесенных в связи с компенсацией льгот, предоставленных Законом Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ); в цену иска вошли только те средства, которые до 01.01.2005 поступали из федерального бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации в отзыве просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик сослался на положения ст. 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), указал на недоказанность оснований для взыскания с Российской Федерации убытков.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Министерства финансов Российской Федерации заявил свои возражения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 28.09.2015 с Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в пользу гражданина Соболева Сергея Вячеславовича взысканы денежные средства в счет компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в сумме 56 832 руб. 60 коп. за период с 20.08.2012 по 20.08.2015 и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1904 руб. 98 коп. (л.д. 14-16). Из судебного акта следует, что основанием удовлетворения иска послужило неисполнение ответчиком обязательства по оказанию мер социальной поддержки истцу как специалисту ветеринарной службы, работающему и проживающему в сельской местности, правом на которые он обладает в силу Закона Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ.
Решением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области удовлетворены аналогичные требования гражданина Мустафина Эльвира Габбасовича: с Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области за счет средств областного бюджета в пользу истца взыскана компенсация в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение в сумме 41 456 руб. 43 коп. за период с 20.08.2012 по 20.08.2015 (л.д. 17).
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области исполнило названные судебные акты, перечислило физическим лицам денежные средства в общей сумме 100 194 руб. 01 коп. (л.д. 12, 13).
02.08.2016 Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области обратилось в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области с претензиями, в которых просило возместить за счет средств федерального бюджета убытки, понесенные в связи предоставлением льгот специалистам ветеринарной службы (л.д. 18, 19).
Управление Федерального казначейства по Оренбургской области отказалось возмещать указанные убытки, сославшись на отсутствие для этого оснований (л.д. 20, 21).
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, полагая, что компенсация расходов на оплату коммунальных платежей работникам государственной ветеринарной службы является расходным обязательством Российской Федерации, от исполнения которого Министерство финансов Российской Федерации необоснованно уклонилось, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что финансирование льгот, предоставляемых работникам ветеринарной службы Оренбургской области, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в связи с чем выплаты должны производиться за счет средств областного бюджета, оснований для взыскания соответствующих сумм с Российской Федерации не имеется.
Данные выводы суда являются верными.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Пунктом 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. 1 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, в данном случае - Оренбургской области.
Законом Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ установлена мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников ветеринарной службы Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, предусматривающая выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Согласно ст. 4 названного Закона расходы на выплату установленной законом компенсации производятся за счет средств областного бюджета.
Таким образом, когда субъект Российской Федерации установил меры социальной поддержки в виде компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и, соответственно, принял на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки, оснований для возложения данных обязательств на Российскую Федерацию не имеется. Выводы суда первой инстанции в данной части являются верными.
Кроме того, судебными актами о взыскании с Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в пользу физических лиц суммы невыплаченной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг установлено, что данное обязательство должно исполняться за счет бюджета Оренбургской области, как лица, установившего соответствующую меру социальной поддержки. Оснований для иного выводы в рамках настоящего дела не установлено.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что судом неверно определен предмет доказывания, поскольку взыскиваемая сумма убытков представляет собой сумму компенсации, превышающую установленную выплаченную в соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ сумму денежных средств, подлежит отклонению.
Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области не приведены правовые основания в отношении того, что данная сумма подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета, выводы суда, сделанные с учетом положений ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3, 26.3.1 Закона N 184-ФЗ, не опровергнуты.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2017 по делу N А47-8772/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
И.В. Калина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8772/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2017 г. N Ф09-4056/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4056/17
01.08.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8772/16
11.04.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2431/17
04.04.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8772/16
24.01.2017 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8772/16