Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2017 г. N Ф05-9934/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 апреля 2017 г. |
Дело N А40-235630/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Триносом И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трансконсалтинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2016 по делу N А40-235630/16, принятое судьей
по заявлению Росаккредитации
к ООО "Трансконсалтинг"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Демьянов А.А. по дов. от 13.07.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее - заявитель, Росаккредитация, административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "Трансконсалтинг" (далее ответчик, Общество) к административной ответственности по ч.1 ст.14.47 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2016, заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в действиях ООО "Трансконсалтинг" состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие заявителя. От заявителя поступили письменные объяснения по делу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения ответчика, считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.07.2016 N 76/1-400-2016 с целью проверки сведений, содержащихся в обращении Союза производителей цемента "СОЮЗЦЕМЕНТ" от 08.07.2016 N 1/СЦ-260/16, а также с целью проверки сведений, содержащихся в обращениях гражданина от 05.07.2016, от 11.07.2016, от 21.07.2016, от 28.07.2016 приказом Федеральной службы по аккредитации от 28.07.2016 N 124-П-ВВ (далее - Приказ N 124-П-ВВ) с изменениями, внесенными приказом Росаккредитации от 08.08.2016 N 8573, в отношении ООО "Трансконсалтинг", аккредитованного в качестве органа по сертификации продукции, аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11АВ, была проведена внеплановая выездная проверка.
Согласно пункту 6 Приказа N 124-П-ВВ предметом проверки являлось соблюдение аккредитованным лицом ООО "Трансконсалтинг" обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 11 Приказа N 124-П-ВВ для достижения целей проверки ООО "Трансконсалтинг" обязано было представить, в том числе область аккредитации органа по сертификации ООО "Трансконсалтинг", руководство по качеству, содержащее требования системы менеджмента качества, оформленное в виде единого документа или в виде совокупности документов (и их копии), документы аккредитованного лица, подтверждающие соответствие критериям аккредитации, документы, послужившие основанием для выдачи органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" с 7 марта 2015 г. сертификатов соответствия на цементную продукцию и сертификатов соответствия указанных в обращениях гражданина, включая: документы, представленные заявителем; документы, оформленные органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" (сертификаты соответствия, заявки, решения по заявкам, акты отбора образцов, акты анализа производства, направления на испытания (измерения), результаты испытаний (измерений), заключения по результатам идентификации, решения о выдаче сертификатов, соответствующие журналы и т.п.).
ООО "Трансконсалтинг" представило запрошенные на основании пункта 11 Приказа N 124-П-ВВ документы, включая материалы дела сертификата соответствия от 12.04.2016 N РОСС RU.АВ29.В42393.
В ходе проверки были выявлены нарушения ООО "Трансконсалтинг", выразившиеся в нарушении правил осуществления работ по сертификации цементной продукции, установленных положениями ГОСТ Р 568736-2016. Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 31 августа 2016 г. N 453-АВП.
Так как допущенные ООО "Трансконсалтинг" в связи с выдачей сертификата соответствия от 12.04.2016 N РОСС RU.АВ29.В42393 нарушения содержали в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ должностным лицом Росаккредитации 11.11.2016 в присутствии уполномоченного представителя ООО "Трансконсалтинг" составлен протокол об административном правонарушении N 732/2016 по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Федеральной службы по аккредитации с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со с ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В связи с этим, поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о возможных нарушениях технического регламента, являются основанием для проведения проверочных мероприятий по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ (поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений, заявлений и информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сертификат соответствия от 12.04.2016 N РОСС RU.АВ29.В42393 подтверждает соответствие серийно выпускаемой продукции: "портландцемент со шлаком ЦЕМ II/В-Ш 42.5 Н" требованиям ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2003.
В соответствии с материалами дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393, данный сертификат выдан в рамках Системы сертификации ГОСТ Р.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 17 марта 1998 г. N 11, Система ГОСТ Р создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
Исходя из пункта 1.4 Положения о Системе ГОСТ Р объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В силу пункта 2.10 Положения о Системе ГОСТ Р, организации, которые претендуют на участие в Системе ГОСТ Р в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Госстандартом России или иной системе, признанной им.
Орган по сертификации осуществляет проведение работ по сертификации в Системе ГОСТ Р, действуя в рамках единой национальной системы аккредитации, соответствующие общественные отношения входят в предмет правового регулирования Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Следовательно, орган по сертификации ООО "Трансконсалтинг" при выдаче сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
Статьей 4 Закона N 412-ФЗ определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Исходя из части 7 статьи 13 Закона N 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Пунктом 6 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326, требуется наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.
Согласно пункту 14.11 Критериев аккредитации документы системы менеджмента качества органа по сертификации должны содержать правила выполнения работ по сертификации, включающие в себя, в том числе описание схем сертификации, правила подачи и рассмотрения заявок на сертификацию, в том числе правила выбора схемы сертификации, правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия, правила проведения анализа результатов работ по сертификации, правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации.
Пунктом 8 Критериев аккредитации определена обязанность органов по сертификации соблюдать в процессе деятельности по оценке соответствия требования документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
С учетом изложенного, нормативные предписания в полном объеме распространяются на орган по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, включая проведение им работ по сертификации цементной продукции.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2016 г. утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов".
Во введении к ГОСТ Р 56836-2016 указано, что настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены в ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия.
Система стандартов в области оценки соответствия".
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 56836- 2016 данный стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982; стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц; стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 982 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на официальном Интернет-сайте (http://www.gost.ru/) в разделе "Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования" разместило информацию о ГОСТ Р 56836-2016 как нормативной документации, устанавливающей обязательные требования к цементной продукции.
Согласно пункту 4 Предисловия к ГОСТ Р 56836-2016 правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).
Исходя из пункта 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация); нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации; соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил); указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Таким образом, в каждом из возможных случаев обязательности применения ГОСТ Р 56836-2016 органом по сертификации при осуществлении сертификации цементной продукции данный стандарт при проведении соответствующих сертификационных работ представляет собой обязательный для соблюдения нормативный документ, устанавливающий требования к подтверждению соответствия.
Актом N 453-АВП установлено, что в систему менеджмента качества органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" в качестве отдельного документа с 1 марта 2016 г. введена в действие документированная процедура "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
В силу пункта 1 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" данная процедура регламентирует порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным в системе ГОСТ Р, и обязательна для применения сотрудниками органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении работ по подтверждению соответствия.
В пункте 2 "Нормативные ссылки" ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" содержится ссылка, в том числе на ГОСТ Р 56836-2016.
Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание правовую природу документов системы менеджмента качества аккредитованных лиц как локальных нормативных правовых актов, применение органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении работ по сертификации цементной продукции ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" и ГОСТ Р 56836-2016 является обязательным.
Между тем, из Акта N 453-АВП следует, что при проведении сертификационных работ на основании заявки изготовителя продукции открытого акционерного общества "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА" на проведение обязательной сертификации продукции в системе ГОСТ Р от 9 марта 2016 г. N19/09/03 и выдаче по результатам соответствующих работ сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. NРОСС RU.AB29.B42393 органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" были допущены нарушения требований ГОСТ Р 56836-2016 и ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р", а именно: согласно п.6.3 ГОСТ Р 56 836-2016 и п.5.2.1 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" для проведения сертификации заявитель представляет в орган по сертификации комплект документов, включающий, помимо прочего, сведения о результатах лабораторных испытаний за последний год.
В соответствии с пунктом 7.3.3 ГОСТ 30515-2013 "Межгосударственный стандарт. Цементы Общие технические условия" проверку однородности объединенной или лабораторной пробы изготовитель должен проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц; о проверке однородности объединенной пробы партии цемента должна быть сделана запись в журнале приемо- сдаточных испытаний или на электронных носителях, если результаты приемо- сдаточных испытаний хранятся на таких носителях.
Однако в деле сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 фигурирует только представленный заявителем сертификат соответствия N РОСС RU.CM19.H00210, содержащий данные о среднем значении результатов испытаний за 2015 год.
Документ о качестве партии N 1 портландцемента общестроительного с добавками ЦЕМ П/В-Ш 42,5 Н, а также протокол испытаний от 3 февраля 2016 г. партии N 226 портландцемента общестроительного с добавками ЦЕМ П/В-Ш 42,5 Н, проведенных испытательной лабораторией изготовителя - ОАО "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА", который, как вытекает из его содержания, отражает испытания соответствующей партии цемента за период с 4 января 2016 г. по 8 января 2016 г.
То есть, заявитель не исполнил предусмотренную пунктом 7.3.3 ГОСТ 30515-2013 обязанность в части представления требуемого комплекта документов, и в деле сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 отсутствуют сведения о результатах лабораторных испытаний за последний год.
Примечанием к пункту 6.4 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктом 5.2.2 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" определено, что, в том числе в случае отсутствия необходимых сведений о заявителе в заявке на сертификацию и (или) непредставления документов, определенных в 6.3 ГОСТ Р 56836-2016, органом по сертификации принимается отрицательное решение по заявке.
Таким образом, органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении сертификационных работ, по результатам которых выдан сертификат соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393, были нарушены обязательные для данного органа по сертификации требования пункта 6.4 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.2 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
Пунктом 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктом 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" установлено, что при сертификации цемента, выпускаемого предприятием более одного года, стабильных показателях его качества по результатам приемо-сдаточных и отсутствии претензий потребителя по качеству продукции, для проведения сертификационных испытаний отбирается и испытывается одна проба цемента; при инспекционном контроле также отбирается и испытывается одна проба цемента; при сертификации нового для предприятия цемента, поставленного на производство на предприятии-заявителе в течение календарного года, или в случае длительного (более 6 месяцев) перерыва в производстве какого либо вида цемента и при наличии претензий потребителя к качеству подлежащей сертификации продукции, для проведения сертификационных испытаний отбираются две пробы цемента; при инспекционном контроле по решению органа по сертификации отбирается и испытывается одна или две пробы цемента.
Заявителем не представлены и в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 отсутствуют результаты приемосдаточных испытаний, подтверждающие стабильность показателей качества подлежащей сертификации цементной продукции. В материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 имеется только один акт отбора образцов (проб) - Акт отбора образцов (проб) от 10 марта 2016 г. N 19/09/03.
Как следует из Акта отбора образцов (проб) от 10 марта 2016 г. N 19/09/03, органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" для целей идентификации продукции отобрана только одна проба портландцемента со шлаком ЦЕМ П/В-Ш 42.5 Н массой 20 кг.
Следовательно, при отборе образцов (проб) сертифицируемого портландцемента со шлаком ЦЕМ Н/В-Ш 42.5 Н органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" были нарушены обязательные для него требования пункта 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона N 184-ФЗ исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами); аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона N 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованных лиц соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Пунктом 18 Критериев аккредитации определена необходимость испытательных лабораторий соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, в который включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
В соответствии с п.5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельного указан "Методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик" (см.5.4)" в силу п.5.4.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория в своей деятельности должна использовать методы и процедуры, соответствующие области ее деятельности.
При этом исходя из подпункта "д" пункта 8 Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 604, сведения об области аккредитации аккредитованного лица содержатся в реестре аккредитованных лиц.
В силу взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 8, статьи 26 Закона N 412-ФЗ и содержания Правил, реестр аккредитованных лиц обладает признаком публичной достоверности.
Пунктами 6.9.1-6.9.3 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктами 5.2.11-5.2.13 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" установлено, что по результатам испытаний аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает органу по сертификации протокол (протоколы) испытаний; копии протокола (протоколов) испытаний направляются заявителю для анализа с целью планирования предупреждающих и корректирующих мероприятий по качеству продукции; протокол испытаний, как правило, должен содержать следующую информацию: сведения об аккредитованной испытательной лаборатории (центре), включая наименование, адрес месторасположения, сведения об аккредитации; номер и дату протокола испытаний; наименование исследуемой продукции, сорт, марку, артикул, сведения об изготовителе (или условные номера образцов, присвоенные органом по сертификации); данные об акте отбора образцов; дату проведения испытаний; данные о климатических условиях проведения испытаний (температура, влажность, давление или нормальные по стандарту); наименование, фактические и нормативные значения проверяемых показателей свойств продукции; номера и наименования нормативных документов на примененные методы испытаний или сведения о методе (методике) испытаний; перечень испытательного оборудования и средств измерений, использованных при проведении испытаний; испытания пробы цемента должны проводиться по всем показателям качества, установленным в нормативном документе, соответствие которому подтверждается при сертификации; испытания не по всем показателям качества не могут служить основанием для выдачи сертификата соответствия; протоколы испытаний должны содержать значения характеристик продукции, подтверждающие соответствие всем требованиям, установленным в нормативных документах.
Между тем Актом N 453-АВП зафиксировано, что представленный в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 протокол испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/05-16 портландцемента со шлаком ЦЕМ И/В-Ш 42.5 Н не содержит данных о климатических условиях проведения испытаний.
Кроме того, протокол испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/05-16 портландцемента со шлаком ЦЕМ П/В-Ш 42.5 Н выдан для целей оценки соответствия испытательным центром СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" (аттестат аккредитации N RA RU 21СТ39).
ГОСТ 5282-91 "Покрытия лакокрасочные тракторов и сельскохозяйственных машин. Общие технические требования", в соответствии с которым - как следует из протокола испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/05-16 - проводились испытания по показателям "потеря массы при прокаливании", "содержание Si02", "содержание СаО", "содержание MgO", "содержание С1-1", "содержание S03", отсутствует в области аккредитации испытательного центра СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" и не устанавливает методики для соответствующих испытаний.
В силу пункта 8.2 ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия" перечисленные химические показатели цементов определяют по ГОСТ 5382- 91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа".
Указанный стандарт также отсутствует в области аккредитации испытательного центра СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий". Следовательно, результаты, испытаний в соответствии с ГОСТ 5382-91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа", проведенных испытательным центром СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий", являются заведомо необъективными и не могут служить доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям.
Таким образом, в нарушение пункта 6.9.3 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.13 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" представленные в протоколе испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/05-16 результаты испытаний портландцемента со шлаком ЦЕМ П/В-Ш 42.5 Н не содержат результаты испытаний аккредитованной испытательной лабораторией по всем требуемым в соответствии с ГОСТ 31108-2003 показателям качества.
Исходя из пункта 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" на основании анализа документации, представленной заявителем по пункту 6.3 ГОСТ Р 56836-2016, протокола (акта) идентификации, протокола (протоколов) испытаний, акта анализа состояния производства орган по сертификации принимает решение о соответствии (несоответствии) продукции установленным требованиям; на основании решения о соответствии орган по сертификации оформляет решение о выдаче сертификата соответствия по установленной форме, или решение об отказе в выдаче сертификата соответствия по установленной форме, и направляет его заявителю; решение об отказе в выдаче сертификата соответствия должно содержать причины принятия решения о несоответствии продукции установленным требованиям; решение о выдаче сертификата соответствия должно содержать сведения обо всех проведенных проверках и иных основаниях принятия решения, а также сведения о планируемом сроке проведения инспекционного контроля и сроке действия сертификата соответствия.
Вместе с тем представленные фактические и нормативные обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что орган по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при принятии решения о выдаче сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 нарушил изложенные требования пункта 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" в части анализа протокола испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/05-16 портландцемента со шлаком ЦЕМ П/В-Ш 42.5 Н.
Пунктами 6.8, 6.8.1, 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктами 5.2.8-5.2.10 ДП "Порядок приведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" определено, что при идентификации продукции определяются сведения, идентифицирующие сертифицируемую продукцию путем сопоставления продукции с информацией, указанной на маркировке продукции (в паспорте качества) и в сопроводительных документах; к сведениям, идентифицирующим продукцию, в общем случае относятся: наименование продукции (включая назначение, тип, сорт, артикул, и др.), код по действующим код по действующим классификаторам продукции; документ, по которому изготовлена продукция (межгосударственный или национальный стандарт, стандарт организации, технические условия или иной нормативный документ); сведения об изготовителе (наименование, включая место нахождения); реквизиты товаросопроводительной документации; результаты идентификации оформляют протоколом (заключением) по установленной форме.
Прилагаемая к ГОСТ Р 56836-2016 форма протокола (заключения) по идентификации продукции (приложение "Д") предусматривает наличие, в числе позиций: "Документы, подтверждающие происхождение продукции", "Маркировка и упаковка". Прилагаемая к ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" форма заключения по идентификации продукции (приложение N 9) для позиции "Сведения о продукции" предусматривает указание реквизитов товаросопроводительной документации: номер и дата поставки, номер и дата инвойса и пр.
Актом N 453-АВП установлено, что в представленном в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42393 заключении по результатам идентификации продукции от 10 марта 2016 г. отсутствует информация о товаросопроводительной документации на партию подлежащей сертификации продукции, от которой производился отбор образцов (проб) на испытания.
В то же время в заключении по результатам идентификации продукции от 10 марта 2016 г. указано, что идентификация проводилась в соответствии с ГОСТ Р 56836- 2016.
Следовательно, при идентификации подлежащей сертификации продукции - портландцемент со шлаком ЦЕМ Н/В-Ш 42.5 Н органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" нарушены пункты 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.10 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
Таким образом, Актом N 453-АВП зафиксированы нарушения органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" правил осуществления работ по сертификации цементной продукции, установленные положениями ГОСТ Р 56836-2016 и ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" и являющиеся обязательными для соблюдения данным органом по сертификации.
Следовательно, ООО "Трансконсалтинг" необоснованно выдало сертификат соответствия от 12.04.2016 N РОСС RU. АВ29.В42393.
В действиях Общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо на основании ст. 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, Обществом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Административная ответственность установлена в пределах санкции ч. 3 ст. 14.47 КоАП РФ. Срок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Запрошенные и полученные после проведения работ по сертификации и выдачи сертификата соответствия документы не могут свидетельствовать о соответствии проведенных работ и выдаче сертификата в соответствии с законодательством о техническом регулировании, так как они отсутствовали при проведении работ по сертификации. Ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела судом первой инстанции доказательств соблюдения требований законодательства, нарушение которых вменяется Обществу, заявителем не было представлено.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2016 по делу N А40-235630/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-235630/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2017 г. N Ф05-9934/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Росаккредитация, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Ответчик: ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ"