Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 августа 2017 г. N Ф04-2698/17 настоящее постановление изменено
г. Томск |
|
12 апреля 2017 г. |
Дело N А03-5927/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. (до перерыва) с использованием средств аудиозаписи; помощником судьи Большаниной Е.Г. (после перерыва) без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Потапова Е.В. по доверенности от 16.11.2016 (по 31.12.2017); Гилева О.С. по доверенности от 09.01.2017 (по 31.12.2017) (до перерыва в судебном заседании)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 09 декабря 2016 года по делу N А03-5927/2016 (судья Трибуналова О.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Санаторий "Сосновый бор" (ИНН 2263000950, ОГРН 1032201590497), с.Зудилово Первомайского района Алтайского края
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903), г.Барнаул
о признании недействительным Акта проверки N 43 от 30.12.2015
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Санаторий "Сосновый бор" (далее - ЗАО "Санаторий Сосновый бор", Общество, Санаторий, медицинская организация) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - ТФОМС Алтайского края, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным акта проверки N 43 от 30.12.2015.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТФОМС Алтайского края в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт, в удовлетворении требования ЗАО "Санаторий "Сосновый бор" отказать.
Определением от 27.01.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15 февраля 2017 года на 10 часов 45 минут.
ЗАО "Санаторий "Сосновый бор" в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда представители ТФОМС Алтайского края доводы апелляционной жалобы поддержали.
ЗАО "Санаторий "Сосновый бор" явку представителя не обеспечило.
Определением от 15.02.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда судебное заседание отложено на 10 марта 2017 года на 12 часов 00 минут.
Определением от 09.03.2017 заместителя председателя Седьмого арбитражного апелляционного суда Хайкиной С.Н. судебное заседание, назначенное на 10.03.2017 отложено на 29.03.2017 на 09 час. 15 мин. по основаниям абзаца 2 части 5 статьи 158 АПК РФ (в связи с болезнью председательствующего по делу судьи Усаниной Н.А.).
В судебные заседание 15.02.2017, после отложения 29.03.2017 явились представителя Фонда.
В судебном заседании 29.03.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 05.04.2017 до 09 час. 05 мин.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, дело в судебных заседаниях 15.02.2017, 29.03.2017 и после перерыва рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, заинтересованного лица (после перерыва) при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснений к ней, отзыва, дополнительного отзыва, объяснений на нее, заслушав представителей ТФОМС Алтайского края, участвовавших в судебных заседаниях (до перерыва), исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, рабочей группой ТФОМС Алтайского края, на основании Приказа Фонда от 02.12.2015 N 346, проведена плановая комплексная проверка ЗАО "Санаторий Сосновый бор" по использованию средств обязательного медицинского страхования (далее-ОМС), соблюдению прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
В ходе проверки Фондом проведен анализ использования средств обязательного медицинского страхования в ЗАО "Санаторий Сосновый бор" по результатам, которого установлены факты использования средств на затраты, не предусмотренные структурой тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, что является нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее- Закон N 326-ФЗ), пункта 5.10 Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Сумма средств обязательного медицинского страхования, использованная медицинской организацией (МО) с нарушением требований Территориальной программы ОМС, составила 2 004 164,00 руб. (Приложение N 2 акта).
В Акте проверки акт N 43 от 30.12.2015 использования средств обязательного медицинского страхования, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи в ЗАО "Санаторий "Сосновый бор", Фонд потребовал в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в течение 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования: возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средства, использованные не по целевому назначению, в размере 2 004 164,00 руб.; за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, уплатить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края штраф в размере 200 416,40 руб.; в случае просрочки выполнения указанных требований медицинская организация несет ответственность в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (пункт 1); устранить выявленные в ходе настоящей проверки нарушения и о принятых мерах сообщить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края в течение одного месяца со дня получения требования (пункт 2).
Возражения от 27.01.2016 ЗАО "Санаторий "Сосновый бор" отклонены Территориальным Фонд письмом от 24.02.2016.
Несогласие ЗАО "Санаторий Сосновый бор" с Актом проверки Фонда послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ЗАО "Санаторий Сосновый бор" требования, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Фондом допущены грубые нарушения порядка проведения проверки (отсутствует план проверки, в связи с чем, невозможно установить соответствие темы проведения проверки с планом, о проведении проверки Общество было уведомлено с нарушениям абзаца 3 пункта 6 Положения N 73, срок проведения проверки превышен; в Акте проверки отсутствуют сведения о способе проведенной проверки, описываемых проверяемых вопросов в соответствии с программой проведения проверки, выводы не основаны на первичных бухгалтерских документах), что влечет незаконность действий по проведению проверки и результатов проверки, зафиксированных в Акте N 43 (статья 20 Федерального Закона N 294-ФЗ); в связи с чем, исследование и оценка оснований для его вынесения и нарушений, приведенных в акте, судом не осуществлялась.
Между тем, вывод суда в части не соблюдения Фондом норм Закона N 294-ФЗ части 2,3 (отсутствия оснований проведения плановой проверки), части 12 статьи 9 и части 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10; части 1 статьи 14 (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); пункта 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15; части 3 статьи 9 (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок), является ошибочным, поскольку нормы названного закона следует рассматривать во взаимосвязи между собой и иными законодательными актами, учитывая при этом статус объекта государственного (муниципального) контроля.
Законодатель, принимая Закон N 294-ФЗ, преследовал цель повысить экономическую активность хозяйствующих субъектов; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в их деятельность.
Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и под. 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии.
В данном случае, Территориальный фонд ОМС Алтайского края создан Администрацией Алтайского края и малым Советом Алтайского краевого Совета народных депутатов для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 04.02.2011 N 48 (с дополнениями); Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является именно Федеральный Закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования (статья 4); полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (статья 6); Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным Законом (статья 13); правовое положение, полномочия органа Территориального фонда (статья 34); а также Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утверждено Приказом от 16.02.2012 N 73 (далее - Положение о контроле, Положение N 73), в целях нормативного и методического обеспечения деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) по осуществлению контроля за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе, контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, путем проведения проверок и ревизий порядок их проведения (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения N 73 Территориальным фондом проводятся проверки страховых медицинских организаций (филиалов страховых медицинских организаций), осуществляющих (осуществлявших) деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора, заключенного между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации).
Положение о контроле проверок также устанавливает, что проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки) (пункт 5); основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки (пункт 6); для проведения проверки составляется программа проверки или используется типовая программа проверки, которые утверждаются директором территориального фонда (пункт 7); решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки принимает директор (заместитель директора) территориального фонда или руководитель структурного подразделения территориального фонда, ответственного за организацию проведения проверки, и (или) руководитель комиссии (рабочей группы) исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского учета, срока проведения проверки (пункт 9).
В приказе ТФОМС от 02.12.2015 N 346 о проведении проверки в ЗАО "Санаторий Сосновый бор" определена тема проверки, а именно "проверка использования средств ОМС, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи"; в Акте проверки указан способ проведения проверки; проверки, проводимые контрольно- ревизионным отделом ТФОМС осуществляются в соответствии с Типовой программой проверок деятельности медицинских организаций края в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной Приказом Территориального фонда ОМС от 16.02.2015 N 34, что соответствует Положению о контроле.
При этом, Положение N 73 не предусматривает обязанность ознакомления с программой проверки руководителя проверяемой медицинской организации.
Согласно пункту 4 Положения проверки проводятся по месту нахождения страховой медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), проверка осуществлялась ТФОМС с 7 по 18 декабря 2015 по местонахождения медицинской организации.
Пунктами 21 - 25 раздела 5 Положения N 73 установлены требования к оформлению акта проверки.
Согласно пункту 21.2 результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки.
Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и фактов нарушения договорных обязательств, по которым предусмотрено применение штрафных санкций), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов.
В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.
В силу пункта 23 Положения N 73 к акту проверки при выявлении нарушений и недостатков прилагаются: таблицы необходимых расчетов, копии документов, подтверждающих факты нарушений и недостатков, материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и недостатков, другие необходимые материалы. При необходимости допускается составление реестра первичных документов, подтверждающих нарушения.
Заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (пункт 21.3).
Из содержания акта следует состав рабочей группы, период проверки, какие документы представлены для проведения проверки; описаны факты нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки; выводы проверяющих; приложение к акту в виде таблицы, информация об использовании средств ОМС на расходы, не предусмотренные Территориальной программой ОМС за проверяемый период (содержащая наименование, суммы, период) подписана генеральным директором и главным бухгалтером ЗАО "Санаторий Сосновый бор" (л.д.127-129, т.2), не противоречат пункту 23 Положения.
При этом, не указание в акте каким методом проводится проверка, не продление срока проведения проверки, при уведомление Общества о проведении проверки (что им не оспаривалось), представляло документы на проверку, не является существенным нарушением порядка проведения проверки и не повлекло нарушения прав заявителя, в том числе на судебную защиту.
Соответственно, выводы суда первой инстанции о проведении проверки с грубыми нарушениями порядка ее проведения (требований Закона N 294-ФЗ), что влечет незаконность действий по проведению проверки и результатов проверки, зафиксированных в Акте N 43, нельзя признать правомерными.
В отношении существа вменяемых Обществу нарушений использованных по нецелевому назначению средств, перечисленных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ, в частности, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1); медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20).
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Из положения частей 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, следует, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом (части 4 статьи 30).
В силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, аналогичная структура тарифа установлена Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016, на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждены Постановлениями Администрации Алтайского края от 17.12.2013 N 655, от 24.12.2014 N 578.
Таким образом, исходя из положений изложенных выше норм законодательства и условий договоров на оказание медицинской помощи по ОМС, ЗАО "Санаторий Сосновый бор" обязано использовать полученную по договорам оплату за медицинскую помощь по утвержденному тарифному соглашению и только на те нужды, которые входят в структуру тарифа с обязательным соблюдением процентного соотношения (норматив) расходов, предусмотренного тарифным соглашением; расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств фонда обязательного медицинского страхования и влечет применение к нарушителю соответствующих мер ответственности.
Действия медицинской организации по приобретению за счет средств Фонда оборудования - установки для гипокситерапии 4-х местная с индивидуальным заданием и индикацией программ дыхания "Био Нова-204" ("Горный воздух") по цене свыше 100 000 рублей за единицу в 2013 - 200 000 руб., 2014 - 200 000 руб., камеры двухрежимной кедровая по цене 110 000 руб. (2015), не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а являются лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона N 326-ФЗ не установлена.
Приобретая указанное оборудование, ЗАО "Санаторий Сосновый бор" действовало в рамках основных целей, определенных статьей 4 Закона N 326-ФЗ, используя приобретенное оборудование для оказания застрахованным лицам медицинской помощи (соответствует лицензии, включено в перечень медицинских услуг, предоставляемых при восстановительном лечении пациентов, перенесших острое нарушение мозгового обращения, а также при восстановительном лечении беременных женщин группы риска, вид услуг: гипоксивоздействие и аэрозольтерапия), вид произведенных расходов включен в тариф, установленный в статье 35 Закона N 326-ФЗ и в Территориальной программе, в связи с чем, отсутствует нецелевое расходование денежных средств Фонда.
Доказательств того, что данные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) в нарушение статьи 65 АПК РФ, Фондом не представлено.
В связи с чем, требование о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств, использованных не по нецелевому назначению в размере 510 000 руб. (400 000+110000), уплате штрафа в размере 51 000 руб. (510 000 руб. х10%), пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы 510 000 руб., является неправомерным.
Расходы на оплату лизинговых платежей по приобретению транспортного средства (75 273, 00 руб.: из них 45 163, 00 руб. -2013 г., 15 055, 00 руб. -2014; 15 055 руб.- 2015); налоги (НДС -147 940 руб. - 2013 г., налог на прибыль за 2014 - 405 475, 00 руб., 591 976, 00 руб.- 2015), расходы на приобретение пиявок медицинских в размере 21 000 руб. (2014 г.), на проектирование газовых сетей в размере 250 000 руб. (2014 г.), по подготовке проведению аукциона ФСС - 2500 руб. (2014), не включенные в структуру тарифа по ОМС, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, подлежали оплате за счет собственных средств Общества (средств от предпринимательской деятельности).
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании пункта 158.2 Правил к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Из положений пунктов 158.11- 158.16 Правил N 158н (детализация расходов), следует затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное за медицинской организацией или приобретенное медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки; в качестве объекта налогообложения движимого имущества, закрепленного за медицинской организацией или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; прочие затраты на содержание движимого и недвижимого имущества; затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), непосредственно не используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), определяются исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Таким образом, налоговые платежи (налог на прибыль, НДС), которые произвело ЗАО "Санаторий Сосновый бор" в целях обеспечения своей предпринимательской деятельности за счет средств ОМС не являются затратами, необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в системе ОМС, не включены в структуру тарифа и использованы по нецелевому назначению.
Кроме того, Общество оказывает медицинские услуги, не подлежащие налогообложению НДС на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации; в соответствии с под. 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
По условиям договора лизинга, заключенного между ЗАО "Санаторий Сосновый бор" (лизингополучатель) и ООО "Элемент Лизинг" учет предмета лизинга осуществляется на балансе лизингополучателя (пункт 5.9).
Таким образом, лизингополучатель ЗАО "Санаторий Сосновый бор" учитывает предмет лизинга в составе основных средств, предмет лизинга (автомобиль) не является предметом договора аренды, за него не производится оплата арендных платежей; не относится к оборудованию, хозяйственному или производственному инвентарю (расходы, на приобретение которых включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках ОМС), не закреплено за медицинской организацией и не приобретено медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, не предусмотрены структурой тарифа, в связи с чем, не подлежат оплате за счет средств ОМС.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно графику лицензионных платежей (приложение N 3 к Договору лизинга) ЗАО "Санаторий Сосновый бор" произвел оплату 36 лизинговых платежей, из которых три за счет средств ОМС.
Произведенная Санаторием оплата в размере 250 000 руб. (платежное поручение от 05.06.2014 N 494) с наименованием "Прочие возмездные поступления в бюджеты муниципальных районов" (газификация), не включена в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, и не входит в средний подушевой норматив финансирования, установленный базовой программой ОМС (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (вместе с "Методикой оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях")).
Оплата приобретенных пиявок, подготовка и проведения аукциона ФСС (средства федерального бюджета, переданные Фонду социального страхования РФ (извещение о проведении электронного аукциона), не предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает обоснованным требования Фонда о возврате Обществом 1 494 164, 00 руб. средств, использованных не по целевому назначению, штрафа в размере 149 416, 40 руб.
Доводы Общества о получении Санаторием средств ОМС по предоплате, на конец отчетного периода остались неиспользованные средства ОМС, расходы по сумме, равны суммам, поступившим из ОМС, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Учитывая целевое назначение поступавших средств ОМС, и расходование Обществом именно средств ОМС, Фонд при проведении проверки установил нецелевое использование средств, которые уже были перечислены Фондом Санаторию, за счет которых произведена оплата, подтвержденная первичными документами заявителя, расходование средств на цели ОМС производилось Фондом на основании представленных Обществом сведений, в том числе, данных бухгалтерского учета, доказательств обратного, им не представлено.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
При этом, нормами данной статьи, а также иных статей Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ не предусмотрена возможность учета Фондом или судом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении указанной выше штрафной санкции.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11.
Учитывая данные правовые позиции высших судебных органов, любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, предусмотренная частью 9 статьи 39 Закона об ОМС должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Соответственно, при назначении наказания судом, могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое Санаторию наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
В объяснениях по делу (л.д.17-23, т.3) заявитель просил уменьшить размер штрафных санкций.
Принимая во внимание, совершение Санаторием правонарушения впервые, социально-значимую осуществляемой деятельности (восстановительное лечение пациентов со сложными патологиями), исходя из принципа справедливости и соразмерности установления правовой ответственности за совершенное правонарушение, суд апелляционной инстанции считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию финансовой санкции (в целом, в том числе, с учетом признания неправомерным штрафа в размере 51000 руб.), до 30000 руб.
Из абзаца 4 пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с частичным удовлетворением требований заявителя, расходы Общества по уплате государственной пошлины подлежат возмещению Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТФОМС освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 декабря 2016 года по делу N А03-5927/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным Акт N 43 проверки использования средств обязательного медицинского страхования, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи от 30.12.2015, вынесенный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края в отношении Закрытого акционерного общества "Санаторий Сосновый бор" в части требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств, использованных не по нецелевому назначению в размере 510 000 руб., уплате штрафа в размере, превышающим 30 000 руб., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы 510 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Закрытому акционерному обществу "Санаторий Сосновый бор" отказать.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в пользу Закрытого акционерного общества "Санаторий Сосновый бор" 3000 (три тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, уплаченной по платежному поручению N 454542 от 29.12.2016.
Обеспечительные меры, принятые Определением Арбитражного суда Алтайского края от 11.04.2016 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5927/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 августа 2017 г. N Ф04-2698/17 настоящее постановление изменено
Истец: ЗАО "Санаторий "Сосновый бор"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования