Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2017 г. N Ф05-10050/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 апреля 2017 г. |
Дело N А40-235614/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Триносом И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Трансконсалтинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 января 2017 года по делу N А40-235614/16 (147-2078)
по заявлению Росаккредитация
к ООО "Трансконсалтинг" (ОГРН 1047796128005)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Демьянов А.А. по дов. от 13.07.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.01.2017, принятым по данному делу, ООО "Трансконсалтинг" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что материалами административного дела подтверждается факт совершения ответчиком вмененного административного правонарушения. Кроме того, суд указал на соблюдение административным органом порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества.
Не соглашаясь с принятым решением, в апелляционной жалобе ООО "Трансконсалтинг" его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что Общество незаконно и необоснованно привлечено к административной ответственности. Считает, что ответчиком не доказано наличия в действиях Общества вмененных правонарушений.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.07.2016 N 76/1-400-2016 с целью проверки сведений, содержащихся в обращении Союза производителей цемента "Союзцемент" от 08.07.2016 N1/СЦ-260/16 и сведений, содержащихся в обращениях гражданина от 05.07.2016, от 11.07.2016, от 21.07.2016, от 28.07.2016, приказом Федеральной службы по аккредитации от 28.07.2016 N 124-П-ВВ с изменениями, внесенными приказом Росаккредитации от 08.08.2016 N 8573, в отношении ООО "Трансконсалтинг", аккредитованного в качестве органа по сертификации продукции (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11AB) инициирована внеплановая выездная проверка.
Согласно п. 6 приказа N 124-П-ВВ предметом проверки являлось соблюдение аккредитованным лицом ООО "Трансконсалтинг" обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 11 приказа N 124-П-ВВ для достижения целей проверки ООО "Трансконсалтинг" обязано представить, в том числе область аккредитации органа по сертификации ООО "Трансконсалтинг", руководство по качеству, содержащее требования системы менеджмента качества, оформленное в виде единого документа или в виде совокупности документов (и их копии), документы аккредитованного лица, подтверждающие соответствие критериям аккредитации, документы, послужившие основанием для выдачи органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" с 07.03.2015 сертификатов соответствия на цементную продукцию, включая: документы, представленные заявителем; документы, оформленные органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" (сертификаты соответствия, заявки, решения по заявкам, акты отбора образцов, акты анализа производства, направления на испытания (измерения), результаты испытаний (измерений), заключения по результатам идентификации, решения о выдаче сертификатов, соответствующие журналы и т.п.).
ООО "Трансконсалтинг" представлены запрошенные на основании п. 11 приказа N 124-П-ВВ документы, включая материалы дела сертификата соответствия от 12.04.2016 N РОСС RU.AB29.B42391.
Нарушения, выявленные при рассмотрении указанных материалов, отражены в акте проверки от 31.08.2016 N 453-АВП.
11.11.2016 уполномоченным должностным лицом Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации, в присутствии уполномоченного представителя ООО "Трансконсалтинг" составлен протокол N 733/2016 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки и протокол об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая в административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения, соблюдения процедуры и сроков привлечения.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за деятельностью аккредитованных лиц.
Согласно п. 6.5 Положения Росаккредитация в целях реализации своих полномочий имеет право: запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ определен круг обстоятельств, которые могут послужить основанием для проведения внеплановой проверки.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В связи с поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о возможных нарушениях Технического регламента, являются основанием для проведения проверочных мероприятий по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ (поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений, заявлений и информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Согласно п. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 утверждены соответствующие перечни продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением N 982, включен раздел 2523 "цемент" с позициями: "портландцемент", "цемент глиноземистый", "цемент шлаковый", "цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров".
В соответствии с утвержденной областью аккредитации органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг", данный орган по сертификации вправе проводить работы по сертификации цементной продукции.
Сертификат соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 выдан органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" и подтверждает соответствие серийно выпускаемой продукции - "шлакопортландцемент сульфатостойкий ЦЕМ Ш/А 32.5 Б СС" требованиям ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108- 2003, ГОТ7Г 22266-2013.
Как следует из содержания сертификата, он выдан в рамках Системы сертификации ГОСТ Р.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 17 марта 1998 г. N 11 (далее - Положение о Системе ГОСТ Р), Система ГОСТ Р создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
Исходя из пункта 1.4 Положения о Системе ГОСТ Р объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В силу п. 2.10 Положения о Системе ГОСТ Р, организации, которые претендуют на участие в Системе ГОСТ Р в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Госстандартом России или иной системе, признанной им.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Госстандарт преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с положениями п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации" в Российской Федерации создается единая национальная система аккредитации, одним из принципов которой является осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом Российской Федерации по аккредитации.
Согласно п. 3 данного Указа определено образовать Федеральную службу по аккредитации, возложив на нее функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц; Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
Согласно абз. 1 п. 2 указанного постановления Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Орган по сертификации осуществляет проведение работ по сертификации в Системе ГОСТ Р, действуя в рамках единой национальной системы аккредитации, и, значит, соответствующие общественные отношения входят в предмет правового регулирования Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Статьей 4 Федерального закона N 412-ФЗ определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Исходя из ч. 7 ст. 13 Федерального закона N 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Пунктом 6 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, требуется наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с п. 14 настоящих критериев аккредитации.
Согласно п. 14.11 Критериев аккредитации документы системы менеджмента качества органа по сертификации должны содержать правила выполнения работ по сертификации, включающие в себя, в том числе описание схем сертификации, правила подачи и рассмотрения заявок на сертификацию, в том числе правила выбора схемы сертификации, правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия, правила проведения анализа результатов работ по сертификации, правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации.
Пунктом 8 Критериев аккредитации определена обязанность органов по сертификации соблюдать в процессе деятельности по оценке соответствия требования документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
С учетом изложенного, нормативные предписания распространяются на орган по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, включая проведение им работ по сертификации цементной продукции.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.01.2016 утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов".
Во введении к ГОСТ Р 56836-2016 указано, что настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены в ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".
Согласно п. 1 ГОСТ Р 56836-2016 данный стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982; стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц; стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.
В соответствии с п. 3 постановления N 982 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на официальном Интернет-сайте (http://www.gost.ru/) в разделе "Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования" разместило информацию о ГОСТ Р 56836-2016 как нормативной документации, устанавливающей обязательные требования к цементной продукции.
Согласно пункту 4 предисловия к ГОСТ Р 56836-2016 правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).
Исходя из п. 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация); нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации; соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил); указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Таким образом, в каждом из возможных случаев обязательности применения
ГОСТ Р 56836-2016 органом по сертификации при осуществлении сертификации цементной продукции данный стандарт при проведении соответствующих сертификационных работ представляет собой обязательный для соблюдения нормативный документ, устанавливающий требования к подтверждению соответствия.
Актом N 453-АВП установлено, что в систему менеджмента качества органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" в качестве отдельного документа с 01.03.2016 введена в действие документированная процедура "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
В силу п. 1 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" данная процедура регламентирует порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным в системе ГОСТ Р, и обязательна для применения сотрудниками органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении работ по подтверждению соответствия.
В п. 2 "Нормативные ссылки" ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" содержится ссылка, в том числе на ГОСТ Р 56836-2016.
Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание правовую природу документов системы менеджмента качества аккредитованных лиц как локальных нормативных правовых актов, применение органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении работ по сертификации цементной продукции ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" и ГОСТ Р 56836-2016 является обязательным.
Между тем, из акта N 453-АВП следует, что при проведении сертификационных работ на основании заявки изготовителя продукции - открытого акционерного общества "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА" на проведение обязательной сертификации продукции в системе ГОСТ Р от 9 марта 2016 г. N 20/09/03 и выдаче по результатам соответствующих работ сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" были допущены нарушения требований ГОСТ Р 56836-2016 и ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
А именно, согласно пункту 6.3 ГОСТ Р 56836-2016 и пункту 5.2.1 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" для проведения сертификации заявитель представляет в орган по сертификации комплект документов, включающий, помимо прочего, сведения о результатах лабораторных испытаний за последний год.
В соответствии с пунктом 7.3.3 ГОСТ 30515-2013 "Межгосударственный стандарт. Цементы. Общие технические условия" проверку однородности объединенной или лабораторной пробы изготовитель должен проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц; о проверке однородности объединенной пробы партии цемента должна быть сделана запись в журнале приемо- сдаточных испытаний или на электронных носителях, если результаты приемо- сдаточных испытаний хранятся на таких носителях.
Однако в деле сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 фигурирует только представленный заявителем сертификат соответствия N РОСС RU.0001.11.АВ51, содержащий данные о среднем значении результатов испытаний за 2015 год, Документ о качестве партии N 3 шлакопортландцемента сульфатостойкого ЦЕМ Ш/А 32.5 Б СС, а также протокол испытаний от 22 января 2016 г. партии N 3 портландцемента сульфатостойкого ЦЕМ Ш/А 32.5 Б, проведенных испытательной лабораторией изготовителя - ОАО "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА", который, как вытекает из его содержания, отражает испытания соответствующей партии цементной продукции за период с 23 декабря 2015 г. по 20 января 2016 г., однако подписан испытателями 18 января 2016 г.
То есть, заявитель не исполнил предусмотренную пунктом 7.3.3 ГОСТ 30515-2013 обязанность в части представления требуемого комплекта документов, и в деле сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 отсутствуют сведения о результатах лабораторных испытаний за последний год.
Примечанием к пункту 6.4 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктом 5.2.2 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" определено, что, в том числе в случае отсутствия необходимых сведений о заявителе в заявке на сертификацию и (или) непредставления документов, определенных в 6.3 ГОСТ Р 56836-2016, органом по сертификации принимается отрицательное решение по заявке.
Таким образом, органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении сертификационных работ, по результатам которых выдан сертификат соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394, были нарушены обязательные для данного органа по сертификации требования пункта 6.4 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.2 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р". Пунктом 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктом 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" установлено, что при сертификации цемента, выпускаемого предприятием более одного года, стабильных показателях его качества по результатам приемо-сдаточных испытаний и отсутствии претензий потребителя по качеству продукции, для проведения сертификационных испытаний отбирается и испытывается одна проба цемента; при инспекционном контроле также отбирается и испытывается одна проба цемента; при сертификации нового для предприятия цемента, поставленного на производство на предприятии-заявителе в течение календарного года, или в случае длительного (более 6 месяцев) перерыва в производстве какого-либо вида цемента и при наличии претензий потребителя к качеству подлежащей сертификации продукции, для проведения сертификационных испытаний отбираются две пробы цемента; при инспекционном контроле по решению органа по сертификации отбирается и испытывается одна или две пробы цемента.
Заявителем не представлены и в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 отсутствуют результаты приемосдаточных испытаний, подтверждающие стабильность показателей качества подлежащей сертификации цементной продукции.
В материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 имеется только один акт отбора образцов (проб) - акт отбора образцов (проб) от 10 марта 2016 г. N 20/09/03.
Как следует из Акта отбора образцов (проб) от 10 марта 2016 г. N 20/09/03, органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" для целей идентификации продукции отобрана только одна проба шлакопортландцемента сульфатостойкого ЦЕМ Ш/А-Ш 32.5 Б СС массой 20 кг.
Следовательно, при отборе образцов (проб) сертифицируемой цементной продукции органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" были нарушены обязательные для него требования пункта 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона N 184-ФЗ исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами); аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона N 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованных лиц соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Пунктом 18 Критериев аккредитации определена необходимость испытательных лабораторий соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, в который включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Межгосударственный стандарт.
Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельного указан "методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик (см. 5.4)".
В силу пункта 5.4.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория в своей деятельности должна использовать методы и процедуры, соответствующие области ее деятельности.
При этом исходя из подпункта "д" пункта 8 Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 604, сведения об области аккредитации аккредитованного лица содержатся в реестре аккредитованных лиц.
В силу взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 8, статьи 26 Закона N 412-ФЗ и содержания Правил, реестр аккредитованных лиц обладает признаком публичной достоверности. Из приведенных нормативных положений в их совокупности и взаимосвязи однозначно вытекает следующее.
Во-первых, аккредитованная испытательная лаборатория признается компетентной на осуществление деятельности по оценке соответствия и, следовательно, вправе осуществлять такую деятельность только в своей области аккредитации. При этом предметное содержание области аккредитации, включая документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые управомочена применять испытательная лаборатория применительно к определяемым характеристикам объекта испытаний на соответствие требованиям документов, устанавливающим требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), удостоверяется аттестатом аккредитации соответствующей испытательной лаборатории.
Во-вторых, правильность и надежность испытаний, проводимых аккредитованной испытательной лабораторией для целей оценки соответствия, может быть обеспечена только при проведении испытаний в рамках области аккредитации данной испытательной лаборатории; в противном случае результаты испытаний априори являются необъективными.
В-третьих, в отношении органа по сертификации, направляющего продукцию на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию, действует неопровержимая презумпция знания области аккредитации соответствующей испытательной лаборатории.
Пунктами 6.9.1-6.9.3 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктами 5.2.11-5.2.13 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" установлено, что по результатам испытаний аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает органу по сертификации протокол (протоколы) испытаний; копии протокола (протоколов) испытаний направляются заявителю для анализа с целью планирования предупреждающих и корректирующих мероприятий по качеству продукции; протокол испытаний, как правило, должен содержать следующую информацию: сведения об аккредитованной испытательной лаборатории (центре), включая наименование, адрес месторасположения, сведения об аккредитации; номер и дату протокола испытаний; наименование исследуемой продукции, сорт, марку, артикул, сведения об изготовителе (или условные номера образцов, присвоенные органом по сертификации); данные об акте отбора образцов; дату проведения испытаний; данные о климатических условиях проведения испытаний (температура, влажность, давление или нормальные по стандарту); наименование, фактические и нормативные значения проверяемых показателей свойств продукции; номера и наименования нормативных документов на примененные методы испытаний или сведения о методе (методике) испытаний; перечень испытательного оборудования и средств измерений, использованных при проведении испытаний; испытания пробы цемента должны проводиться по всем показателям качества, установленным в нормативном документе, соответствие которому подтверждается при сертификации; испытания не по всем показателям качества не могут служить основанием для выдачи сертификата соответствия; протоколы испытаний должны содержать значения характеристик продукции, подтверждающие соответствие всем требованиям, установленным в нормативных документах.
Между тем актом N 453-АВП зафиксировано, что представленный в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 протокол испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/06-16 шлакопортландцемента сульфатостойкого ЦЕМ Ш/А-Ш 32.5 Б СС не содержит данных о климатических условиях проведения испытаний.
Кроме того, протокол испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/06-16 шлакопортландцемента сульфатостойкого ЦЕМ Ш/А-Ш 32.5 Б СС выдан для целей оценки соответствия испытательным центром СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" (аттестат аккредитации N RA RU 21СТ39). ГОСТ 5282-91 "Покрытия лакокрасочные тракторов и сельскохозяйственных машин.
Общие технические требования", в соответствии с которым - как следует из протокола испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/04-16 - проводились испытания по показателям "потеря массы при прокаливании", "содержание Si02", "содержание СаО", "содержание MgO", "содержание С1-1", "содержание S03", отсутствует в области аккредитации испытательного центра СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" и не устанавливает методики для соответствующих испытаний. В силу пункта 8.2 ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия" перечисленные химические показатели цементов определяют по ГОСТ 5382- 91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа".
Указанный стандарт также отсутствует в области аккредитации испытательного центра СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий".
Следовательно, результаты испытаний в соответствии с ГОСТ 5382-91 "Цементы и материалы цементного производства.
Методы химического анализа", проведенных испытательным центром СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий", являются заведомо необъективными и не могут служить доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям.
Таким образом, в нарушение пункта 6.9.3 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.13 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" представленные в протоколе испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/06-16 результаты испытаний шлакопортландцемента сульфатостойкого ЦЕМ Ш/А-Ш 32.5 Б СС не содержат результаты испытаний аккредитованной испытательной лабораторией по всем требуемым в соответствии с ГОСТ 31108-2003 показателям качества.
Исходя из пункта 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" на основании анализа документации, представленной заявителем по пункту 6.3 ГОСТ Р 56836-2016, протокола (акта) идентификации, протокола (протоколов) испытаний, акта анализа состояния производства орган по сертификации принимает решение о соответствии (несоответствии) продукции установленным требованиям; на основании решения о соответствии орган по сертификации оформляет решение о выдаче сертификата соответствия по установленной форме, или решение об отказе в выдаче сертификата соответствия по установленной форме, и направляет его заявителю; решение об отказе в выдаче сертификата соответствия должно содержать причины принятия решения о несоответствии продукции установленным требованиям; решение о выдаче сертификата соответствия должно содержать сведения о всех проведенных проверках и иных основаниях принятия решения, а также сведения о планируемом сроке проведения инспекционного контроля и сроке действия сертификата соответствия.
Вместе с тем представленные фактические и нормативные обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что орган по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при принятии решения о выдаче сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 нарушил изложенные требования пункта 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" в части анализа протокола испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/06-16 шлакопортландцемента сульфатостойкого ЦЕМ Ш/А-Ш 32.5 Б СС.
Пунктами 6.8, 6.8.1, 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктами 5.2.8-5.2.10 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" определено, что при идентификации продукции определяются сведения, идентифицирующие сертифицируемую продукцию путем сопоставления продукции с информацией, указанной на маркировке продукции (в паспорте качества) и в сопроводительных документах; к сведениям, идентифицирующим продукцию, в общем случае относятся: наименование продукции (включая назначение, тип, сорт, артикул и др.), код по действующим классификаторам продукции; документ, по которому изготовлена продукция (межгосударственный или национальный стандарт, стандарт организации, технические условия или иной нормативный документ); сведения об изготовителе (наименование, включая место нахождения); реквизиты товаросопроводительной документации; результаты идентификации оформляют протоколом (заключением) по установленной форме.
Прилагаемая к ГОСТ Р 56836-2016 форма протокола (заключения) по идентификации продукции (приложение "Д") предусматривает наличие, в том числе позиций: "Документы, подтверждающие происхождение продукции", "Маркировка и упаковка".
Прилагаемая к ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" форма заключения по идентификации продукции (приложение N 9) для позиции "Сведения о продукции" предусматривает указание реквизитов товаросопроводительной документации: номер и дата поставки, номер и дата инвойса и т.п.
Актом N 453-АВП установлено, что в представленном в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42394 заключении по результатам идентификации продукции от 10 марта 2016 г. отсутствует информация о товаросопроводительной документации на партию подлежащей сертификации продукции, от которой производился отбор образцов (проб) на испытания.
В то же время в заключении по результатам идентификации продукции от 10 марта 2016 г. указано, что идентификация проводилась в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016.
Следовательно, при идентификации подлежащей сертификации продукции - шлакопортландцемент сульфатостойкий ЦЕМ Ш/А-Ш 32.5 Б СС органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" нарушены пункты 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.10 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р". Таким образом, актом N 453-АВП зафиксированы нарушения органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" правил осуществления работ по сертификации цементной продукции, установленные положениями ГОСТ Р 56836-2016 и ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" и являющиеся обязательными для соблюдения данным органом по сертификации.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований п. 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и п. 5.2.10 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р", из этого следует вывод о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях вмененного события и состава правонарушения отклоняются, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам спора.
Вина общества с учетом положений ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом доказана.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 11.11.2016 N 733/2016 составлен уполномоченными лицами административного органа с соблюдением положений ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности (с участием законного представителя общества).
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 названного кодекса, соблюден.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценки допущенного заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п. п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2004 N 10 не усматривается, как и не усматривается и исключительности рассматриваемого случая с целью применения правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и установления штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах заявление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.47 КоАП РФ, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 января 2017 года по делу N А40-235614/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Москвина Л.А. |
Судьи |
Чеботарева И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-235614/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2017 г. N Ф05-10050/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Росаккредитация, Федеральная служба по аккредитации
Ответчик: ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ"