Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2017 г. N Ф08-4872/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 апреля 2017 г. |
дело N А53-13936/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноплевым И.А., при участии:
от администрации г. Ростова-на-Дону - представитель Киселева Т.И. по доверенности от 05.12.2016, удостоверение;
от администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону - представитель Пахомова С.А. по доверенности от 20.09.2016, удостоверение;
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель Чертова Н.М. по доверенности от 11.04.2016, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Ростова-на-Дону и Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2017 по делу N А53-13936/2015 (судья Жигало Н.А.) по иску Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону к индивидуальному предпринимателю Карабашеву Шамилю Харшимовичу об освобождении земельного участка,
и по встречному заявлению индивидуального предпринимателя Карабашева Шамиля Харшимовича к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону, Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону о предоставлении земельных участков в аренду, признании действия (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далеее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Карабашеву Шамилю Харшимовичу (далее - ответчик, предприниматель) с требованием об обязании освободить путём сноса земельные участки, расположенные по адресу: ул. Красноармейская, 87, кадастровый номер 61:44:0040307:31 площадью 24 кв.м, кадастровый номер 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м от временных торговых павильонов в течение 15 дней с момента вступления в силу решения суда и передать свободные земельные участки по акту приема-передачи арендодателю.
Определением от 02.09.2015 дела N А53-13936/15, N А53-13937/15 объединены в одно производство с присвоением делу N А53-13936/15.
В свою очередь предприниматель обратился в арбитражный суд с встречным иском к департаменту о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Красноармейская, 87, площадью: 24 кв.м. к.н. 61:44:0040307:30 и площадью 19 кв.м к.н. 61:44:0040307:31, путем проведения аукциона в аренду, для эксплуатации временных торговых павильонов, об обязании Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района г. Ростова-на-Дону спорные земельные участки, обязании Администрации г. Ростова-на-Дону согласовать и утвердить постановлением схему размещения указанных нестационарных торговых объектов, обязании департамента заключить договоры на размещение спорных нестационарных объектов на новый срок (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках дела N А53-31514/15 предприниматель заявил требование о признании незаконными действий Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону.
Определением от 17.12.2015 дела N А53-13936/15, N А53-31514/15 объединены в одно производство с присвоением делу N А53-13936/15.
Протокольным определением от 14.01.2016 судом первой инстанции приняты уточненные требования предпринимателя в следующей редакции:
- признать незаконным изложенный в письме N 59-23-3747 от 07.10.2015 отказ Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ростова-на-Дону земельных участков кадастровый номер 61:44:0040307:31 площадью 24 кв.м, кадастровый номер 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м в г. Ростове-на-Дону, ул. Красноармейская, 87;
- обязать Администрацию Кировского района г. Ростова-на-Дону совершить действия, направленные на включение в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Ростова-на-Дону указанных земельных участков;
- обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону совершить действия, направленные на утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ростова-на-Дону с включением в нее указанных земельных участков;
- признать незаконным действия департамента по расторжению договора аренды земельного участка от 25.09.2009 N 31515 в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м;
- признать незаконными действия департамента по расторжению договора аренды земельного участка от 25.09.2009 N 31515 в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м;
- обязать департамент заключить с предпринимателем на новый срок договор аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м;
- обязать департамент заключить с предпринимателем на новый срок договор аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м.
Решением суда от 11.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.04.2016, исковые требования Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону удовлетворены. Суд обязал индивидуального предпринимателя Карабашева Шамиля Харшимовича освободить земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87, от временных торговых павильонов, а также обязал индивидуального предпринимателя Карабашева Шамиля Харшимовича возвратить Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м, расположенные по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Красноармейская, 87. В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя суд отказал.
Постановлением суда кассационной инстанции от 05.09.2016 решение суда от 11.02.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.04.2016 оставлено без изменения в части удовлетворения требования департамента, отказа в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконными действий департамента по расторжению договоров аренды от 25.09.2009 N 31514 и N 31515, обязании департамента заключить с предпринимателем на новый срок договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0040307:30 и 61:44:0040307:31. В остальной части судебные акты отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал, на необходимость исследования при новом рассмотрении вопроса, связанного с обоснованностью невключения земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0040307:30 и 61:44:0040307:31 (в период действия договоров аренды от 25.09.2009 N 31514 и N 31515) в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2011-2015 годы.
При повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель индивидуального предпринимателя Карабашева Ш.Х. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненил исковые требования и просил суд:
- признать незаконными действия Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону по исключению земельных участков кад. номер 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м. и кад. номер 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м., расположенных по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87, из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2010-2015 годы, в том числе выраженные в письме от 07.10.2015 N 59-23-3747;
- признать незаконным отказ Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону во включении земельных участков кад. номер 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м. и кад. номер 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м., расположенных по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2016-2021 годы, выраженный в письмах от 21.12.2015 N 59-23.02/1654. от 11.12.2015 N59-23.02/1592;
- обязать Администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону совершить действия, направленные на включение в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2016-2021 годы земельных участков кад. номер 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м. и кад. номер 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м.. расположенных по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87;
- обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону совершить действия, направленные на утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2016-2021 годы с включением в нее земельных участков кад. номер 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м и кад. номер 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м, расположенных по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2017 признан незаконным отказ Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону во включении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, выраженный в письмах от 21.12.2015 N 59-23.02/1654, от 11.12.2015 N 59-23.02/1592. По решению суда Администрация Кировского района города Ростова-на-Дону обязана подготовить изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, включив в схему земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87, Администрация г.Ростова-на-Дону обязана утвердить включение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые отказы администрации Кировского района, изложенные в письмах от 11.12.2015 N 59-23.02/1592, от 21.12.2016 N 59-23.02/1654 являются незаконными, противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Ростова-на-Дону и Администрация Кировского района города Ростова-на-Дону обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Карабашевым Ш.Х. требований.
Администрация города Ростова-на-Дону в жалобе ссылается на незаконность и необоснованность принятого по делу судебного акта.
Администрация Кировского района города Ростова-на-Дону в обоснование жалобы приводит следующие доводы:
- по состоянию на 2015 год общая площадь продовольственных торговых объектов, размещенных в кировском районе составляет 57 091,15 кв.м, торговая 20 816 кв.м обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров - составила 323 кв.м на 1 тыс. человек, что превышает установленный минимум;
- при рассмотрении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2013-2015 годы Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону пункты 45,46 (нестационарные торговые объекты, расположенные по ул. Красноармейская, 87) исключены по причине изменения схем автобусов общественного пассажирского транспорта, работающих в режиме "маршрутного такси", в части переноса их движения с ул. Б. Садовой на ул. Красноармейскую, что послужило увеличению количества единиц подвижного состава общественного транспорта, а также необходимости увеличения емкости остановочных комплексов;
- при обустройстве заездного кармана и организации остановочного пункта по адресу: ул. Красноармейская, 87, подвоз продукции будет создавать препятствия и опасные ситуации в движении общественного пассажирского транспорта;
- торговый объект, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, 87, находится в газонной части улицы, что является нарушением пункта 4.15 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых Ростовской-на-Дону городской Думой от 13.06.2012 N 282, в соответствии с которым запрещается размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения (кроме предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок) на тротуарах, газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны;
- требования, сформулированные Карабашевым Ш.Х. в части обязания администрации совершить действия, направленные на включение в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ростова-на-Дону указанных земельных участков сформулированы без учета действующей административной.
В судебном заседании представители Администрации города Ростова-на-Дону и Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, указали на неправомерность подмены функций уполномоченного органа местного самоуправления, в ведении которого находится принятие решения о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону земельных участков судебным разбирательством.
Представитель ИП Карабашева Ш.Х. указал на законность и обоснованность принятого судебного акта, указал, что спорные земельные участки и нестационарные торговые объекты расположены за пределами посадочных площадок остановочных пунктов, не создают угрозу безопасности дорожного движения на указанной территории; подвоз продукции к торговым объектам предполагается осуществлять со стороны дворовой территории многоквартирного дома; установленные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области не являются основанием для отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов запрашиваемых территорий; спорные торговые объекты не располагаются на территории газона; прекращение договоров аренды не является основанием для отказа индивидуальному предпринимателю в испрашиваемых им действий.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 7 апреля 2017 года до 14 час. 45 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей тех же сторон, поддержавших ранее заявленные правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.09.2009 предпринимателю предоставлены в аренду по договору N 31514 земельный участок площадью 24 кв. м с кадастровым номером 61:44:0040307:30 и по договору N 31515 земельный участок площадью 19 кв. м с кадастровым номером 61:44:040307:31, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 87. Участки переданы арендатору для эксплуатации временных торговых павильонов. Срок аренды установлен с 04.08.2009 по 04.08.2014. Поскольку после окончания срока действия договоров предприниматель продолжил пользоваться земельными участками, договоры аренды возобновлены на неопределенный срок.
29.09.2014 Департаментом в адрес ответчика направлены письма N 59-30-132/06-УП и N 59-30-130/06-УП о прекращении договоров аренды от 25.09.2009 N31514 и N 31515. Уведомления вручены ответчику 08.10.2014.
Письмом от 07.10.2015 N 59-23-3747 Администрация Кировского района города Ростова-на-Дону отказала предпринимателю в подготовке правоустанавливающего акта и предоставлении спорных земельных участков на том основании, что земельные участки не были включены схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2013-2015 годы, утвержденную постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.11.2012 N 999.
Письмом от 11.12.2015 N 59-23.02/1592 Администрация Кировского района города Ростова-на-Дону отказала во включении спорных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2016-2021 годы в связи с ранее предъявленными замечаниями Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону.
Письмом от 21.12.2016 N 59-23.02/1654 Администрация Кировского района города Ростова-на-Дону отказала во включении спорных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2016-2021 годы в связи с ранее предъявленными замечаниями Департамента транспорта города Ростова-на-Дону.
В рамках настоящего дела обжалуются данные отказы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ определяет, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Названная норма закрепляет право пользователей нестационарных торговых объектов на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правила части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Исходя из содержания обязанности органов местного самоуправления, закрепленной в пункте 2 части 3 статьи 17 данного Закона, при рассмотрении требования о законности действий органов местного самоуправления об исключении и дальнейшем невключении спорных земельных участков в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ростова-на-Дону, следует установить обстоятельства, связанные с обоснованностью невключения спорных земельных участков в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2011-2015 годы; установить, вправе ли предприниматель претендовать на включение в новую схему в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 22.06.2010 N 18 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов", в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Областного закона от 16.04..2010 N 389-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельностью в Ростовской области" утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов согласно приложению к настоящему постановлению.
Впервые схема размещения нестационарных торговых объектов была утверждена постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 24.12.2010 N 767.
Спорные земельные участки не были включены в указанную схему на 2011-2015 годы.
До указанной даты земельные участки для временных торговых объектов предоставлялись в соответствии с постановлением Мэра города Ростова-на-Дону N 333 от 12.05.2009 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством". В соответствии с пунктом 12.2 порядка предоставления в аренду земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, заключения на новый срок договоров аренды таких земельных участков, занимаемых временными индивидуальными гаражами, а также заключения договоров аренды земельных участков при переходе прав на указанные объекты к иным лицам, уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 октября текущего года определяет и направляет в ДАиГ на согласование перечень земельных участков под планируемыми к размещению нестационарными торговыми объектами, объектами общественного питания и бытового обслуживания.
Как указывают представители органов местного самоуправления, основанием для невключения спорных земельных участков в схему размещения нестационарных торговых объектов в 2011-2015 годы послужили следующие основания:
- с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Кировском районе г.Ростова-на-Дону, включение спорных земельных участков в схему представляется нецелесообразным;
- спорные земельные участки исключены из схемы размещения НТО по причине изменения схем автобусов общественного пассажирского транспорта, работающих в режиме "маршрутного такси", в части переноса их движения с ул. Б. Садовой на ул. Красноармейскую, что послужило увеличению количества единиц подвижного состава общественного транспорта, а также необходимости увеличения емкости остановочных комплексов;
- подвоз продовольственных товаров, реализация которых осуществляется из НТО на спорных земельных участках, производится с ул. Красноармейской, создает препятствия и опасные ситуации в движении общественного пассажирского транспорта;
- торговые объекты предпринимателя расположены в газонной части улицы, что является нарушением п.4.15 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых Ростовской-на-Дону городской Думой от 13.06.2012 N 282;
- объект частично распложен расположен на землях общего пользования.
При проверке обоснованности и законности вышеуказанных оснований для невключения спорных земельных участков в схему размещения нестационарных торговых объектов, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом местного муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям Постановления Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по поселениям, входящим в его состав, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Правительством Ростовской области, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
Постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 654 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области, где суммарный норматив по городу Ростову-на-Дону составляет 715 кв.м на 1 тыс. человек, в том числе: норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров -218 кв.м на 1 тыс. человек.
По состоянию на 01.01.2015 по данным статистического учета на территории Кировского района города Ростова-на-Дону проживает 64,7 тыс. человек. Таким образом, на текущую дату суммарный норматив по Кировскому району города Ростова-на-Дону не должен превышать 46260,5 кв.м, в, том числе: норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров-14104,6 кв.м.
Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ определяет, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Названная норма закрепляет право пользователей нестационарных торговых объектов на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
По состоянию на 2015 год общая площадь продовольственных торговых объектов, размещенных в Кировском районе г. Ростова-на-Дону составляет 57091,15 кв.м, торговая 20816 кв.м обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров - составила 323 кв.м на 1 тыс. человек, что превышает установленный минимум.
В соответствии с п. 1.7 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 г. N 1351, размещение таких объектов на территории города Ростова-на-Дону, на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру и достижения установленных Правительством Ростовской области нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов города Ростова - на - Дону.
Пунктом 1 статьи 10 ФЗ N 381-ФЗ принимаемые уполномоченными органами правовые акты об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов содержат правила размещения как существующих (установленных на законных основаниях ранее), так и объектов, устанавливаемых вновь (впервые). В противном случае утрачивается смысл схемы, как документа, регламентирующего (обобщающего) все (существующие, предполагаемые к размещению) места установки нестационарных торговых объектов в границах муниципального образования, для обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в утверждаемую схему при условии их установки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предпринимателем не представлено относимых и допустимых доказательств, опровергающих достоверность вышеуказанных позиций Администрации города Ростова-на-Дону и Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону, не приведены достаточные основания необходимости размещения нестационарных торговых объектов на вышеуказанных спорных земельных участках с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Кировского района города Ростова-на-Дону.
Указанные выводы органов местного самоуправления сделаны Администрацией Кировского района города Ростова-на-Дону в пределах полномочий, на основании приведенных расчетов, и предпринимателем не опровергнуты.
В соответствии с Положениями об администрациях районов города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 N 72, подготовка схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов города Ростова-на-Дону, относится к компетенции районных администраций.
Согласно распоряжению Администрации города от 19-11.2012. N 999 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2013-2015 годы" администрацией района сформирована и согласована схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону на 2014-2015 годы с Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения, Департаментом транспорта города, Комитетом по торговле и бытовому обслуживанию Администрации города и Департаментом архитектуры и градостроительства.
При реализации указанных функций, в соответствии с положениями ст. 6, 110, 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.6 Областного закона от 16.08.2000 N 97-ЗС "О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области" Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону осуществляет согласование размещения на территории г.Ростова-на-Дону объектов транспортной инфраструктуры городского пассажирского транспорта, в том числе организации остановочных пунктов.
При рассмотрении указанной схемы Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону пункты 45, 46 (нестационарные торговые объекты, расположенные по ул. Красноармейская, 87) исключены по причине изменения схем автобусов общественного пассажирского транспорта, работающих в режиме "маршрутного такси", в части переноса их движения с ул. Б. Садовой на ул. Красноармейскую, что послужило увеличению количества единиц подвижного состава общественного транспорта, а также необходимости увеличения емкости остановочных комплексов.
В 2014 году Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону изменены схемы маршрутов автобусов общественного пассажирского транспорта, работающих в режиме "маршрутного такси", в части переноса их движения с ул. Большая Садовая на ул. Красноармейская, что повлекло увеличение количества единиц подвижного состава общественного транспорта, объем пассажиропотока на соответствующем участке транспортной инфраструктуры города и требует увеличение емкости остановочных комплексов. Остановочный пункт "пр. Ворошиловский", расположенный на ул. Красноармейской (северная сторона) не обустроен заездным карманом и находится в 20 м. от пешеходного перехода, в связи с чем, Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону была определена необходимость обустройства остановочного комплекса общественного транспорта в районе указанного адреса, для организации посадки-высадки пассажиров и снижения уровня аварийности на одном из крупнейших транспортных узлов города - пересечении ул. Красноармейская/пр. Ворошиловский. В соответствии с требованиями ОСТа 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ИС-460-р), размещение торговых киосков не допускается в пределах посадочных площадок и площадок ожидания остановочных пунктов
Специализацией торговых объектов по адресу: ул. Красноармейская, 87, является реализация продовольственных товаров, ведение такой деятельности предполагает подвоз, загрузку и разгрузку грузов (продукции). Учитывая специфичность места расположения торгового объекта, единственный подъезд грузового транспорта, для осуществления подвоза продукции, является ул.Красноармейская. В связи с чем, при обустройстве заездного кармана и организации остановочного пункта по указанному адресу, подвоз продукции будет создавать препятствия и опасные ситуации в движении общественного пассажирского транспорта.
Согласно информации Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону, при осуществлении торговой деятельности по ул. Красноармейской, 87, выставляются лотки с овощами и фруктами на тротуар (что так же подтверждается фотоматериалами предоставленными в материалы дела), чем создаются помехи и не обеспечивается безопасное движение пешеходов, что нарушает требование п. 11.5 СП 42.1330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", поскольку ширина пешеходной части тротуара по ул. Красноармейской должна составлять не менее 3 метров.
Судом отклоняются доводы предпринимателя о том, что нестационарные торговые объекты, расположенные по ул. Красноармейская, 87, не препятствуют обустройству заездного кармана и организации остановочного пункта, как основанные на субъективной оценке действий органов власти. При наличии в материалах дела заключения специализированного уполномоченного органа - Департамента транспорта г.Ростова-на-дону о том, что вышеуказанные нестационарные торговые объекты создают препятствия и опасные ситуации в движении общественного пассажирского транспорта, у суда отсутствуют основания для переоценки указанного заключения.
Согласно акту проверки органа муниципального контроля индивидуального предпринимателя N 2 от 1.06.2015, обследованием на месте установлено, что на земельном участке, ориентировочной площадью 43 кв.м., размещен нестационарный торговый объект площадью 59 кв.м, а именно легковозводимый объект.
Торговый объект, расположенный по адресу: ул. Красноармейская 87, установлен в нарушение действующих нормативов, а именно: -
* расположен в газонной части улицы, что является нарушением п.4.15 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых Ростовской-на-Дону городской Думой от 13.06.2012 N 282 в соответствии с которым запрещается размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения (кроме предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок) на тротуарах, газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны. Указанное обстоятельство подтверждено представленными администрацией Кировского района сведениям ИСОГД;
Довод предпринимателя, отрицающего данный факт, судом отклоняется, как противоречащий материалам дела, а именно, представленным фотоматериалам (т. 5 л.д. 54, 55; т.4 л.д.86) и топографической съемке (т.6 л.д. 11,12).
* объект частично распложен расположен на землях общего пользования. В соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество площади предоставленных Карабашеву Ш.Х. земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0040307:31, 61:44:0040307:31 договоры аренды N 315114 и N 31515 соответственно составляют 19 и 24 кв.м, таким образом суммарная площадь занимаемого земельного участка должна составлять 43. При этом фактически Карабашевым Ш.Х. установлен один торговый павильон площадью 59 кв. м. Таким образом, указанный павильон расположен частично за границами первоначально предоставленного Ш.Х. Карабашеву земельного участка, на землях общего пользования, не предоставленных для эксплуатации торговых павильонов.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, предприимателем суду не представлено.
В ходе настоящего судебного разбирательства судами установлена законность действий департамента по прекращению договоров аренды муниципальных земель с предпринимателем.
Вместе с тем, обращаясь с рассматриваемыми требованиями о признании незаконными действий по исключению спорных земельных участков из схемы размещения торговых объектов, признании незаконным отказа во включении спорных земельных участков в схему размещения торговых объектов и обязании включить спорные земельные участки в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, предприниматель не обосновал наличия достаточной легитимации для заявления вышеуказанных требований.
Во-первых, титул предпринимателя как арендатора соответствующих земельных участков прекращен, следовательно, оснований полагать его права нарушенными не имеется. Ссылка на то, что в момент отказа у арендатора титул имелся, не позволяет предоставить ему судебную защиту после утраты титула по смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, предприниматель не привел нормативного обоснования своего права в отсутствие какого-либо титула на землю понуждать муниципального собственника к совершению испрашиваемых им действий.
Кроме того, требования предпринимателя в части обязания администрации совершить действия, направленные на включение в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ростова-на-Дону указанных земельных участков сформулированы без учета действующей административной процедуры.
Действовавшим в спорный период Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 21.03.2013 N 300 регулировались процедурные вопросы, связанные с осуществлением уполномоченными органами распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
К компетенции администрации города относилось утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а администрации. района -подготовка и издание правового акта о предоставлении в аренду, в том числе на новый срок, земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, оформление договоров аренды земельных участков, занимаемых нестационарными торговыми объектами (передвижными сооружениями), оформление договоров аренды указанных земельных участков на новый срок.
Механизм предоставления в аренду, а также порядок оформления на новый срок договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания установлен в разделе 11 Положения. Согласно п. 11.2 Положения уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 октября текущего года определяет и направляет в ДАиГ на согласование перечень. земельных участков под планируемыми к размещению.объектами бытового обслуживания и общественного питания, указанными в абзаце 5 пункта 2.3 раздела 2, и материалы топосъемки с нанесением границ и координат участков, а также перечень действующих договоров аренды земельных участков, занимаемых объектами бытового обслуживания, указанными в абзаце 5 пункта 2.3. раздела 2, снос которых не планируется. Перечни представляются в 4 экземплярах. ДАиГ в двухнедельный срок со дня поступления рассматривает и согласовывает представленные перечни и в течение дня, следующего за днем согласования, направляет 3 экземпляра перечней объектов в Департамент транспорта города Ростова-на-Дону (п. 11.3). Департамент транспорта в двухнедельный срок со дня поступления рассматривает и согласовывает представленные перечни ив течение дня, следующего за днем согласования, направляет 2 экземпляра перечней в Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (п. 11.4). Департамент автомобильных дорог в двухнедельный срок со дня поступления рассматривает и согласовывает представленные перечни и в течение 1 дня с даты согласования направляет 1 экземпляр перечней в уполномоченный орган (п. 11.5). Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня получения согласованного перечня формирует и направляет в ДИЗО перечень подлежащих расторжению договоров аренды земельных участков, занимаемых временными объектами (п. 11.6). В порядке п. 11.4 Положения департамент в согласовании включения земельных участков в схему отказал.
Суд принимает во внимание, что при наличии установленного законом административного порядка согласования и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, отнесенного законом к компетенции органов местного самоуправления, данный порядок не может быть заменен посредством обращения предпринимателя в судебные инстанции с рассматриваемыми требованиями. При этом разрешение заявленных требований в судебном порядке нарушает принцип разделения властей, поскольку вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения в задачи арбитражных судов не входит.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Карабашева Ш.Х. подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в заявленных требованиях.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в арбитражный суд предпринимателем уплачена государственная пошлина в общем размере 9 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 067 от 02.09.2015 на сумму 6000 руб. (т. 1 л.д. 60) и платежным поручением N 89 от 30.11.2015 на сумму 3000 руб. (т.3 л.д.11).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина в размере 3000 руб..
При первоначальном рассмотрении дела предпринимателем было заявлено в уточненной редакции шесть требований (приняты к рассмотрению протокольным определением от 14.01.2016; 2 лист постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5.09.2016 по настоящему делу), каждое из которых оплачивается государственной пошлиной в размере 3000 руб.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5.09.2016 по настоящему делу решение арбитражного суда первой инстанции от 11.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2016 по делу N А53-13936/2015 оставлены без изменения в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Карабашева Ш.Х. о признании незаконными действий департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону по расторжению договоров аренды от 25.09.2009 N 31514 и N31515, обязании департамента заключить с предпринимателем на новый срок договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0040307:30 и 61:44:0040307:31.
С учетом изложенного суд относит расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 руб. на индивидуального предпринимателя Карабашева Ш.Х.
На новом рассмотрении индивидуальным предпринимателем Карабашевым Ш.Х. заявлены четыре требования (уточненная редакция т.5 л.д. 75), каждое из которых подлежит оплате государственной пошлиной в размере 3000 руб. на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина при уточнении требований заявителем не оплачивалась.
Таким образом, государственная пошлина, подлежащая отнесению на индивидуального предпринимателя Карабашева Ш.Х., составляет 12 000 руб.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2017 по делу N А53-13936/2015 в части удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Карабашева Шамиля Харшимовича о признании незаконным отказа Администрации Кировского района города Ростова-на- Дону во включении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м., расположенных по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Красноармейская, 87, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова- на-Дону, выраженный в письмах от 21.12.2015 N59-23.02/1654, от 11.12.2015 N59- 23.02/1592; обязании Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону подготовить изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, включив в схему земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м., земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м., расположенные по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Красноармейская, 87; обязании Администрации г.Ростова-на-Дону утвердить включение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:30 площадью 24 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040307:31 площадью 19 кв.м., расположенных по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Красноармейская, 87, отменить, в иске отказать.
В части отказа в требованиях индивидуального предпринимателя Карабашева Шамиля Харшимовича решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2017 по делу N А53-13936/2015 оставить без изменений.
Абзац 5 и 6 резолютивной части решения Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2017 по делу N А53-13936/2015 исключить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Карабашева Шамиля Харшимовича в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 12 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13936/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2016 г. N Ф08-5331/16 настоящее постановление изменено
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, Карабашев Шамиль Харшимович
Ответчик: Администрация г. Ростова-на-Дону, Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону, Карабашев Шамиль Харшимович
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4872/17
13.04.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3558/17
25.01.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13936/15
05.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5331/16
23.04.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4402/16
11.02.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13936/15