г. Хабаровск |
|
12 апреля 2017 г. |
А37-1873/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Брагиной Т.Г., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "РОЛ": представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "РОЛ", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
на решение от 25.01.2017
по делу N А37-1873/2016
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей А.В. Кушниренко
по заявлению закрытого акционерного общества "РОЛ" (ОГРН 1024900958070; ИНН 4909025049)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (ОГРН 1044900038160; ИНН 4900009740)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "РОЛ" (далее - общество; ЗАО "РОЛ": заявитель) в лице ликвидатора Н.В. Батуриной обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - налоговый орган; межрайонная инспекция; Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области; налоговый орган) о признании недействительным решения N 972А от 01.07.2016 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Решением суда от 25.01.2017 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области N 972А от 01.07.2016 в части не указания в нем реального основания, повлекшего отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, признано недействительным; ЗАО "РОЛ" отказано в удовлетворении требования о возложении на Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области обязанности по проведению государственной регистрации ЗАО "РОЛ" в связи с его ликвидацией; с налогового органа в пользу общества взысканы расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "РОЛ" и Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
ЗАО "РОЛ" в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании решения налогового органа незаконным в полном объеме; обязать налоговый орган провести государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией. Заявитель жалобы, ссылаясь на части 1, 2, 5, 6 статьи 63, статью 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее -Федеральный закон N 129-ФЗ), судебную арбитражную практику, часть 1 Приказа ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией", статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), указывает на то, что: не отражение суммы недоимки в промежуточном ликвидационном балансе, исключает возможность внесения сведений о расчетах с бюджетом по уплате налогов в окончательный ликвидационный баланс; поскольку налоговому органу на дату представления промежуточного ликвидационного баланса было известно об имеющейся у общества задолженности перед бюджетом по уплате транспортного налога, то у межрайонной инспекции имелась обязанность по приостановлению процедуры внесения сведений в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
На апелляционную жалобу общества от налогового органа в суд поступил отзыв, где последний просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ЗАО "РОЛ".
Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области, в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на положения Федерального закона N 129-ФЗ, положения статьи 270 АПК РФ, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, статьи 61-64 ГК РФ, указывает на то, что: ссылка суда первой инстанции на "аналогичное" решение об отказе в государственной регистрации ликвидации N 901А от 21.06.2016, необоснованна, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для принятия данного решения не идентичны рассматриваемому; представленный обществом ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, что квалифицируется как непредставление соответствующего документа - ликвидационного баланса; учитывая, что на момент предоставления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в отношении общества проводилась налоговая проверка, о которой организация знала, равно как и о том, что срок окончания проверки на дату принятия оспариваемого решения не истек, заявитель не должен был совершать действия, которые могли бы повлечь за собой неблагоприятные последствия, как для самого налогоплательщика, так и для его кредиторов; налоговые декларации по транспортному налогу до 15.06.2016 обществом не сдавались, соответственно транспортный налог не исчислялся, вследствие чего налоговый орган не располагал сведениями о сумме имеющейся недоимки и оснований к заявлению требований межрайонной инспекции в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не имелось. Также налоговым органом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: справки о состоянии расчетов от 15.06.2016 N 1551, решения об отказе в государственной регистрации N 901А от 21.06.2016, расписки от 14.06.2016, заявления форма N Р16001, платежного поручения N 4 от 01.06.2016, справки ПФ РФ от 20.05.2016, решения от 09.06.2016 учредителя общества, ликвидационного баланса ООО "Соло Тревел".
На апелляционную жалобу межрайонной инспекции от ЗАО "РОЛ" в суд поступил отзыв, где общество просит отказать в удовлетворении такой жалобы налогового органа в полном объеме.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
До начала судебного заседания от Межрайонной ИФНС N 1 по Магаданской области поступило ходатайство о проведении судебного заседания по настоящему делу в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции определил: отказать в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела документов, экземпляры дополнительных документов вернуть межрайонной инспекции вместе с сопроводительным письмом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 01.03.2016 единственным акционером ЗАО "РОЛ", согласно протоколу N 14 принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора ЗАО "РОЛ".
02.03.2016 ликвидатор ЗАО "РОЛ" уведомил Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области о принятии решения о ликвидации.
11.03.2016 внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора, о чем выдан лист записи за государственным регистрационным номером (ГРН) 2164910071775.
20.03.2016 налоговый орган направил в адрес ЗАО "РОЛ" акт совместной сверки расчетов по налогам N 6627 по состоянию на 29.02.2016 на 12 листах.
13.04.2016 в "Вестнике государственной регистрации" N 14 (577) помещена публикация о ликвидации ЗАО "РОЛ".
15.06.2016 по истечении двухмесячного срока, установленного для предъявления требований кредиторов, в регистрирующий орган представлен промежуточный ликвидационный баланс ЗАО "РОЛ".
22.06.2016 внесена запись о принятии решения о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем выдан лист записи за государственным регистрационным номером (ГРН) 2164910107998.
24.06.2016 ЗАО "РОЛ" подало документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
05.07.2016 ликвидатором ЗАО "РОЛ" получено решение налогового органа N 972А от 01.07.2016 об отказе в государственной регистрации, в связи с непредоставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
С данным решением ликвидатор не согласился и обратился с жалобой в УФНС России по Магаданской области, которое данную жалобу оставило без удовлетворения по причине непредставления ЗАО "РОЛ" в инспекцию уточненных налоговых деклараций по транспортному налогу, а также не исчисления и неуплаты данного налога в бюджет.
Несогласие общества с принятым межрайонной инспекцией решением, явилось основанием для обращения ЗАО "РОЛ" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения налогового органа N 972А следует, что в качестве основания к отказу обществу в регистрации в связи с ликвидацией, явилось указание на непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов, определенных подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, согласно которому отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Однако, как установлено судом первой инстанции по материалам дела, к непредставлению необходимых документов межрайонной инспекцией в рассматриваемом деле приравнивается представление заявителем полного пакета документов, но с неполными данными в содержании какого-либо документа.
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона 129-ФЗ содержится подпункт "х", предусматривающий отказ в государственной регистрации по причине несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, межрайонная инспекция в отношении иных лиц выносила аналогичные решения с указанием в тексте и на несоблюдение подпункта "х" - решение 901А от 21.06.2016.
Также судом учтено, что согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Из смысла данной правовой нормы следует, что налоговый орган должен указать конкретные основания/нарушения, повлекшие отказ в регистрации, то есть в рассматриваемом деле, должно быть указано, что ликвидационный баланс, не содержит сведений о наличии задолженности.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указание межрайонной инспекцией в решении об отказе в регистрации ликвидации заявителя с основанием к отказу, которое фактически не является реальным (фактическим) основанием, и не конкретизирует в чем точно выразилось выявленное нарушение, противоречит положениям пунктов 1 и 2 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, и затрудняет процесс установления заявителем реальных причин к отказу и возможному устранению соответствующих обстоятельств.
Таким образом, требования общества в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа по факту не указания в нем точного основания, повлекшего отказ в государственной регистрации заявителя в связи с ликвидацией, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В части отказа межрайонной инспекции в государственной регистрации заявителя, в связи с его ликвидацией по причине нарушения составления ликвидационного баланса обществом, судом установлено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 61 и пункту 4 статьи 62 и пункту 1 статьи 63 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим; с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов; ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Таким образом, ЗАО "РОЛ" действуя добросовестно и разумно, в том числе, в интересах своих кредиторов, должно было принять меры либо к восстановлению документов, связанных с наличием доказательств предполагаемого хищения рассматриваемых транспортных средств с 2001 года, либо оспаривать отказы инспекции Гостехнадзора по снятии с учета 6 транспортных средств ранее 30.12.2015, если таковые отказы были.
Действия по восстановлению документов и завершению процедуры снятия с учета оставшихся 6 единиц техники, следуя критериям добросовестности и разумности, необходимо было проводить заявителю с момента приостановления операций по его банковским счетам (первое решение налогового органа - N 3960 от 22.11.2013), либо с момента получения заявителем приглашения налогового органа N 13-10/17916491э от 25.12.2014 на заседание межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения, однако таких действий, подтвержденных документально, уполномоченные сотрудники ЗАО "РОЛ" не осуществляли, так как в материалы дела соответствующие доказательства представлены не были.
Согласно положениям статьи 357, пункта 1 статьи 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй; объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, как следует из материалов дела и подтверждается сторонами, инспекция Гостехнадзора сняла с учета 6 единиц самоходных машин и прицепов к ним только 30.12.2015.
При этом согласно подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Таким образом, документов оформленных заявителем по факту угона/кражи транспортных средств, недостаточно, а из пояснений, представленных правоохранительными органами, копии которых приобщены к материалам дела, следует обратное - отсутствие информации о возбуждении уголовных дел в 2000 - 2003 годах по заявлениям ЗАО "РОЛ".
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что до 31.12.2015 ЗАО "РОЛ" являлось плательщиком транспортного налога в отношении 6 единиц техники, однако не подавало соответствующих налоговых деклараций, не уплачивало транспортный налог, и 15.06.2016 представило налоговые декларации за 2013-2015 годы с нулевыми показателями.
Кроме то, в момент представления в межрайонную инспекцию документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией ЗАО "РОЛ" (23.06.2016), налоговым органом еще проводились камеральные проверки поданных деклараций по транспортному налогу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обоснованной позицию налогового органа о том, что из совокупности изложенных фактических обстоятельств ликвидационный баланс не отражал действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, оформленный решением налогового органа N 972А от 01.07.2016 является правомерным.
Доводы апелляционных жалоб общества и налогового органа фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование позиций сторон при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые нашли свое отражение в решении суда первой инстанции - они были подробно исследованы и, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно и всесторонне установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 25 января 2017 года по делу N А37-1873/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1873/2016
Истец: ЗАО "РОЛ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, ФНС России МРИ N 1 по Магаданской области
Третье лицо: Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2406/17
05.07.2017 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1873/16
12.04.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1435/17
25.01.2017 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1873/16