город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2017 г. |
дело N А53-30376/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от ОАО "Исток": представитель по доверенности от 28.10.2016 N 30 Михайленко О.В.. паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель по доверенности от 09.01.2017 N 01 Алимурадов А.А., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 по делу N А53-30376/2016, принятое судьей Парамоновой А.В., по заявлению открытого акционерного общества "Исток" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Исток" (далее - заявитель, ОАО "Исток", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 04.10.2016 N 1195/02 о привлечении к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Решение мотивировано тем, что управлением не доказано наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что технические условия, выданные ОАО "Исток" Черноусову А.В. обязывают установить прибор учета в водопроводном колодце, находящимся за пределами границ домовладения заявителя, что не является границей разграничения балансовой принадлежности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель ОАО "Исток" просил приобщить к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу, возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.04.2016 гражданин Черноусов А.В. обратился в ОАО "Исток" с заявлением о выдачи технических условий на подключение домовладения к сетям водоснабжения и проектирования водомерного узла расположенного по указанному им адресу.
28.04.2016 гражданину выданы технические условия на присоединение к системе водоснабжения N 5168 и технические условия на проектирование узла учета N 25657, которые получены заявителем, о чем имеется подпись гражданина на заявлении.
11.05.2016 по заявлению гражданина, выйдя на место, работник ОАО "Исток" установил, что прибор учета установлен в нарушение выданных технических условий, о чем составлен акт N 2177, рекомендовано демонтировать прибор учета, установить согласно выданным техническим условиям. Прибор учета не опломбирован.
13.07.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило обращение Черноусова А.В. по вопросу правомерности действий ОАО "Исток" по отказу (уклонению) от обязанности осуществить принятие в эксплуатацию прибора учета холодной воды жилого дома, расположенного по указанному адресу.
Рассмотрев обращение гражданина о правомерности действий ОАО "Исток" Управление Федеральной службы по Ростовской области составило протокол об административном правонарушении по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, который рассмотрен в присутствии представителя общества и по результатам которого принято постановление от 04.10.2016 по делу N 1195/02 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Закона N 261-ФЗ.
Объективную сторону правонарушения образуют необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, и (или) от его исполнения; нарушение установленного порядка заключения такого договора; несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения. Исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в места* подключения указанных объектов к таким системам.
В соответствии с п. 5 ст. 13 данного Федерального закона в срок до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "С водоснабжении и водоотведении", положения которого регулируют, в том числе v. отношения с физическими лицами, заключившими или обязанными заключить договор холодного водоснабжения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В пункте 8 ч. 5 ст. 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", устанавливающей существенные условия договора водоснабжения, предусмотрено, что существенным условиям договора водоснабжения относится определение границ эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.
В силу ч. 7 ст. 13 данного Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Статьей 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении. Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Подключение абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
В соответствии с п. 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 776 от 04.09.2013, приборы учета воды, размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.
В п.п. "б" п. 39 данных Правил предусмотрено, что при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета.
Согласно п.п. "г, д" п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, и установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Таким образом, указанными нормами права прямо предусмотрено, что прибор учета холодной воды должен быть установлен на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. При этом между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства должен быть подписан Акт эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных сетей.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 также регламентируют разграничения эксплуатационной ответственности сторон при отсутствии Акта подписанного между сторонами Акта разграничения эксплуатационной ответственности.
Так, согласно п. 32 данных Правил, при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
Согласно п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, "граница балансовой принадлежности" - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Согласно п. 23 данных Правил, местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения.
Из материалов дела следует, что Акт разграничения эксплуатационной ответственности между абонентом Черноусовым А.В. и ОАО "Исток" не составлялся, в связи с этим, следует руководствоваться п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, согласно которому граница эксплуатационной ответственности должна устанавливаться по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по признаку собственности сетей.
Согласно Техническому паспорту водопроводной сети г. Каменск-Шахтинского, линия центрального водопровода по ул. М. Горького г. Каменск-Шахтинского проходит без отводов до каждого жилого помещения по данной улице. В связи с этим, оснований полагать, что трубопровод от центрального водопровода по ул. М. Горького и до жилого помещения Черноусова А.В. является муниципальной собственностью или собственностью ОАО "Исток" не имеется.
Трубопровод от центрального водопровода и до жилого помещения Черноусова А.В. находится в фактическом пользовании самого Черноусова А.В., а не в пользовании ОАО "Исток". Именно по данному трубопроводу осуществляется подача воды в домовладение Черноусова А.В. от центрального водопровода по ул. М. Горького.
Факт того, что указанный трубопровод находится в пользовании Черноусова А.В., и не принадлежит ОАО "Исток" также подтверждается ранее подписанным между ОАО "Исток" и предыдущим собственником домовладения по адресу: г. Каменск-Шахтинский, ул. Горького, д. 125А Актом разграничения водопроводных сетей по эксплуатационной ответственности сторон.
Из материалов дела следует, что Технические условия, выданные Черноусову А.В., содержат требования к подключению прибора учета холодной воды на границе балансовой принадлежности сетей, а именно на месте ввода трубопровода, проходящего от жилого дома Черноусова А.В. до центрального водопровода по ул. М. Горького.
Определенное в Технических условиях, выданных ОАО "Исток" место установки прибора учета холодной воды, соответствует п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644. Технические условия на присоединение к системе водоснабжения, выданные Черноусову А.В. ОАО "Исток", содержащие, в том числе, сведения о месте присоединения к системе водоснабжения, Черноусовым А.В. не обжалованы, незаконными не признаны. Какие-либо иные Технические условия на присоединение к системе водоснабжения, в том числе Технические условия на установку прибора учета воды в колодце, предложенном Черноусовым А.В., суду не представлены, такие Технические условия отсутствуют.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что гражданином не были выполнены выданные технические условия и прибор учета установлен в ином не согласованном месте, следовательно, опломбирование прибора учета холодной воды в колодце, расположенном в нарушение технических условий невозможно.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
Согласно пп. б п. 39 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям.
Таким образом, при проверке контролером выявлено нарушение места размещения узла учета в нарушение выданных технических условий.
Согласно п. 40 указанных Правил при выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации.
В случае, если при проверке будет выявлено несоответствие узла учета проектной и технической (Техническим условиям) документации прибор учета не может быть допущен в эксплуатацию и опломбирован.
Место размещения прибора учета является одним из условий проектной и технической документации. Размещение прибора учета не в том месте, которое указано в технической документации является в силу п. 40 основанием для отказа в допуске прибора учета к эксплуатации и пломбировке такой прибор не подлежит.
Договор с потребителем, которым бы определялось иное место установки прибора учета, не заключался.
Судом апелляционной инстанции также было установлено, что в нарушении требований п.1 Технических условий Черноусов А.В. не выполнил проектирование водомерного узла с согласованием с ОАО "Исток", выкопал колодец на своем земельном участке, без учета технических условий.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО "Исток" действовало в пределах требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", в связи с чем, отказ в опломбировке счетчика и требование установить его на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, ОАО "Исток" обоснованно отказало принять в эксплуатацию (опломбировать) прибор учета воды, установленный с нарушением выданных технических условий.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что управлением не доказано наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, а потому требования общества о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении общества к административной ответственности подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2017 по делу N А53-30376/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30376/2016
Истец: ОАО "ИСТОК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21750/17
20.07.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4865/17
18.04.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4137/17
28.02.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-30376/16