г. Красноярск |
|
20 апреля 2017 г. |
Дело N А33-26192/2014к28 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" апреля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Е.С.,
при участии:
от уполномоченного органа: Куйбасовой Н.А., представителя по доверенности от 26.08.2016 N 24,
от конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Сибирская губерния" Степанова Бориса Валентиновича: Пасынковой О.В., представителя по доверенности от 07.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Сибирская губерния" Степанова Бориса Валентиновича
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" февраля 2017 года по делу N А33-26192/2014к28, принятое судьёй Григорьевой Ю.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агравис" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании должника - открытого акционерного общества "Сибирская губерния" (ОГРН 1082404001130, ИНН 2404011989, далее - ОАО "Сибирская губерния", должник) банкротом.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 26.01.2015 заявление принято к производству.
06.02.2015 в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Красноярскому краю о признании открытого акционерного общества "Сибирская губерния" банкротом.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13.02.2015 заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Красноярскому краю принято к производству в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.05.2015 (резолютивная часть от 18.05.2015) заявление ООО "Агравис" о процессуальном правопреемстве удовлетворено, производство по заявлению ООО "Лагуна Голд" о банкротстве ОАО "Сибирская губерния" прекращено.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 04.07.2016 заявление Федеральной налоговой службы о признании банкротом открытого акционерного общества "Сибирская губерния" признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Демьянов Иван Александрович.
Сообщение временного управляющего об открытии в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 02.07.2016 N 117.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.12.2016 открытое акционерное общество "Сибирская губерния" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего должником возложено на временного управляющего Демьянова Ивана Александровича.
Сообщение исполняющего обязанности конкурсного управляющего об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 03.12.2016 N 225.
01.09.2016 в Арбитражный суд Красноярского края нарочным поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 4 077 861 рубль 58 копеек, в том числе 3 486 761 рубль 39 копеек - основной долг, 591 100 рублей 19 копеек - пени, штрафы.
Определением арбитражного суда от 08.09.2016 требование принято к производству, разъяснено, что заявление будет рассмотрено после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Определением арбитражного суда от 02.12.2016 установлен процессуальный срок для предъявления возражений относительно заявленного требования.
Определением арбитражного суда от 11.01.2017 назначено судебное заседание по проверке обоснованности требования кредитора.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13.02.2017 требование Федеральной налоговой службы включено в реестр требований кредиторов должника - открытого акционерного общества "Сибирская губерния" в размере 1 874 218 рублей 34 копейки, в том числе:
- во вторую очередь реестра: 1 262 728 рублей 88 копеек - основной долг (страховые взносы на пенсионное страхование),
- в третью очередь реестра: 288 784 рубля 92 копейки - основной долг (страховые взносы в фонд медицинского страхования), а также 245 128 рублей 85 копеек - пени, 77 575 рублей 69 копеек - штраф, подлежащие отдельному учету в реестре.
Возражая против принятого судом первой инстанции судебного акта, конкурсный управляющий ОАО "Сибирская губерния" Степанов Б.В. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение арбитражного суда от 13.02.2017 отменить в части взыскания недоимки, принять по делу новый судебный акт, поскольку у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника в связи с утратой уполномоченным органом возможности принудительного взыскания заявленной задолженности.
От уполномоченного органа в материалы дела поступил отзыв, в котором отклонены доводы апелляционной жалобы, полагает оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение Арбитражного суда Красноярского края от 13.02.2017 в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение арбитражного суда от 13.02.2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/)).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, не поступили соответствующие возражения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части, в части удовлетворения требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника недоимки по обязательным платежам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав устные выступления, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
Согласно требованию уполномоченного органа задолженность открытого акционерного общества "Сибирская губерния" (с учетом принятого уточнения) по уплате страховых взносов, пени и штрафов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2014 год составляет 1 874 218 рублей 34 копейки, в том числе основной долг 1 551 513 рублей 80 копеек, штрафы, пени - 322 704 рубля 54 копейки, из них:
- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 334 411 рублей 07 копеек, в том числе основной долг 288 784 рубля 92 копейки, пени 45 626 рублей 15 копеек;
- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 539 807 рублей 27 коп., в том числе основной долг 1 262 728 рублей 88 копеек, пени 199 502 рубля 70 копеек, штраф 77 575 рублей 69 копеек.
В качестве доказательств, подтверждающих наличие и размер задолженности, соблюдение сроков и порядка досудебного взыскания задолженности, предусмотренных действующим законодательством, заявителем представлены первичные документы: расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, акт камеральной проверки от 27.02.2015 N 03405230002206, требования об уплате недоимки, решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, постановления о взыскании страховых взносов, пеней, и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, постановления судебного пристава- исполнителя. В отношении сумм пени представлены расчеты.
Доказательства погашения задолженности в материалы дела не представлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования (с учетом принятого уточнения) в размере 1 874 218 рублей 34 копейки, в том числе основной долг 1 551 513 рублей 80 копеек, штрафы, пени - 322 704 рубля 54 копейки.
Возражения на требование кредитора в данной части от лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, не поступили.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ в редакции от 27.07.2010 N 219-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60, требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве срока для предъявления требований, рассматриваются после введения процедуры, следующей после наблюдения, по правилам, установленным для соответствующей процедуры, то есть в соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве.
Требование кредитора представлено в суд 01.09.2016, с пропуском срока установленного статьей 71 Закона о банкротстве, однако в пределах срока, установленного статьей 100 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
При этом, в силу пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве, внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Сообщение об обращении кредитора с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 05.12.2016 (N 1466395) в соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве, возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (в последующей редакции) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При этом установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, сумма страховых взносов исчисляется плательщиком самостоятельно по итогам расчетного и отчетного периодов и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд в сроки, установленные данными статьями.
Статьей 10 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Статьей 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов по итогам расчетного периода до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
При этом, в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В подтверждение заявленного к включению в реестр размера требований по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2014 год. Представленные документы соответствуют требованиям Федерального закона N 212-ФЗ, должником не оспариваются и признаются арбитражным судом достоверными доказательствами обоснованности доводов о наличии недоимки в заявленной сумме по обязательным платежам.
Всего, согласно расчету общая заявленная к включению в реестр требований кредиторов должника сумма недоимки по страховым вносам на пенсионное и медицинское страхование составляет 1 551 513 рублей 80 копеек, из них на обязательное пенсионное страхование 1262728 рублей 88 копеек, на обязательное медицинское страхование 288 784 рубля 92 копейки и правомерно признана судом первой инстанции обоснованной.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 4 Закона о банкротстве, состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
Постановлением N 60 от 23.07.2010 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, срок исполнения которых должен был наступить после введения наблюдения.
Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве, в редакции Закона N 296-Федерального закона Российской Федерации, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим, денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр.
Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона о банкротстве.
Учитывая, что обязательство должника перед бюджетом является денежным, уполномоченным органом соблюдены требования статей 4, 5 Закона о банкротстве, требование уполномоченного органа обоснованно определено как подлежащее включению в реестр должника и не подлежащее погашению во внеочередном порядке.
При этом, согласно положениям пункта 14 Обзора судебной практики, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства от 20.12.2016, требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Указанный подход обусловлен тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.
В силу положений пункта 8 указанного выше Обзора от 20.12.2016, требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.
Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал обоснованным требование уполномоченного органа в рамках настоящего дела в размере 1 262 728 рублей 88 копеек задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, и подлежащим удовлетворению в составе второй очереди, с учетом положений абзаца третьего пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве.
Кроме того, уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований должника начисленных сумм пени на обязательное пенсионное страхование в размере 199 502 рубля 70 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 45 626 рублей 15 копеек. Согласно представленным расчетам, пени начислены в связи с допущенной должником просрочкой уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование.
Статьей 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносам. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Проверив представленные уполномоченным органом расчеты пени, арбитражный суд пришел к выводу, что расчеты выполнены в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства о страховых взносах, с учетом наступления сроков оплаты соответствующих сумм взносов и за период не позднее даты введения очередной процедуры банкротства в отношении должника.
В соответствии с представленными расчетами пени за нарушение сроков оплаты по сравнению с установленными законом, начислены в сумме 245 128 рублей 85 копеек (=199502,70 +45626,15) задолженность по страховым взносам на пенсионное страхование и медицинское страхование, признана судом обоснованной и не оспаривается должником.
Также уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов 77 575 рублей 69 копеек штрафа на обязательное пенсионное страхование.
Заявленная сумма штрафа начислена за несвоевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Доказательства оплаты суммы штрафа в материалы дела не представлены. Требования признаны судом обоснованными в размере 77 575 рублей 69 копеек и не оспариваются должником.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что уполномоченным органом представлены достаточные доказательства, подтверждающие соблюдение порядка и сроков взыскания задолженности, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Расчеты заявителя лицами, участвующими в деле, не оспорены, расчет пени произведен верно.
Суд первой инстанции указал, что возможность принудительного исполнения требования в установленном законодательством порядке на момент его предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что наличие и размер задолженности по платежам в бюджет подтверждаются материалами дела, в отношении заявленной задолженности соблюдены сроки и порядок досудебного взыскания, предусмотренные действующим законодательством, в связи с чем правомерно признал обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника - открытого акционерного общества "Сибирская губерния требование Федеральной налоговой службы в размере 1 874 218 рублей 34 копейки, в том числе:
- во вторую очередь реестра: 1 262 728 рублей 88 копеек - основной долг (страховые взносы на пенсионное страхование),
- в третью очередь реестра: 288 784 рубля 92 копейки - основной долг (страховые взносы в фонд медицинского страхования), а также 245 128 рублей 85 копеек - пени, 77 575 рублей 69 копеек - штраф, подлежащие отдельному учету в реестре.
Доводы апелляционной жалобы об утрате уполномоченным органом возможности принудительного взыскания заявленной задолженности (недоимки), подлежат отклонению арбитражным апелляционным судом на основании следующего.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя должно содержать: фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление; дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента; наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание; резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя; дату выдачи указанного постановления.
Системный анализ статей 69 - 70, 46 - 47, 76 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов. Процесс принудительного внесудебного взыскания начинается с выставления налоговым органом требования, принятия решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках и направления инкассовых поручений банку, заканчивается решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направлением постановления о взыскании налога за счет имущества судебному приставу-исполнителю.
Налоговым кодексом Российской Федерации для каждого этапа установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию.
Пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 определено, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при обращении в арбитражный суд уполномоченным органом представлены первичные документы: расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, акт камеральной проверки от 27.02.2015 N 03405230002206, требования об уплате недоимки, решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, постановления о взыскании страховых взносов, пеней, и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, постановления судебного пристава-исполнителя. В отношении сумм пени представлены расчеты, т.е. уполномоченным органом приняты надлежащие меры по взысканию недоимки.
В этой связи, как обоснованно установлено судом первой инстанции, срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам уполномоченным органом не пропущен, и возможность взыскания задолженности уполномоченным органом не утрачена, следовательно, соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения в обжалуемой части.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "13" февраля 2017 года по делу N А33-26192/2014к28 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26192/2014
Должник: ОАО "Сибирская губерния", ОАО Сибирская губерния
Кредитор: ООО "АГРАВИС"
Третье лицо: - МИФНС N 26 по КК, - НП Дальневосточная МСОАУ, Мишин А. М. (представитель участника должника), Мишин А. М. представитель ОАО "Сибирская губерния", НП Сибирская МСОАУ, ООО Лагуна Голд
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2729/2023
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-392/2023
20.03.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-104/2023
15.12.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5630/2022
16.11.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5631/2022
02.09.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1804/2022
02.09.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1803/2022
28.07.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3259/2022
06.05.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7076/2021
13.07.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3283/2021
04.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6485/20
30.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4193/20
08.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
08.07.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3760/19
04.06.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1676/19
21.05.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
21.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6219/18
08.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6185/18
21.01.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4142/15
21.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6070/18
27.12.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5951/18
06.11.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5294/18
23.10.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3230/18
23.10.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3233/18
18.07.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
07.06.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
05.06.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
29.05.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1692/18
21.03.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-233/18
20.02.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7256/17
15.02.2018 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7257/17
09.01.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7763/17
20.12.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6770/17
23.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4776/17
10.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4798/17
05.10.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5069/17
14.09.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3416/17
15.08.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
07.08.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
26.07.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4241/17
26.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2875/17
26.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2876/17
14.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3119/17
03.05.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
20.04.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1177/17
30.01.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7929/16
20.01.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6501/16
02.12.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
25.11.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6737/16
11.11.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6318/16
11.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5398/16
11.10.2016 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4142/15
27.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
20.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
14.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
08.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
18.08.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4231/16
04.07.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
01.07.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3068/16
03.02.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-171/16
21.09.2015 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4847/15
03.09.2015 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4142/15
21.05.2015 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14