Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2017 г. N Ф04-2858/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
19 апреля 2017 г. |
Дело N А03-11747/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И.И.,
судей: Захарчука Е.И., Нагишевой О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хасанзяновым А.И.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: Марисовой М.В. по дов. от 11.01.2017 г.,
от третьих лиц: не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление водопроводов" (N 07АП-2272/17) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.02.2017 по делу N А03-11747/2016 (судья Федоров А.И.) по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения "Барнаульский" АО "ГУ ЖКХ" (ОГРН 1095110000325 ИНН 5116000922, 119021, г. Москва, пр. Комсомольский, 18, стр. 1) к обществу с ограниченной ответственностью "Управление водопроводов" (ОГРН 1152201000511, ИНН 2289002817, 658391, Алтайский край, Шипуновский район, с. Шипуново, ул. Шукшина, д. 1 кв. 26), при участии третьего лица - федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ИНН 6670334962, ОГРН 1116670010148, г. Екатеринбург), о взыскании 5 408,92 руб. долга,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее АО "ГУ ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью "Управление водопроводов" (далее ООО "Управление водопроводов") с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о взыскании 5 408,92 руб. основного долга за транспортировку холодной воды в период с 01.01.2016 по 30.06.2016.
Решением арбитражного суда от 09.02.2017 (резолютивная часть объявлена 08.02.2017) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Управление водопроводов" в апелляционной жалобе (с учетом дополнения к ней) просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, без полной оценки всех представленных в дело доказательств; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. АО "ГУ ЖКХ" не является транзитной организацией по перемещению воды (сточных вод) до объектов Министерства обороны РФ по водопроводным, канализационным сетям, переданным в пользование АО "ГУ ЖКХ" для целей исполнения контракта 4-ВКХ; его не могут быть квалифицированы как транспортировка воды и сточных вод в интересах третьих лиц. У истца отсутствуют основания для взыскания задолженности по договорам транспортировки воды по объектам Министерства обороны.
В судебном заседании представитель ООО "Управление водопроводов" поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Обособленное подразделение "Барнаульское" АО "ГУ ЖКХ" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение не подлежащим отмене, указывая на то, что арбитражным судом дана всесторонняя, полная и объективная оценка всем имеющимся в деле доказательствам. Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда первой инстанции. Полагает несостоятельным довод ООО "Управление водопроводов" о том, что АО "ГУ ЖКХ" не является транзитной организацией, что отсутствует факт транспортировки воды ввиду того, что на границе раздела сетей, являющейся точкой поставки, услуга считается оказанной одному абоненту - Минобороны РФ. Решение по делу N А03-15566/2016 подтвержден факт услуги транспортировки холодной воды.
В судебное заседание полномочных представителей истец и третье лицо не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании ст. 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что истцом в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 ответчику оказывались услуги по транзиту холодной воды по полученным в пользование сетям.
Для оплаты оказанных услуг АО "ГУ ЖКХ" выставило ООО "Управление водопроводов" счета - фактуры на общую сумму 5 408,92 руб., которые не были оплачены, что послужило основанием для направления в адрес ответчика претензии N 1555 от 24.05.2016N 2350, от 20.06.2016, а затем и для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности ненадлежащего исполнения ответчиком перед истцом обязательств по оплате услуг по транспортировке воды. Отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора на транспортировку воды не является основанием для неоплаты ответчиком фактически оказанных истцом услуг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Пунктом 1 ст. 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из п. 2 ст. 548 ГК РФ следует, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 1 ст. 12, ст. 16 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. При транспортировке воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации.
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны РФ закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием коммунальной и инженерной инфраструктуры. Данным распоряжением Минобороны РФ предписано обеспечить передачу АО "ГУ ЖКХ" на праве безвозмездного пользования соответствующих объектов, необходимых для осуществления своих функций.
В соответствии с названным выше постановлением между федеральным государственным казенным учреждением "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ и АО "ГУ ЖКХ" заключен договор N 1/22/2134 от 16.10.2015 о передаче последнему объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование.
Согласно перечню недвижимого имущества, передаваемого в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ" (приложение N 1 к договору), истцу переданы водопроводно - канализационные сети военных городков NN 1а, 2а, 5а, 7, находящиеся на территории военных городков NN 1а, 2а, 5а, 7, которые расположены в с.Поспелиха Поспелихинского района Алтайского края, которые технологически присоединены к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Управление водопроводов".
Постановлением администрации Поспелихинского района Алтайского края N 735 от 29.10.2015 ООО "Управление водопроводов" наделено статусом гарантирующей организации на территории муниципального образования с. Поспелиха Алтайского края. АО "ГУ ЖКХ" установлен тариф на транспортировку воды на 2016 г.
Возражая против заявленных требований, ответчик, как в суде первой инстанции, так и в жалобе указывает на то, что АО "ГУ ЖКХ" не является транзитной организацией по перемещению воды (сточных вод) до объектов Министерства обороны РФ по водопроводным, канализационным сетям, переданным в пользование АО "ГУ ЖКХ".
Исходя из положений Федерального закона N 416-ФЗ:
- гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 6 ст. 2);
- транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) (п. 26 ст.2);
- гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.4 ст. 11);
- по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод (п.1 ст. 17).
Из п.45 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 следует, что договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
При этом транзитная организация определена в Правилах N 644 как организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Таким образом, ООО "Управление водопроводов" является гарантирующей организацией, а АО "ГУ ЖКХ" - транзитной организацией, следовательно, у истца имелись основания для взыскания задолженности за транспортировку воды, в том числе за спорный период.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.11.2016 по делу N А03-15566/2016, оставленным без изменения апелляционным судом, суд обязал ООО "Управление водопроводов" заключить договор N 22-12-08 по транспортировке холодной воды в редакции, предложенной АО "ГУ ЖКХ", указав при этом, что истец с момента установления тарифа фактически осуществляет регулируемую деятельность по транспортировке воды от абонентов, технологически присоединенным к его канализационным сетям, до централизованной канализационной сети, находящейся в эксплуатации ответчика и используемой для оказания услуг по холодному водоснабжению.
С учетом изложенного, апелляционным судом не принимается ссылка ООО "Управление водопроводов" на то, что АО "ГУ ЖКХ" не является транзитной организацией, поскольку отсутствует факт транспортировки воды ввиду того, что на границе раздела сетей в точке поставки, услуга считается оказанной одному абоненту - Минобороны РФ.
Объем транспортированной истцом воды подтверждается материалами дела, в том числе: актами снятия показаний прибора учета расхода холодной воды, справками о фактически оказанных услугах по военным городкам N N 1а, 2а, 5а, 7, ведомостями ФКУ "ОСК ЦВО" об объемах потребленной воды по военным городкам NN 1а, 2а, 5а, 7.
Судом установлено, что тариф на транспортировку воды на 2016 г. установлен истцу решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 756 от 17.12.2015.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, удовлетворил требование истца о взыскании спорной суммы, мотивировав его в качестве неосновательного обогащения, что не заявлялось истцом, подлежит отклонению.
Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
Суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (т.е. приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований)
В соответствии с положениями АПК РФ истец вправе при обращении в суд указывать на подлежащие применению (по его мнению) нормы права в исковом заявлении.
Однако, принимая во внимание, в том числе положения ст. ст. 6, 65 АПК РФ, следует вывод о том, что арбитражный суд не связан правовыми доводами лиц, участвующих в деле. Поэтому суды вправе, исходя из предмета заявленных исковых требований, а также из приведенных сторонами в обоснование своих требований и возражений обстоятельств, самостоятельно определить норму права, подлежащую применению.
В силу ч. 1 ст. 133, ч. 1 ст. 168 АПК РФ арбитражный суд должен самостоятельно определить характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы права, подлежащие применению.
Установив отсутствие в спорный период между сторонами заключенного договора, суд первой инстанции, руководствуясь указанными нормами права, самостоятельно определили подлежащие применению нормы права и квалифицировали сложившиеся правоотношения сторон как отношения, возникшие из неосновательного обогащения, к которым применяются нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, оснований считать, что арбитражным судом самостоятельно изменены предмет и основание иска, не имеется.
Принимая во внимание указанное выше, вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что истцом фактически оказывались услуги по транспортировке воды, объем транспортированной воды определен по показаниям приборов учета, стоимость транспортированной воды определена истцом на основании тарифа, утвержденного Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.12.2015 N 756, соответствует обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.02.2017 по делу N А03-11747/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11747/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2017 г. N Ф04-2858/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения "Барнаульский"
Ответчик: ООО "Управление водопроводов"
Третье лицо: ФКУ Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа