Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 августа 2017 г. N Ф10-3134/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А62-1466/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Грошева И.П. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Большовой Е.А., в отсутствие истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ПАО "МРСК Центра", ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107), ответчика - акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (далее - АО "АтомЭнергоСбыт", ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МРСК Центра" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.11.2016 по делу N А62-1466/2016 (судья Лукашенкова Т.В.), установил следующее.
ПАО "МРСК Центра" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к АО "АтомЭнергоСбыт" о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за январь 2016 года в размере 133 915 руб. 33 коп.
Решением суда от 03.11.2016 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 430 руб. 25 коп., а также 16 руб. 12 коп. в возмещение судебных расходов, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение Арбитражного суда Смоленской области отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих требований сетевая организация ссылалась на то, что ответчиком при расчете потребленной электроэнергии необоснованно не учтены показания приборов учета электроэнергии, установленных истцом. Заявитель указывал, что судом области рассмотрено дело без привлечения к участию третьих лиц: управляющих компаний и администраций.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 судебное заседание отложено на 10.04.2017 и истцу было предложено обосновать ходатайство о привлечении третьих лиц в соответствии со статьями 51, частью 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, АПК РФ), а также письменно изложить доводы на пояснения ответчика от 22.02.2017.
Документов во исполнение определения апелляционного суда от 16.03.2017 в материалы дела не поступило, в связи с чем суд не усматривает правовых оснований для привлечения к участию в деле третьих лиц на данной стадии процесса.
Определением заместителя председателя Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 в порядке статьи 18 Кодекса произведена замена судьи Селивончика А.Г. на судью Грошева И.П., в связи с чем рассмотрение дела произведено с самого начала.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. Судебное заседание проведено в отсутствие сторон в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в пределах доводов жалобы в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.06.2014 между АО "АтомЭнергоСбыт" (заказчиком) и ПАО "МРСК Центра" (исполнителем) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 67528-1УП (с протоколом урегулирования разногласий), в соответствии с условиями которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технологические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю и (или) организации по управлению национальной (общероссийской) электрической сетью, и (или) территориальным сетевым организациям (ТСО), а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном данным договором (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 3.2.1 договора заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя по передаче электрической энергии в размере и в сроки, установленные данным договором.
Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что вариант применяемого тарифа, сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по договору установлены сторонами в соответствии с приложением N 1 к договору.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц (пункт 6.3 договора).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к договору заказчик оплачивает фактически оказанные в интересах обслуживаемых им потребителей услуги по передаче электрической энергии в расчетном периоде, определенном в соответствии с разделом 3 настоящего приложения, в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 8.1 договора стороны согласовали, что данный договор заключен по 31 декабря 2014 г., вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон с 01 июня 2014 г.
Сторонами был составлен акт об оказании услуг по передаче электрической энергии от 31.01.2016 N 67/01/2016 за расчетный период январь 2016 г., который подписан АО "АтомЭнергоСбыт" с разногласиями, в том числе в связи с непринятием в расчеты переданных объемов электрической энергии в многоквартирные жилые дома в городах Ельня, Рославль, Сафоново, Вязьма и в Смоленском районе Смоленской области.
Разногласия по оказанным услугам были отражены ответчиком в письме от 15.02.2016 N СМ-27/264.
В указанной части ответчиком произведены начисления по нормативам энергопотребления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением о взыскании стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии, рассчитанной на основании показаний установленных истцом приборов учета.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд области правомерно руководствовался следующим.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3 статьи 539 ГК РФ).
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, вступившими в силу с 12.06.2012 (далее - Основные положения N 442).
В отношении многоквартирных домов г. Ельни, г. Рославля и Смоленского района спор между сторонами сводится к возможности использования в расчетах показаний общедомовых приоров учета.
Пунктами 136-137 Основных положений N 442, установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
Как следует из пункта 152 Основных положений N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 данного документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось истцом, техническая документация на приборы учета в отношении многоквартирных домов г. Ельни, г. Рославля и Смоленского района подписана в одностороннем порядке, либо отсутствует.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истец не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о соблюдении определенного законом порядка установки и допуска приборов учета в эксплуатацию, по которым истцом произведен расчет объема переданной энергии в спорный период.
При таких обстоятельствах акты снятия показаний общедомовых приборов коммерческого учета не могут приниматься в качестве доказательств объема отпущенной электроэнергии, поскольку до момента допуска в эксплуатацию в силу пункта 137 Основных положений N 442, их применение для коммерческих расчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии недопустимо. В противном случае, применение приборов учета, не допущенных в эксплуатацию, для расчетов не отвечает правовым основам функционирования розничных рынков электрической энергии и не обеспечивает соблюдение общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, в частности, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку приборы учета многоквартирных домов г. Ельни, г. Рославля и Смоленского района, по показаниям которых истцом произведен расчет переданной электроэнергии, нельзя считать допущенными в эксплуатацию для определения объема потребления электрической энергии, а также оказанных услуг по ее передаче, то применение в расчетах показаний указанных общедомовых приборов учета является необоснованным, а требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.
Указанные выводы в отношении общедомовых приборов учета многоквартирных домов г. Ельни и г. Рославля содержатся в судебных актах по делам N А62-2489/2015 и N А62-2637/2015, вступивших в законную силу и имеющих преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Указанная правовая позиция также изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.04.2015 N 301-ЭС15-1669, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2015 по делу N А35-3967/2014, от 24.03.2015 по делу N А35-3968/2014, от 20.04.2016 по делу N А62-2489/2015.
Между сторонами также возникли разногласия в отношении многоквартирных домов г. Вязьмы и г. Сафоново в связи с различными способами определения объема электрической энергии, поставленной в данные многоквартирные дома. Истец определяет объем поставленной электрической энергии на основании приборов учета, ответчик - расчетным способом по нормативу энергопотребления в связи с тем, что спорные многоквартирные дома относятся к ветхому (аварийному) жилью и предназначены под снос.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из смысла названной нормы следует, что отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) до 1 января 2012 г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона в силу, обязаны обеспечить оснащение и введение вышеуказанных приборов в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Частью 1 статьи 13 названного Закона установлено, что требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Таким образом, в части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие в качестве исключения перечень объектов - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 01.01.2013, на которых общедомовые приборы учета установке не подлежат и учет по ним не осуществляется.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с пунктом 7 которого решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
Как усматривается из материалов дела, спорные многоквартирные жилые дома г. Сафоново и г. Вязьма Смоленской области в установленном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду (т. 5, л.д. 105-112).
Указанное обстоятельство истцом не оспаривалось.
Поскольку в аварийном жилье приборы учета установке не подлежат, счетчик (прибор учета) может быть поставлен в таком доме только на основании договора, то есть только с согласия собственников, и, следовательно, использоваться для определения объема электроэнергии только с согласия собственников помещений такого дома.
Вместе с тем, соответствующее согласие собственников помещений аварийных жилых домов на установку приборов учета отсутствует и суду не представлено.
Разногласия по перечню спорных домов, а также по расчетам стоимости разногласий между сторонами отсутствуют.
На основании изложенного определение объема электрической энергии на основании приборов учета в отношении аварийных жилых домов г. Вязьмы и г. Сафоново признается судом необоснованным, в связи с чем суд соглашается с примененным ответчиком расчетным способом по нормативу энергопотребления, в данной части обязательства ответчика по оплате услуг по передаче электрической энергии исполнены надлежащим образом, в связи с чем требования истца в рассматриваемой части удовлетворению не подлежат.
Примененный судом подход в данной части соответствует существующей судебной практике (определение Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 310-ЭС16-5741, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.02.2016 по делу N А68-5772/2014).
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Вахрушева, д.18, не относится к аварийному (ветхому) и таковым в установленном порядке не признавался.
Указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиком, который выражал намерение произвести перерасчет по данному дому, однако его не произвел.
Стоимость разногласий по данному дому составляет 430 руб. 25 коп. (т. 5, л.д. 97), в связи с чем требования истца в данной части признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Стоимость разногласий в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: Смоленская обл., Вяземский район, с. Бывалицы, ул. Б. Советская, д.38 (в спорном периоде доказательства допуска в эксплуатацию прибора учета отсутствуют) и Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Кашена, 26 (в спорном периоде данный дом к ветхому не относился), в рамках данного дела ответчику не предъявлена, поскольку стоимость разногласий по данным домам отражена в расчетах со знаком "минус", т.е. на стороне ответчика имеется переплата по данным домам.
Из представленного истцом расчета установлено, что приборы учета электрической энергии установлены на опорах, а не на стенах многоквартирных домов по следующим адресам: Смоленская область, г. Ельня, ул. Гвардейская, д.75; Смоленская область, г. Ельня, ул. Говорова, д. 18; Смоленская область, г. Ельня, ул. Интернациональная, д.56; Смоленская область, г. Ельня, ул. Красноармейская, д. 16 А; Смоленская область, г. Ельня, ул. Ленина, д.35; Смоленская область, г. Ельня, ул. Ленина, д.55; Смоленская область, г. Ельня, ул. Ленина, д.59; Смоленская область, г. Ельня, ул. Молодежная, д. 10; Смоленская область, г. Ельня, ул. Молодежная, д.9; Смоленская область, г. Ельня, ул. Октябрьская, д.3; Смоленская область, г. Ельня, ул. Первомайская, д. 14; Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, д.74; Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, д.76; Смоленская область, г. Ельня, ул. Смоленский большак, д.42; Смоленская область, г. Ельня, ул. Смоленский большак, д.40; Смоленская область, г. Ельня, ул. Смоленский большак, д.38; Смоленская область, г. Ельня, ул. Советская, д.47; Смоленская область, г. Ельня, ул. Смоленский большак, д.28; Смоленская область, г. Ельня, ул. Смоленский большак, д.30 ; Смоленская область, г. Ельня, ул. Советская, д. 17; Смоленская область, г. Ельня, ул. Советская, д. 19; Смоленская область, г. Ельня, ул. Советская, д.25; Смоленская область, г. Ельня, ул. Строительная, д.4; Смоленская область, г. Ельня, ул. Энгельса, д.32; Смоленская область, г. Ельня, ул. Энгельса, д.34; Смоленская область, г. Ельня, ул. Энгельса, д.4; Смоленская область, г. Ельня, ул. Энгельса, д.9; Смоленская область, г. Ельня, ул. Говорова, д. 10; Смоленская область, г. Ельня, ул. Молодежная, д.1; Смоленская область, г. Ельня, ул. Молодежная, д.2 А; Смоленская область, г. Ельня, ул. Молодежная, д.3; Смоленская область, г. Ельня, ул. Молодежная, д.4; Смоленская область, г. Ельня, ул. Молодежная, д.8; Смоленская область, г. Ельня, ул. Говорова, д. 16; Смоленская область, г. Ельня, ул. Интернациональная, д.42; Смоленская область, г. Ельня, ул. Капитанова, д. 37; Смоленская область, г. Ельня, ул. Капитанова, д.39; Смоленская область, г. Ельня, ул. Капитанова, д.39 А; Смоленская область, г. Ельня, ул. Капитанова, д.40; Смоленская область, г. Ельня, ул. Первомайская, д. 10; Смоленская область, г. Ельня, ул. Смоленский большак, д.8; Смоленская область, г. Ельня, ул. Советская, д. 18;
Как выше установлено судом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия)технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
Пунктом 6 Критериев закреплено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В нарушение требований законодательства истцом не представлены доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности указанных выше многоквартирных домов, а равно документальное подтверждение проведения обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Не представлены и доказательства согласования с собственниками многоквартирных домов возможности установки приборов учета в границах объектов электросетевого хозяйства (опорах), а не в границах балансовой принадлежности МКД.
При таких обстоятельствах в удовлетворении остальной части заявленных истцом требований судом первой инстанции отказано обоснованно.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются судом, как противоречащие материалам дела, не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.11.2016 по делу N А62-1466/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1466/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 августа 2017 г. N Ф10-3134/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА"-"СМОЛЕНСКЭНЕРГО", ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго"
Ответчик: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: АО "АтомЭнергоСбыт", ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго"