Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2017 г. N Ф09-4169/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
20 апреля 2017 г. |
Дело N А50-26803/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2017 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N 309-КГ17-15902 настоящее постановление отменено
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дента" (ОГРН 1105918000572, ИНН 5918841454) - Кириллов С.В., доверенность от 19.12.2016,
от заинтересованного лица Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Малиновская Л.И., доверенность от 17.02.2017,
от третьего лица Алейниковой Любови Владимировны - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 февраля 2017 года
по делу N А50-26803/2016
принятое судьей В.В. Самаркиным
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дента"
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
третье лицо: Алейникова Любовь Владимировна
о признании недействительным решения от 19.08.2016 N 2338 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дента" (далее - заявитель, Общество, общество "Дента", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Отделение фонда, учреждение) с заявлением о признании недействительным решения от 19.08.2016 N 2338 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что для расчета пособия по беременности и родам работнику Алейниковой Л.В. за период с 15.04.2016 г. по 01.09.2016 г., обществом учтен ее заработок за 2012 и 2014 году, то есть необоснованно исключен из расчета 2013 год. Оснований для такого исключения у общества не было, поскольку в 2013 году у застрахованного лица не было отпуска по беременности и родам. Исходя из анализа нормы ст. 14 ФЗ N 255-ФЗ следует, что для расчета пособия используются два года, которые непосредственно предшествовали страховому случаю, а не два любые года.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 12.11.2010 в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета (л.д.73) и, является страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По итогам проведенной в отношении Общества камеральной проверки правильности учета расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.04.2016 по 30.04.2016 установлены нарушения, выявленные по итогам проверки нарушения зафиксированы в составленном должностным лицом Отделением фонда акте от 19.07.2016 N 118012о (л.д.17-18).
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки должностным лицом Отделения фонда вынесены: решение от 19.08.2016 N 2338 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на основании которого не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные заявителем с нарушением нормативных требований, в сумме 33 055,40 руб., заявителю предложено произвести корректировку сумм расходов путем отражения не принятых расходов в сумме 33 055,40 руб. в отчетности (л.д.108-109); решение от 19.08.2016 N 118012 о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, которым Обществу выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 83 625,85 руб., отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 33 055,40 руб. (л.д.104-105).
Общество, не согласившись с решением Отделения фонда от 19.08.2016 N 2338, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что ни Законом N 255-ФЗ, ни Положением N 375 не установлено, что замена по заявлению застрахованного лица в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами допустима лишь на непосредственно предшествующие годы наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что для расчета пособия по беременности и родам работнику Алейниковой Л.В. за период с 15.04.2016 г. по 01.09.2016 г., обществом учтен ее заработок за 2012 и 2014 году, то есть необоснованно исключен из расчета 2013 год. Оснований для такого исключения у общества не было, поскольку в 2013 году у застрахованного лица не было отпуска по беременности и родам. Исходя из анализа нормы ст. 14 ФЗ N 255-ФЗ следует, что для расчета пособия используются два года, которые непосредственно предшествовали страховому случаю, а не два любые года.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ закреплено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Положениями статьи 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
Как установлено пунктами 1 и 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения; не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 4 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ закреплено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (статья 15.1 Закона N 255-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В целях реализации части 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Исходя из пункта 1 Положения N 375, это Положение определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее соответственно - пособия, застрахованные лица).
Пунктом 6 Положения N 375 определено, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 этого Положения (далее - расчетный период).
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что заинтересованным лицом не приняты к зачету понесенные Обществом расходы на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 30 055,40 руб., по мотиву нарушения нормативных требований - части 1 статьи 14 Законом N 255-ФЗ, ввиду того, что пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, при этом по заявлению застрахованного лица замена календарных лет в целях расчета среднего заработка для исчисления пособия, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам, тогда как обществом "Дента" пособие Алейниковой Л.В. рассчитано исходя из среднего заработка, полученного за 2012 и 2014 годы, а не с применением в расчетах среднего заработка третьего лица за два последовательных года 2013 и 2014 годы.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно указано, что ни Законом N 255-ФЗ, ни Положением N 375 не установлено, что замена по заявлению застрахованного лица в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами допустима лишь на непосредственно предшествующие годы наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, соответственно, нормативно не предусмотрено, что в результате такой замены в расчетный период подлежат включению непосредственно следующие друг за другом календарные годы, в связи с чем (ввиду отсутствия нормативного запрета) используемый в целях расчета пособия период может состоять и не из непосредственно следующих друг за другом календарных лет.
Поскольку заявителем подтверждены факты наступления страховых случаев, период нетрудоспособности работников, обоснованность учета расходов, которые Отделением фонда не опровергнуты (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ) суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что у застрахованного лица не было оснований для замены 2013 года, так как в 2013 году не было отпуска по беременности и родам; исходя из нормы ст. 14 ФЗ N 255-ФЗ следует, что для расчету используются два года, которые непосредственно предшествовали страховому случаю, а не два любые года, не могут быть приняты, поскольку отсутствие нормативного запрета свидетельствует о правомерности расчета, произведенного заявителем.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2017 года по делу N А50-26803/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26803/2016
Истец: ООО "Дента"
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Алейникова Любовь Владимировна