Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2017 г. N Ф03-2871/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
24 апреля 2017 г. |
Дело N А51-20683/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-2585/2017
на решение от 27.02.2017
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-20683/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002)
к Приморскому краю в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (ИНН 2540138254, ОГРН 1072540010982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.11.2007)
третье лицо: Департамент финансов Приморского края,
о взыскании за счет казны Приморского края убытков в размере 9 406 668,28 рублей,
при участии:
от администрации Приморского края - Секретарёв Р.В., доверенность от 28.09.2016 N 11/9646, служебное удостоверение,
от Департамента финансов Приморского края - Секретарёв Р.В., доверенность от 15.09.2016, служебное удостоверение,
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Митусов И.А., доверенность от 31.10.2016, сроком на 1 год, служебное удостоверение;
от администрации Артемовского городского округа - О.А. Чуравская, доверенность от 11.01.2017, сроком по 31.12.2017, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Артемовского городского округа (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее - Департамент, ответчик) перечислить в бюджет Артемовского городского округа недоперечисленную субсидию в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Приморского края.
Решением от 23.03.2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме, с Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края взыскана недоперечисленная субсидия в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Постановлением от 24.05.2016 Пятый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.09.2016 решение Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 отменены, дело N А51-20683/2015 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Определением от 06.10.2016 дело принято к производству на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд, по ходатайству заявителя произвел замену ответчика Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на надлежащего ответчика - Приморский край в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, и принял уточнение истцом заявленных требований, сформулированных в виде взыскания с Приморского края в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края за счет казны Приморского края в пользу Администрации Артемовского городского округа убытков в размере 9 406 668, 28 рублей.
Требования мотивированы неправомерностью действий органов государственной власти Приморского края, в лице Департамента, которым не были предприняты необходимые действия для получения Администрацией остатка субсидии в следующем финансовом периоде, в результате чего Администрация понесла убытки, поскольку судебными актами с неё в пользу застройщика взыскана задолженность по муниципальным контрактам, заключенным в целях реализации краевой программы.
Решением от 27.02.2017 заявленные требования удовлетворены, с Приморского края в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края за счет казны Приморского края в пользу Администрации Артемовского городского округа взысканы убытки в размере 9 406 668 рублей 28 копеек.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 27.02.2017, заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации Артемовского городского округа.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие у Администрации Артемовского городского округа потребности в получении субсидии, поскольку последняя была возвращена в бюджет субъекта.
Ссылаясь на пункт 5 часть 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полагает, что реализовать права главного распорядителя бюджетных средств по распоряжению соответствующей части бюджета, осуществлять финансирование в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, возможно в случае, если законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год департаменту предусмотрены денежные средства на данные цели.
Вместе с тем, в краевом бюджете на 2012 год денежные средства на реализацию программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края" предусмотрены не были, соответственно у департамента отсутствовали основания для выделения Артемовскому городскому округу субсидии в размере 9 406 668,28 руб. для реализации данной программы.
Администрация Артемовского городского округа в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном в судебном заседании ее представителем, на доводы апелляционной жалобы возразила, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Администрация Приморского края и Департамент финансов Приморского края в представленных суду отзывах поддержанных в судебном заседании их представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласились, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просили суд апелляционной инстанции решение арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы и возражения в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Постановлением Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края на 2011 год" была утверждена программа, направленная на решение проблемы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2012 N 28-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края на 2011 год", срок реализации указанной программы был продлен до 2012 года, программа стала именоваться "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края" на 2011-2012 годы.
Во исполнение Постановления Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па Администрацией Артемовского городского округа была принята муниципальная ведомственная целевая программа "Переселение граждан Артемовского городского округа из аварийного жилищного фонда" на 2011-2012 годы, утвержденная постановлением администрации Артемовского городского округа от 28.01.2011 N 76-па.
В соответствии с условиями указанной программы, для приобретения жилых помещений предусмотрено 91 117 680 руб., из них 68 164 431,45 руб. из средств бюджета Приморского края, 22 953 248,55 руб. из средств бюджета Артёмовского городского округа.
Департаментом как главным распорядителем Администрации АГО были перечислены денежные средства в размере 69 022 242 руб. в рамках краевой программы.
В целях реализации программы между Администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность, в том числе муниципальный контракт N 64/11 АЭФ от 07.06.2011, цена контракта составляет 38 674 990 руб.; муниципальный контракт N 119/66 АЭФ от 24.09.2011, цена контракта составляет 36 503 090 руб., муниципальный контракт N 166/132 АЭФ от 22.11.2011, цена контракта составляет 15 939 600 руб.
По контракту N 64/11 АЭФ от 07.06.2011 ЗАО "Стройинвест" перечислено 38 674 990 руб., из них - 18 598 457 руб. - средства бюджета Приморского края, 20 076 533 руб. - средства бюджета Артемовского городского округа. Расчеты произведены и обязательства выполнены по контракту в полном объеме.
По контракту N 119/66 АЭФ от 24.09.2011 ЗАО "Стройинвест" перечислено 30 822 896,09 руб. из них - 22 720 775,63 руб. - средства бюджета Приморского края, 8 102 120,46 руб. - средства бюджета Артемовского городского округа.
Из бюджета Приморского края не перечисленной осталась сумма в размере 5 680 193, 91 руб., которая взыскана в судебном порядке ЗАО "Стройинвест" с администрации Артемовского городского округа.
По контракту N 166/132 АЭФ от 22.11.2011 ЗАО "Стройинвест" перечислено 12 213 125,63 руб.: из них - 8 695 106,85 руб. - средства бюджета Приморского края, 3 518 018,78 руб. - средства бюджета Артемовского городского округа.
Из бюджета Приморского края не перечисленной осталась сумма в размере 3 726 474, 37 руб., которая взыскана в судебном порядке ЗАО "Стройинвест" с администрации Артемовского городского округа.
Обязательства администрации Артемовского городского округа в части оплаты 10% стоимости контрактов N 119/66 АЭФ от 24.09.2011, N 166/132 АЭФ от 22.11.2011 исполнены в полном объеме.
Муниципальные контракты были исполнены застройщиком в 2012 году. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства неиспользованные в 2011 году средства в размере 10 063 593 руб. возвращены Администрацией Артемовского городского округа в краевой бюджет в 2011 г.
Обращениями в адрес губернатора Приморского края заявитель неоднократно сообщал о необходимости перечисления в бюджет Артемовского городского округа в 2012 году денежных средств в размере 9 406 668, 28 руб. в целях полного завершения программных мероприятий и окончательного расчета с ЗАО "Стройинвест" (письма от 29.11.2011 N 27-1062, от 05.06.2012 N 27-330, от 10.10.2012 N 27/615, от 26.12.2012 N 27/819, от 06.03.2014 N 28-17/294, от 05.03.2015 г. N 27/275).
Поскольку до настоящего времени указанные денежные средства в адрес заявителя не были перечислены и 03.08.2015 был получен ответ из департамента о том, что средства на завершение реализации Программы в краевом бюджете на 2012 год предусмотрены не были, решение вопроса о финансировании завершения мероприятий в рамках программы возможно только в судебном порядке, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования на новом рассмотрении, суд первой инстанции исходил из наличия у Департамента обязанности перечислить Администрации АГО остаток субсидии, в связи с чем взыскал с Приморского края в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края за счет казны Приморского края в пользу Администрации Артемовского городского округа сумму заявленных убытков.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Департамента и в отзыве Администрации на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 41 БК РФ межбюджетные трансферты являются безвозмездными поступлениями в доход соответствующего бюджета.
Межбюджетные трансферты предоставляются в виде:
- дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ;
- иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлениями Правительства РФ (в части федерального бюджета), законами субъектов РФ (в части бюджетов субъектов РФ), решениями представительных органов муниципальных районов (в части местных бюджетов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий на решение проблемы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, были определены Постановлением Администрации Приморского края 16.11.2010 N 371-па "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2011-2012 год.
В соответствии с указанной программой общий объем финансирования из средств краевого бюджета составил 223,20 млн. руб., в том числе в 2011 году - 223,20 млн. руб., в 2012 году - 52,89 млн. руб.
В соответствии с пунктом 5.1 краевой программы субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с переселением граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Согласно пункту 5.2. краевой программы субсидия предоставляется бюджету муниципального образования Приморского края при условии принятия муниципальной программы и муниципального правового акта о бюджете муниципального образования, предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной программы в размере не менее 10 процентов размера субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек включительно.
Пунктом 5.5 краевой программы предусмотрено, что за счет средств краевого бюджета оплачивается стоимость приобретаемой жилой площади в размере 90 %, оставшаяся часть в размере 10 % - за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 5.6 Программы субсидии предоставляются департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Учитывая исполнение Администрацией обязанности по принятию соответствующего муниципального акта от 28.01.2011 N 76-па, а также численного населения городского округа, 19.07.2011 департаментом, как главным распорядителем бюджетных средств, платежным поручением N 18 заявителю были перечислены денежные средства в размере 69 022 242 руб. в качестве субсидии на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья в рамках указанной Программы.
В целях реализации краевой Программы между Администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность N 64/11 АЭФ от 07.06.2011, N 119/66 АЭФ от 24.09.2011, N 166/132 АЭФ от 22.11.2011 на общую сумму 91 117 680 руб., из них 68 164 431,45 руб. - средства краевого бюджета, 22 953 248,55 средства бюджета Артемовского городского округа.
Письмом от 19.12.2011 N 27-1027, адресованным губернатору Приморского края, глава Артемовского городского округа сообщил о невозможности освоения выделенной субсидии в 2011 году в полном объеме, поскольку исполнение муниципальных контрактов требует значительных временных затрат, в том числе связанных с согласованием и получением технических условий на подключение объектов к городским инженерным сетям.
Кроме того, в связи с поздним заключением муниципального контракта N 166/32 от 25.11.2011, его исполнение до 31.12.2011 не может быть завершено, поскольку при условии соблюдения строительных норм и правил, выполнение указанного вида работ возможно только при положительных температурах.
Таким образом, Администрацией в 2011 году при реализации краевой программы освоена субсидия в размере 58 958 649 руб. (вместо выделенной субсидии в размере 28 164 431,45 руб.), в связи с чем муниципальное образование, учитывая неполное выполнение обязательств по приобретению жилья для расселения граждан, проживающих в аварийных домах, просило продлить действие программы на 2012 год.
Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2012 N 28-па указанная краевая программа " Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" была продлена на 2012 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ (в редакции федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ) не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Согласно пункту 5.9.1 краевой программы в случае невозможности завершения программных мероприятий в 2011 году остаток неиспользованных субсидий подлежит возврату в краевой бюджет до завершения 2011 финансового года. В 2012 году остаток неиспользованных субсидий подлежит использованию на завершение программных мероприятий с внесением соответствующих изменений в нормативный правовой акт Администрации Приморского края, предусмотренный пунктом 5.8 Программы.
Поскольку муниципальные контракты N 119/66 АЭФ от 24.09.2011 и N 166/132 АЭФ от 22.11.2011, заключенные Администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" были исполнены в 2012 году, остаток неизрасходованной субсидии в размере 10.063.593 руб. подлежал возврату в краевой бюджет в соответствии со статьей 242 БК РФ и пунктом 5.9.1 краевой программы.
Фактически неиспользованная сумма субсидии перечислена в краевой бюджет 27.12.2011.
В соответствии пунктом 5.9.2 краевой программы распределение субсидий на завершение программных мероприятий в 2012 году осуществляется между муниципальными образованиями, которым субсидии были распределены в 2011 году в соответствии с нормативным правовым актом Администрации Приморского края согласно пункту 5.8 Программы, в размере подтвержденной фактической потребности в субсидии на 2012 год.
Пунктом 5.8 Программы закреплено, что распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается нормативным правовым актом Администрации Приморского края.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, нормативно правовой акт Администрации Приморского края о распределении остатка неиспользованных субсидий между бюджетами муниципальных образований принят не был.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, установлены Приказом Минфина России от 11.06.2009 N 51н.
В соответствии с требованием пункта 5 приказа Минфина России от 11.06.2009 N 51н (ред. от 23.09.2013) "Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2009 N 14422), возврат излишне перечисленных остатков целевых средств, а также остатков целевых средств, которые могут быть использованы на те же цели при установлении наличия потребности в них в соответствии с решениями главных администраторов доходов федерального бюджета от возврата остатков, оформленных Уведомлениями по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0504817), направленными администраторами доходов федерального бюджета от возврата остатков соответствующим администраторам доходов по возврату, осуществляется в соответствии с пунктом 10 Общих требований.
Следовательно, межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. При отсутствии оснований для использования в очередном финансовом году указанных межбюджетных трансфертов они перечисляются либо в установленном порядке взыскиваются в доход соответствующего бюджета (п. 5 ст. 242 БК РФ, Письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/294).
В соответствии с письмом Минфина РФ от 25.02.2010 N 02-03-10/654 целевые межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений) целевые межбюджетные трансферты, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Как верно установлено судом первой инстанции департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края не была представлена в департамент финансов информация об остатках межбюджетных трансфертов, полученных из краевого бюджета. Кроме того, департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству расходные обязательства на реализацию краевой программы на 2012 год не были согласованы с Губернатором, в связи с чем не были включены в краевой бюджет.
Таким образом, Департамент, являясь главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий на реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья и достоверно зная о необходимости выделения субсидий администрации АГО на 2012 год для завершения программы, не принял необходимых мер, направленных на выделение соответствующих денежных средств. В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что Департамент не имел оснований для выделения субсидии в 2012 году, поскольку субсидии на реализацию краевой программы не были внесены в бюджет Приморского края на 2012 год, подлежит отклонению как необоснованный.
Довод Департамента о том, что им были подготовлены предложения по корректировке Программы в части объемов финансирования, в связи с чем направлены обращения о необходимости внесения изменений в Законы Приморского края о краевом бюджете на 2012, 2013 годы, однако такие изменения внесены не были, соответственно у департамента отсутствовали правовые основания для перечисления администрации в 2012 году ранее возвращенной субсидии в сумме 9 406 668,28 руб., правомерно отклонен судом первой инстанции я как противоречащий пунктам 5.9.1, 5.9.2 краевой программы.
При этом бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. Также не может быть прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство только по основаниям невключения в краевой бюджет на 2012 год ассигнований на реализацию программы, учитывая, что в самой программе на 2012 год предусмотрено выделение муниципальным образованиям субсидий в сумме 52,89 млн. руб.
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Муниципальное образование в лице Администрации в рамках настоящего дела является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации.
Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Поскольку обязательства по софинансированию приобретения жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийных домах, приняты на себя субъектом федерации, отказ от исполнения предусмотренного обязательства по софинансированию в связи с истечением текущего финансового года не может быть признан соответствующим законодательству о местном самоуправлении, поскольку данным отказом субъект федерации фактически возлагает на органы местного самоуправления обязательства, возникшие у субъекта федерации.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в гражданских правоотношениях наряду с физическими и юридическими лицами выступают особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, закрепленного ими за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности (статья 126 ГК РФ).
Положениями статьи 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Соответственно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с Приморского края в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края за счет казны Приморского края.
В связи с чем, решение суда первой инстанции от 27.02.2017 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права. Кроме того, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловным основанием к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судебной коллегией не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2017 по делу N А51-20683/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20683/2015
Истец: Администрация Артемовского городского округа
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ТОПЛИВНЫМ РЕСУРСАМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Департамент финансов Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2871/17
27.07.2017 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3281/16
24.04.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2585/17
27.02.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20683/15
21.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4142/16
24.05.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3281/16
23.03.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20683/15