Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2017 г. N Ф04-2780/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
3 мая 2017 г. |
Дело N А27-17102/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Журкиной О.А. по доверенности от 09.03.2016 (на 3 года),
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 февраля 2017 г. по делу N А27-17102/2016 (судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Разрез Пермяковский" (ОГРН 1024200540561, ИНН 4231003020 652644, а/я 130, микрорайон Технологический, 18/1, п. Инской, Беловский район, Кемеровская область)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 650000, ул. Ленина, 80 А, г. Кемерово)
о признании недействительными решений от 29.07.2016 N 38осс/р (в части), от 29.07.2016 N 28осс/в, от 29.07.2016 N36 н/с,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Пермяковский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - Фонд социального страхования):
- от 29.07.2016 N 38осс/р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 3 744 рубля 27 копеек,
- от 29.07.2016 N 28осс/в "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах",
- от 29.07.2016 N 36н/с "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", обязании Фонда социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 3 744 рубля 27 копеек.
Решением от 06.02.2017 Арбитражного суда Алтайского Кемеровской области требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что единовременные выплаты в связи с выходом на пенсию по возрасту либо по инвалидности, предусмотренные в коллективном договоре, производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и являются объектом обложения страховыми взносами.
Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами производится в рамках трудовых отношений и подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
Фонд также не согласен с выводами суда о том, что Общество обоснованно назначило и выплатило Туркину А.М. пособие по листку нетрудоспособности N 074151873292.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает доводы Фонда социального страхования несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Фонд социального страхования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 06.06.2016 по 20.06.2016 Фондом социального страхования проведена выездная проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По итогам проверки составлены акты проверки от 24.06.2016 N 2010066осс/р, 2010066н/с, 2010066осс/в и приняты решения от 29.07.2016:
- N 38осс/р "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством",
- N 36н/с "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах",
- N 28осс/в "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Не согласившись с решением от 29.07.2016 N 38осс/р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 3 744 рубля 27 копеек, а также с решениями от 29.07.2016 N 36н/с "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" и N 28осс/в "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты противоречат закону, регулирующему вопросы в сфере отношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, нарушают права и охраняемые законом интересы Общества.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ Общество относится к категории страхователей по обязательному социальному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Судом установлено, что Отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации (утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 01.04.2013), предусмотрено право работников организаций угольной промышленности, получившим право на пенсионное обеспечение и имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, на получение единовременного вознаграждения в размере 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).
Согласно пункту 5.3 Отраслевого соглашения выплата единовременного вознаграждения в размере 15 процентов среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) осуществляется: один раз за весь период работы в угольной промышленности; на основании письменного заявления работника; в сроки и порядке, определенном положением, разработанным совместно с соответствующим органом профсоюза и работодателем.
Из материалов дела следует, что коллективным договором Общества, утвержденным 14.07.2008 (действующим в 2013-2015 гг.), предусмотрены социальные гарантии и компенсации работникам Общества, а именно право работников, обладающих правом на пенсионное обеспечение (правом выхода на пенсию), на выплату единовременного пособия в размере не менее 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности РФ (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).
В 2013-2015 годах Обществом на основании письменных заявлений работников, достигших пенсионного возраста, Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации, коллективного договора осуществлялась выплата единовременного вознаграждения в размере 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности.
Целью выплаты единовременных вознаграждений в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности, а также материальной помощи является финансовая поддержка сотрудника, которая не зависит от его трудовых успехов и не является средством вознаграждения его за труд.
Следовательно, оплата спорных вознаграждений и материальной помощи не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением или элементом оплаты труда.
К тому же, как следует из материалов дела, заключенные Обществом с работниками трудовые договоры не содержат условий о наличии у работодателя обязанности по оплате данного вида вознаграждений и материальной помощи.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
При этом согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, вывод суда о том, что выплаты единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности и материальной помощи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, является правомерным.
На этом основании, вывод суда о незаконности требований Фонда в части доначисления по данному эпизоду в связи с выводами о занижении облагаемой базы на суммы единовременного пособия в размере не менее 15 процентов за каждый год работы в угольной промышленности: по решению от 29.07.2016 N 28осс/в - на 2 021 931 рубль 71 копейка, по решению от 29.07.2016 N 36н/с - на 2 406 577 рублей 60 копеек, является обоснованным.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии с нормами статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом работникам Сальвассеру Е.В., Брунгардт Е.Н. Тюлькиной Т.Н. начислены суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом в сумме 77 382 рубля 51 копейка.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Согласно пункту 1, 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни по уходу за детьми - инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона N 212-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, что исключает начисление пеней и штрафа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для доначислений по данным основаниям страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа у Фонда социального страхования не имелось.
Довод апелляционной жалобы (со ссылкой на часть 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", отклоняется судом апелляционной инстанции) о том, что обязанность начислять и уплачивать страховые взносы на оплату дополнительных дней для ухода за детьми - инвалидами прямо предусмотрена действующим законодательством, отклоняется апелляционным судом.
Само по себе наличие в указанной правовой норме деепричастного оборота "включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды" не меняет правовой природы спорных выплат как меры государственной поддержки и не означает установление законодателем обязанности страхователей включать данные выплаты в базу для начисления страховых взносов.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Решением от 29.07.2016 N 38осс/р "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не приняты к зачету расходы по листку нетрудоспособности N 074151873292, выданному Туркину А.М.
Из материалов дела следует, что в связи с заболеванием Туркин А. М. находился в период с 02.09.2012 по 13.09.2012 на стационарном лечении в НУЗ "Узловая больница на ст.Белово ОАО "РЖД".
В последующем по листку нетрудоспособности N 059514861511 Туркин А.М. выписан с 14.09.2012 по 28.09.2012 на амбулаторное лечение.
По листкам нетрудоспособности N 059515457043, 074149719728, 074150624741 период нетрудоспособности Туркина А.М. продлялся с 29.09.2012 по 23.10.2012, с 24.10.2012 по 29.11.2012, с 30.11.2012 по 10.01.2013.
На основании листка нетрудоспособности N 074151873292 период нетрудоспособности Туркина А.М. вновь продлен с 11.01.2013 по 29.01.2013.
11.01.2013 Туркин А.М. направлен на медико-социальную экспертизу (этой же датой зарегистрированы его документы в бюро МСЭ).
29.01.2013 в бюро МСЭ состоялось освидетельствование Туркина А.М., которому установлена третья группа инвалидности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
По смыслу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка N 624н).
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является Общество.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ. Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Материалами дела подтверждается наличие у Туркина А.М. заболевания (страхового случая), явившегося основанием для оформления и выдачи ему листка нетрудоспособности.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Доказательств недостоверности листка нетрудоспособности, его выдачи при отсутствии заболевания у физического лица Фондом социального страхования по результатам проверки получено не было.
Таким образом, выплата пособия по временной нетрудоспособности Туркину А.М. в сумме 3 744 рубля 27 копеек по листку нетрудоспособности N 074151873292 произведена обоснованно: в связи с наличием страхового случая, на основании выданного медицинским учреждением листка нетрудоспособности.
Отклоняя доводы Фонда о том, что Обществом неправомерно назначено и выплачено Туркину А.М. пособие по временной нетрудоспособности в сумме 3 744 рубля 27 копеек по листку нетрудоспособности N 074151873292 за период с 11.01.2013 по 29.01.2013, поскольку указанный период приходится на даты поступления документов Туркина А.М. в бюро МСЭ (11.01.2013) и его освидетельствования (29.01.2013), суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что Закон N 255-ФЗ не содержит запрета на выдачу и оформление листков нетрудоспособности лицам, имеющим статус инвалида.
Застрахованное лицо в период работы по трудовому договору, признанное в установленном порядке инвалидом, не лишено право на получение пособия по временной нетрудоспособности на основании выданного медицинской организацией листка нетрудоспособности. Соответственно, сам факт признания лица инвалидом не свидетельствует об отсутствии у этого лица права на получение пособия по временной нетрудоспособности.
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 6 указанного Федерального закона, застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Таким образом, данная норма устанавливает два ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности при инвалидности: не более четырех месяцев подряд и не более пяти месяцев.
Материалами дела подтверждается, что такие ограничения при выдаче и оформлении листка нетрудоспособности Туркину А.М. нарушены не были, в связи с чем соответствующие доводы Фонда социального страхования судом апелляционной инстанции отклоняются.
Судом также установлен факт принятия решений от 29.07.2016 N 36н/с и 28осс/в с нарушением установленного Законом N 212-ФЗ срока, в рамках которого допускается проведение выездной проверки страхователя.
Поскольку предыдущая выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильности исчисления и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проведена с 22.08.2013 по 30.08.2013, результаты этих проверок отражены в актах выездной проверки от 04.09.2013, следующая выездная проверка с учетом сроков проведения предыдущей проверки могла быть проведена ГУ-КРОФСС РФ (филиал N 2), начиная с 31.08.2016.
Однако, настоящая выездная проверка Общества, результаты которой оформлены решениями от 29.07.2016 N 36н/с, 28осс/в, проведена ранее указанной даты, в период с 06.06.2016 по 20.06.2016.
Указанный вывод суда соответствует положениям части 10 статьи 35 Закона N 212-ФЗ, согласно которой выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года.
Кроме того, в нарушение статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решениях Фонда отсутствуют ссылки на первичные документы, подтверждающие несвоевременное перечисление страховых взносов, расчет пеней на указанную в решениях сумму пеней.
Доводов, выражающих несогласие с решением суда в данной части, апелляционная жалоба Фонда социального страхования не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Фондом социального страхования в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства; нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.02.2017 по делу N А27-17102/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17102/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2017 г. N Ф04-2780/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Разрез Пермяковский"
Ответчик: ГУ - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 14, ГУ - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2
Третье лицо: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2