г. Вологда |
|
03 мая 2017 г. |
Дело N А44-9237/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3.1" Булавкина М.Е. по доверенности от 21.11.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3.1" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2017 года по делу N А44-9237/2016 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3.1" (ОГРН 1155321001692, ИНН 5310019843; место нахождения: 173530, Новгородская область, Новгородский район, рабочий поселок Пролетарий, улица Линейная, дом 18; далее - ООО "УК"Вече-3.1", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области (далее - управление) о признании незаконным предписания от 18.11.2016 N ЛК-1213-16.
Арбитражным судом Новгородской области в судебном заседании с учетом мнения сторон произведена смена наименования заинтересованного лица в деле на Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; место нахождения: 173008, Великий Новогород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет), поскольку постановлением Правительства Новгородской области от 17.11.2016 N 406 произведена смена наименования Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области на комитет.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2017 года по делу N А44-9237/2016 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
ООО "УК"Вече-3.1" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы указывает на то, что работы по диагностированию внутридомового газового оборудования (далее - ВГО) не включены в перечень работ, которые общество обязалось выполнять по многоквартирному дому N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района в соответствии с договором управления от 01.05.2015 N 1, следовательно, в плату по содержанию имущества названого дома не входят расходы по диагностированию ВГО. Более того, на общем собрании 05.05.2016 собственники помещений данного многоквартирного дома приняли решение о заключении обществом агентского договора с обществом с ограниченной ответственностью "Новгородаудит-ЭНЕРГО" (далее - ООО "Новгородаудит-ЭНЕРГО") на проведение работ по диагностированию ВГО, определив, что оплата стоимости работ по диагностике составляет 807 руб. с квартиры на два месяца - июнь, июль 2016 года, в связи с этим общество имело законные основания включить плату за диагностирование ВГО в платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, предоставление коммунальных услуг по многоквартирному дому N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района за июль и август 2016 года. Кроме того, заявитель ссылается на нарушение порядка при проведении контроля, утвержденного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Общество также указывает на неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания. Общество полагает, что ответчиком в ходе внеплановой документарной проверки допущено грубое нарушение требований Закона N 294-ФЗ, влекущее недействительность вынесенного по результатам такой проверки предписания.
Комитет в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без участия своего представителя, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя. исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, от собственника квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Новгородский район, поселок Пролетарий, улица Восточная, дом N 20, в адрес прокуратуры Новгородского района поступило обращение от 21.10.2016 о нарушении порядка расчета и внесения платы по содержанию и обслуживанию общего имущества в их доме (лист дела 69).
Прокуратура Новгородского района с сопроводительным письмом направила в адрес управления для рассмотрения данное обращение (листы дела 67-68).
Данное обращение зарегистрировано в управлении 31.10.2016 за входящим N С-3090-ЖИ.
На основании приказа начальника управления от 07.11.2016 N ЛК-1213 (лист дела 13) управлением проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой нашло свое подтверждение нарушение в содержании указанного дома.
По результатам проверки начальником отдела инспекционного надзора управления составлен акт от 18.11.2016 N ЛК-1213-16 (л.д. 78-83).
В акте проверки отражены выявленные нарушения подпункта "а" пункта 28, пункта 29, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2015 N 416 (далее - Правила N 416).
Управление пришло к выводу о том, что у ООО "УК "Вече-3.1" в нарушение статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отсутствуют правовые основания для выделения в платежном документе дополнительной строки "Диагностирование внутридомового газового оборудования", а также начисления дополнительной платы за проведение технического диагностирования ВГО в многоквартирном доме по адресу: Новгородский район, поселок Пролетарий, улица Восточная, дом N 20.
На основании акта проверки от 18.11.2016 N ЛК-1213-16 при проведении мероприятий по лицензионному контролю за соблюдением Правил N 416 по вышеназванному многоквартирному дому управлением обществу выдано предписание от 18.11.2016 N ЛК-1213-16, которым заявителю предписано в срок до 23.12.2016 исключить строку "Диагностирование внутридомового газового оборудования" из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, предоставление коммунальных услуг по многоквартирному дому N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района, и в тот же срок произвести перерасчет размера указанной платы по названному многоквартирному дому за июль и август 2016 года (листы дела 76-77).
Общество, полагая, что названное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушения данным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие)
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что оно в соответствии с договором управления от 01.05.2015 N 1 является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района (листы дела 23-37).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношении) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному
ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В части 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома 27.03.2015 N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района принято решение об утверждении тарифа по статье "Содержание и текущий ремонт" в размере 28 руб. 88 коп. (листы дела 19-22).
В договоре управления от 01.05.2015 отсутствует конкретное указание на то, что общество принимает на себя обязательства по проведению работ по техническому диагностированию ВГО, в приложении 2 к договору такого вида работ также не содержится.
Вместе с тем, апелляционная коллегия поддерживает выводы обжалуемого решения о неправомерных действий общества по взиманию платы за диагностирование ВГО сверх платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 491.
Подпунктом "а" пункта 28 данных Правил установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 5 данных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого
оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункты "а", "д" пункта 10 Правил N 491).
Пунктом 29 данных Правил установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (пункт 31 Правил N 491).
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна: своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового
оборудования;
г) замена оборудования.
Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденным приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101 (далее - Положение N 101), определено, что предусматриваются следующие виды диагностикитвнутренних газопроводов:
- первичная - диагностика, проводящаяся по истечении нормативного срока службы системы;
- повторная - диагностика, проводящаяся по истечении срока (по остаточному ресурсу), установленного по результатам первичной или предыдущей повторной диагностики;
- внеочередная - диагностика, проводящаяся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации системы, проводящаяся по требованию контролирующих либо по просьбе обслуживающих и эксплуатирующих организаций или владельца (пункт 3.3 Положения N 101).
Пунктом 8 Правил N 410 предусмотрено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении
внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом).
Согласно пункту 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входит техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение:
а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;
в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования.
В соответствии с подпунктами "д" и "ж" пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Кроме того, пунктом 21 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 также установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, по выполнению работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
Следовательно, согласно вышеприведенным нормам права, апелляционный суд поддерживает выводы обжалуемого решения о том, что общество, как управляющая организация, обязано создавать условия для безопасного газоснабжения, а исполнение данной обязанности возможно только путем проведения текущего обслуживания ВГО и его содержания, реализуемого посредством соответствующих договоров со специализированными организациями.
Поскольку данная обязанность предусмотрена законодательством, исполнение которых возлагается на управляющие организации, последние обязаны учитывать указанное при утверждении тарифа на содержание жилых помещений.
Кроме того, общество обязано обеспечивать содержание ВГО за счет средств в составе платы собственников помещений в многоквартирном доме за содержание жилых помещений независимо от наличия конкретизации данных работ в договоре управления, а установление и взимание дополнительного платежа сверх установленного тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома неправомерно.
Апелляционный суд дополнительно отмечает, что содержание платежного документа, предъявляемого собственнику помещений в доме, регламентировано пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Данными актами не предусмотрено включение в платежный документ дополнительных платежей, не предусмотренных Правилами и установленной формой. Таким образом, общество неправомерно включило в платежные документы за июль, август 2016 года плату за диагностирование ВГО по многоквартирному дому N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района.
Податель жалобы ссылается на то, что на общем собрании 05.05.2016 собственники помещений данного многоквартирного дома приняли решение о заключении обществом агентского договора с ООО "Новгородаудит-ЭНЕРГО" на проведение работ по диагностированию ВГО, определив, что оплата стоимости работ по диагностике составляет 807 руб. с квартиры на два месяца - июнь, июль 2016 года, следовательно, по мнению общества, оно имело законные основания включить плату за диагностирование ВГО в платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, предоставление коммунальных услуг по многоквартирному дому N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района за июль и август 2016 года.
Между тем, вопреки данным доводам, апелляционный суд отмечает, что в силу императивных вышеприведенных норм законодательства общество обязано исполнять работы по содержанию ВГО, в которые входят и работы по диагностированию ВГО, за счет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по утвержденному на общем собрании тарифу, а само по себе наличие такого решения не может изменить приведенные выше положения законодательства.
Как правильно установлено судом первой инстанции, данный правоприменительный подход направлен на защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, исключение возможности управляющей (обслуживающей) организации необоснованного изменения платы за содержание жилых помещений.
Как указано выше, материалами дела подтверждается, что 27.03.2015 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 20 по улице Восточная в поселке Пролетарий Новгородского района принято решение об утверждении тарифа по статье "Содержание и текущий ремонт" в размере 28 руб. 88 коп.
Следовательно, общество не имело право взимать дополнительную плату на содержание общего имущества до утверждения в установленном законом порядке нового тарифа.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.
Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме, независимо от их на то желания.
Между тем, расходы по диагностированию ВГО к таким расходам не относятся, поскольку необходимость несения данных расходов для управляющей организации предусмотрена и определена законодательно.
В данном случае общество, как профессиональный участник рынка оказания услуг по управлению многоквартирным домом, обязано было предполагать и определить объем работ по содержанию общего имущества дома, в том числе, ВГО, учесть соответствующие затраты на выполнение таких работ при утверждении тарифа, поскольку положениями части 7 статьи 156 ЖК РФ обществу гарантировано право учета общим собранием собственников помещений предложений общества как управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, который устанавливается на срок не менее чем один год.
Апелляционная инстанция не принимает довод общества и о нарушении управлением при проведении проверки положений Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, основаниями для проведения
внеплановой проверки являются поступления, в частности, в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к осуществлению текущего и капитального ремонта имущества в многоквартирном доме и о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 161 настоящего
Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления
проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В материалах дела имеется обращение собственника квартиры в многоквартирном доме по адресу: Новгородский район, поселок Пролетарий, улица Восточная, дом N 20, явившееся основанием внеплановой проверки общества, что следует из приказа от 07.11.2016 о проведении проверки в период с 17.11.2016 по 18.11.2016, в котором отмечено, что внеплановая документарная проверка общества проводится с целью проверки обращения собственника квартиры в многоквартирном доме, находящемся под управлением общества.
Соответственно, как указано выше, в силу в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ для проведения внеплановой проверки общества не требовалось предварительного уведомления общества о проведении такой проверки.
Однако, несмотря на это, копия приказа от 07.11.2016 N ЛК-1213 направлена и получена обществом 14.11.2016, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела (лист дела 75).
Кроме того, обязанность составлять акт проверки и предписание в присутствии представителя общества действующим законодательством не установлена.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым
нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Закона (в части непредставления акта проверки).
В данном случае отсутствуют обстоятельства, которые могли явиться безусловным основанием признания результатов проверки недействительными.
В материалах дела имеется почтовое уведомление, согласно которому и акт проверки и предписание вручены обществу 25.11.2016 (лист дела 84).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль. Пунктом 2 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении лицензионного контроля могут устанавливаться другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 названной статьи ЖК РФ.
В силу части 6 статьи 19 Закона N 99-ФЗ в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 названной статьи внеплановые выездные проверки.
Подпункт "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.10.2014. N 1110 (далее - Положение) к лицензионным требованиям относит соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпункт "б" пункта 3 Положения к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Поскольку деятельность по управлению домом осуществляется за плату, порядок формирования которой установлено нормами ЖК РФ, осуществление контроля за порядком формирования такой платы, в силу подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании, является предметом лицензионного контроля.
В связи с изложенным, апелляционной коллегией не принимается довод общества об отсутствии у комитета полномочий применительно к контролю за порядком формирования платы за ремонт и содержание.
При этом пунктом 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Однако из системного толкования указанных выше норм Закона N 99-ФЗ и ЖК РФ следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензиатах само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии, равно как и осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности без лицензии.
В связи с чем апелляционная коллегия не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что общество не осуществляло лицензируемую деятельность в отношении спорного дома в 2015-2016 годах, поскольку полученная им соответствующая лицензия от 17.02.2015 внесена в реестр только 14.01.2016.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что довод заявителя о том, что в предмете проверки не указаны конкретные пункты вынесенного после проведения проверки предписания, не подлежит рассмотрению, поскольку проверка и проводится с целью проверки конкретных нарушений.
Ссылка общества на непонятность и неисполнимость оспариваемого предписания также обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку описательная часть предписания содержит указание на имеющие место нарушения Правил N 491 и Правил N 416 и на адрес многоквартирного дома, в котором данные нарушения выявлены; содержание предписания вполне ясно для восприятия и исполнимо лицом, которому оно выдано.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику является необоснованной, поскольку в рамках данных дел рассматривались иные обстоятельства и участвовали другие стороны.
Таким образом, управлением обоснованно выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2017 года по делу N А44-9237/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3.1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-9237/2016
Истец: ООО "УК "Вече-3.1", ООО "Управляющая компания "ВЕЧЕ-3.1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция в РФ Управление государственной жилищной инспекции Новгородской области, Управление государственной жилищной инспекции Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1892/17