25 апреля 2017 г. |
Дело N А83-6406/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2017.
В полном объёме постановление изготовлено 25.04.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Остаповой Е.А. и Проценко А.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Мамбетовым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крымского республиканского союза потребительских обществ на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.02.2017 по делу N А83-6406/2015 (судья Ищенко И.А.),
по иску Крымского республиканского союза потребительских обществ
к Совету Министров Республики Крым, государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания", администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного Совета Республики Крым, муниципального образования городского округа Евпатории Республики Крым в лице администрации города Евпатории Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, муниципального унитарного предприятия "Курортсервис" городского округа Евпатории Республики Крым
о признании права собственности,
от Совета Министров Республики Крым - Няньчук Е.Н. по доверенности от 09.11.2015 N 1/01-48/5304;
от Государственного Совета Республики Крым - Дусенко П.Н. по доверенности от 23.03.2016 N 28-50/103,
установил:
Крымский республиканский союз потребительских обществ (далее - истец, союз потребительских обществ) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Совету Министров Республики Крым, государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания", администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым о признании права собственности на нежилые помещения, а именно: литер "А1" пристройка, площадь застройки 40 кв.м., общей полезной площадью 31,9 кв.м.; литер "П1" магазин, площадь застройки 61,8 кв.м., общей полезной площадью 49 кв.м. (магазин площадью 19,8 кв.м., подсобка площадью 4,1 кв.м., магазин площадью 20 кв.м., подсобка площадью 4,1 кв.м.); литер "П2" магазин, площадь застройки 59,3 кв.м., общей полезной площадью 48 кв.м. (магазин площадью 41,9 кв.м., подсобка площадью 7,1 кв.м.); открытые навесы под N 1, площадь основы 3 316,6 кв.м., (модуль "Кисловодск"); N 2, площадь основания 825 кв.м. (модуль "металлический"); N 3, площадь основания 294 кв.м., (модуль "тентовый"); N 4, площадь основания 294 кв.м. (модуль "тентовый"), расположенные по адресу: город Евпатория, ул. Д. Ульянова, 13 (далее - спорное имущество).
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиками права собственности истца на спорное имущество. Как полагает союз потребительских обществ, незаконно зарегистрировав право собственности на спорное имущество за муниципальным образованием, администрация закрепила спорное имущество на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымская торговая компания", которое неправомерно владеет и пользуется им, тем самым нарушая права собственности истца.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.02.2017 по делу в удовлетворении исковых требований Крымского республиканского союза потребительских обществ отказано.
Суд первой инстанции руководствовался тем, что с момента включения спорного имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Перечень) право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя.
Не согласившись с указанным решением суда, союз потребительских обществ обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Считает, что соответствующее имущество находилось в собственности общества и законных оснований для его отчуждения не имеется.
Крымский республиканский союз потребительских обществ, государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания", администрация города Евпатории Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, муниципальное образование городского округа Евпатории Республики Крым в лице администрации города Евпатории Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, муниципальное унитарное предприятие "Курортсервис" городского округа Евпатории Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители Совета Министров Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым в судебном заседании поддержали возражения против апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей Совета Министров Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу Крымского республиканского союза потребительских обществ - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование своих доводов истец ссылается на Извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 13.05.2008 Серия ССI N 787997, в соответствии с которым Крымский республиканский союз потребительских обществ является собственником спорного имущества, расположенного по адресу: ул. Дм.Ульянова, 13, г. Евпатория (л.д. 27, 34 т.1).
Полагая, что объекты недвижимости, принадлежащие союзу потребительских обществ на праве собственности, незаконно включены в Перечень и переданы ответчикам, истец обратился с требованием о признании за ним права собственности на нежилые помещения, а именно: литер "А1" пристройка, площадь застройки 40 кв.м., общей полезной площадью 31,9 кв.м.; литер "П1" магазин, площадь застройки 61,8 кв.м., общей полезной площадью 49 кв.м. (магазин площадью 19,8 кв.м., подсобка площадью 4,1 кв.м., магазин площадью 20 кв.м., подсобка площадью 4,1 кв.м.); литер "П2" магазин, площадь застройки 59,3 кв.м., общей полезной площадью 48 кв.м. (магазин площадью 41,9 кв.м., подсобка площадью 7,1 кв.м.); открытые навесы под N 1, площадь основы 3 316,6 кв.м., (модуль "Кисловодск"); N 2, площадь основания 825 кв.м. (модуль "металлический"); N 3, площадь основания 294 кв.м., (модуль "тентовый"); N 4, площадь основания 294 кв.м. (модуль "тентовый"), расположенные по адресу: город Евпатория, ул. Д. Ульянова, 13.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд руководствуется следующим.
Частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) определено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом в пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление N 2085-6/14).
Таким образом, Постановление N 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество.
Аналогичная правовая позиция высказана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2016 N 310-КГ16-11632 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2016 по делу N А83-1643/2015.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 03.09.2014 N 2474-6/17 в Постановление N 2085-6/14 внесены изменения, пункт 1 постановления после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами "а также имущество, указанное в приложении к настоящему постановлению".
Судом установлено, что указанным Приложением, в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, включены все бывшие рынки "Крымпотребсоюза", находящиеся на балансе Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торговологистическая сеть", расположенных на территории Республики Крым.
Пунктом 4 Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 03.09.2014 N 890-р "О создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская торговая компания" предписано закрепить за ГУП РК "Крымская торговая компания" на праве хозяйственного ведения, в том числе имущество в соответствии с Приложением к Постановлению N 2085-6/14.
Установлено, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность", Совету министров Республики Крым дано согласие на безвозмездную передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым имущества, указанного в пунктах 1-29 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Согласно распоряжения Совета Министров Республики Крым 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" принято решение о безвозмездной передаче имущества согласно приложению из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, включенное в приложение к Постановлению N 2085-6/14, и момент возникновения права муниципальной собственности на имущество, безвозмездно переданное в муниципальную собственность Республикой Крым, не связаны с актом государственной регистрации права, соответственно, государственной или муниципальной собственности. Государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Республики Крым и муниципальных образований на территории Республики Крым является актом признания и подтверждения уже возникшего права (правоподтверждающим, а не правопорождающим актом).
Из материалов дела усматривается, что 18.01.2016 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и администрацией города Евпатории Республики Крым был утвержден Передаточный акт, согласно которому в собственность Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым перешло движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского Республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Администрацией города Евпатории Республики Крым было издано Постановление от 18.01.2016 N 9-п "О приеме в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым из государственной собственности Республики Крым".
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Дополнительно апелляционный суд отмечает, что согласно пунктам 58, 59 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (в редакции от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск о признании права собственности может быть заявлен только лицом, которое владеет спорным имуществом.
Однако доказательств своего владения соответствующим имуществом истец не представил.
Принимая дополнительное решение от 27.02.2017, суд первой инстанции обоснованно руководствовался правилами статьи 333.21 НК РФ, положениями пункта 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в судах", указав, что государственная пошлина за подачу требований неимущественного характера уплачивается за каждое самостоятельное требование применительно к отдельным спорным объектам.
Установив количество объектов - предметом спора - суд первой инстанции обоснованно определил размер подлежащей взысканию с истца государственной пошлины.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.02.2017 по делу N А83-6406/2015 (с учетом дополнительного решения Арбитражного суда Республики Крым от 27.02.2017) оставить без изменения, апелляционную жалобу Крымского республиканского союза потребительских обществ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6406/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 августа 2017 г. N Ф10-3261/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ", ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастра Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым, МУП "КУРОРТТОРГСЕРВИС" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-579/17
09.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6406/15
23.08.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3261/17
25.04.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-579/17
27.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6406/15
14.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6406/15