город Москва |
|
05 мая 2017 г. |
Дело N А40-233614/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А.,
судей: Гарипова В.С., Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Банк "Содружество" в лице к/у ГК "АСВ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-233614/2016, принятое судьей Т.Н. Махлаевой по иску ОАО Банк "Содружество" в лице к/у ГК "АСВ" к МИФНС N46 по г. Москве, третье лицо: Белякова А.Г. о признании недействительным решения по внесению записи от 14.07.2016 г. N 9167747877464
при участии в судебном заседании:
от истца - Гришина А.А. по доверенности от 18.12.2015 г.;
от ответчика - Клюевский Г.В. по доверенности от 27.01.2017 г.;
от третьего лица - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО Банк "Содружество" в лице Конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 14.07.2016 (запись N 9167747877464) о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "РегионПромСтрой" (адрес (место нахождения) 125040, г, Москва, 3-я ул. Ямского Поля, д. 2, корп. 12, этаж 3, пом. I, комн. 4, ОГРН 1127747017012, ИНН 7714886154) в связи с его ликвидацией; обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве внести в ЕГРЮЛ сведения о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "РегионПромСтрой" (адрес (место нахождения) 125040, г. Москва, 3-я ул. Ямского Поля, д. 2, корп. 12, этаж 3, пом. I, комн. 4, ОГРН 1127747017012, ИНН 7714886154) как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом первой инстанции неполно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 года подлежит отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.06.2015 г. между ОАО Банк "Содружество" и ООО "РегионПромСтрой" был заключен кредитный договор N 23/15, на основании которого последнему предоставлены денежные средства в размере 76 000 000,00 руб. сроком до 15.06.2016 г. под 24% годовых с уплатой процентов ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца соответствующего квартала. За нарушение сроков погашения основного долга и процентов за пользование кредитом предусмотрена неустойка в размере 30% годовых от суммы неисполненного обязательства.
07.04.2015 г. в адрес ООО "РегионПромСтрой" было направлено требование о досрочном погашении задолженности и возврате кредита, которое им не исполнено.
20.04.2016 г. в "Вестнике государственной регистрации" N 15(578) Часть-1 размещено сообщение о том, что единственным участником ООО "РегионПромСтрой" принято решение N 5 от 22.03.2016 года о ликвидации ООО "РегионПромСтрой" (ОГРН 1127747017012, ИНН 7714886154); требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 125040, г. Москва, ул. Ямского Поля 3-я, д. 2, корп. 12, этаж 3, пом. I, комн. 4, тел. +7 (495) 643 -83- 79, e-mail: regionpromst@yandex.ru.
22.04.2016 г. в адрес ликвидатора ООО "РегионПромСтрой" направлено требование в порядке ст.ст. 61-64 ГК РФ о включении в ликвидационный баланс задолженности по кредитному договору N 23/15. В требовании указаны реквизиты для перечисления денежных средств, а также приложен расчет задолженности.
Несмотря на то, что расчеты с ОАО Банк "Содружество" не произведены, 14.07.2016 г. МИФНС N 46 по г. Москве в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации юридического лица на основании принятого ранее единственным участником общества решения о ликвидации.
В связи с неисполнением должником своих обязанностей по кредитным договорам, игнорированием направленных как в адрес должника, так и ликвидатора общества требований, в целях реализации своих прав, 21.04.2016 г. конкурсный управляющий ОАО Банк "Содружество" обратился в суд с иском о взыскании задолженности по кредитному договору N 23/15 от 22.06.2015 г. в размере 87 004 672,14 руб., включая: сумму основного долга в размере 75 000 000,00 руб., проценты за пользование кредитом в размере 11 227 532,00 руб., неустойку за несвоевременную уплату процентов в размере 777 140,14 руб.
Дело принято к производству Арбитражного суда г. Москвы 28.04.2016 г. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2016 г. по делу N А40-93868/16-55-664, вступившим в законную силу 01.08.2016 г., исковые требования КУ ОАО Банк "Содружество" к ООО "РегионПромСтрой" о взыскании задолженности по кредитному договору удовлетворены в полном объеме. КУ ОАО Банк "Содружество" получен исполнительный лист, который не может быть предъявлен к исполнению, в связи с ликвидацией ООО "РегионПромСтрой" и внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Из выписки из ЕГРЮЛ видно, что ликвидатором ООО "РегионПромСтрой" промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс представлены в налоговый орган 28 июня 2016 г. и 14 июля 2016 г. соответственно.
Таким образом, на дату их представления требование ОАО Банк "Содружество" помимо, заключенных с обществом кредитных договоров, было подтверждено судебным актом.
При ликвидации ООО "РегионПромСтрой" ликвидатор общества Беляков А. Г. не принял во внимание наличие кредитного договора, заключенного с ОАО Банк "Содружество", того обстоятельства, что задолженность по нему взыскана в судебном порядке, и, соответственно, не определил порядок ликвидации общества, и документы на ликвидацию подал без учета этих обстоятельств.
По утверждению заявителя, исключение ООО "РегионПромСтрой" из единого государственного реестра юридических лиц сделало невозможным реализацию ОАО Банк "Содружество" права на получение денежных средств за счет выявленного и впоследствии реализованного имущества должника.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одним из условий для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов лестного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок ликвидации юридического лица определен в ст.ст. 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу действия п. 5 ст. 63 ГК РФ, ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Пунктом 3 ст. 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные ст. 21 названного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации.
Согласно п. 4.1. ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Из содержания приведенной нормы следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входило проведение проверки на предмет достоверности сведений и правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Из содержания приведенной нормы следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входило проведение проверки на предмет достоверности сведений и правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Для государственной регистрации при ликвидации ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ" были представлены все необходимые документы.
Требования п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ заявителем были соблюдены. У Инспекции отсутствовали какие-либо предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
При изложенных обстоятельствах осуществленная Инспекцией государственная регистрация юридического лица при ликвидации в полной мере соответствует закону.
31.03.2016 в ЕГРЮЛ за ГРН N 8167746260850 были внесены сведения о том, что ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ" принято решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Указанная норма права подлежит применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных заинтересованным лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ" и принимаемых регистрирующим органом решениях о государственной регистрации в отношении ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ", а также представлять возражения в соответствии с п. 4 ст. 51 ГК РФ.
Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством проведения мероприятий, указанных в п. 4.2 данной статьи. В соответствии с п. 4.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения таких мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На момент рассмотрения документов основания, условия и способы проведения вышеуказанных мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий, установлены не были. У Инспекции отсутствовали основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации.
В силу действия п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
В соответствии с и. 5.1 статьи 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
В целях взыскания задолженности с организации, находящейся в стадии ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд.
В силу п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическом) лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Таким образом, в случае поступления в Инспекцию судебного акта, содержащего требования, предъявленные к ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ", находящемуся в процессе ликвидации, у регистрирующего органа отсутствовали бы основания для принятия оспариваемого решения, поскольку представленные для государственной регистрации документы ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ" содержали бы недостоверные сведения. Однако, сведения о наличии спора с ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ", находящемуся в процессе ликвидации, в Инспекцию не поступали, доказательств обратного заявителем не представлено.
Кроме того, удовлетворение заявления ОАО Банк "Содружество" не приведет к погашению задолженности и восстановлению нарушенных прав заявителя, поскольку, согласно ликвидационному балансу, у ООО "РЕГИОНПРОМСТРОЙ" отсутствует какое-либо имущество, за счет которого могли быть погашены требования заявителя. В соответствии с п. 5.2 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из Единого государственного реестра юридических лица, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из - за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. При этом заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ОАО Банк "Содружество" не препятствует ОАО Банк "Содружество" как кредитору удовлетворить свои требования из имущества ликвидированного юридического лица.
Пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Из данной нормы, в том числе следует, что в подаваемом о ликвидации заявлении, подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с его контрагентами, а также ликвидационный баланс.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла ст.21, ст. 25 указанного закона, ответственность за представление недостоверных сведений несет заявитель. При регистрации юридического лица в связи с ликвидацией заявителем выступает ликвидатор.
Однако, соответствующие требования к ликвидатору ОАО Банк "Содружество" заявлены не были, в том числе, не было заявлено требование о признании незаконными действия ликвидатора по составлению ликвидационного баланса.
Кредитор вправе, не оспаривая регистрацию ликвидации организации- должника в ЕГРЮЛ, предъявить (на основании ст. ст. 15, 393, 401, 1064 и 1082 ГК РФ) иск к ликвидатору о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями в период ликвидации должника-организации, в связи с утратой возможности получения денежных средств от ликвидированного юридического лица.
Тот факт, что в инспекцию были представлены все документы, необходимые для проведения государственной регистрации ликвидации организации и не было оснований ставить под сомнение достоверность ликвидационного баланса, не влечет за собой отказа в удовлетворении судами требований к ликвидатору о возмещении убытков. Следовательно, ликвидатор несет ответственность за убытки, причиненные кредитору в результате проведения ликвидации с нарушением законодательства вследствие не включения требований кредитора в ликвидационный баланс.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что о наличии долга ликвидатор не знал, а истец мог узнать о процессе ликвидации общества "РегионПромСтрой" и своевременно предъявить свои требования ликвидационной комиссии. Суд также указал на отсутствие у налоговой инспекции полномочий по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию, на недоказанность наличия задолженности, а также на то, что заявитель не утратил иные возможности для восстановления своих прав.
Однако, апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 62 указанного Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Пунктами 1, 2 статьи 63 Кодекса предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 63 Кодекса выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктами 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129- ФЗ установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Из данной нормы, в том числе следует, что в подаваемом о ликвидации заявлении, подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с его контрагентами, а также ликвидационный баланс.
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Согласно пункту 2 статьи 61, пункту 2 статьи 62 ГК РФ общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Из пунктов 1, 4, 5 статьи 63 ГК РФ следует, что ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации общества. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками общества.
По общему правилу ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Закона о государственной регистрации).
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов. Так, в частности, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Из обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанций, следует, что при ликвидации общества "РегионПромСтрой" в налоговую инспекцию представлен ликвидационный баланс, не отражавший действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт "а" статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17). Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, и его расчеты с кредиторами следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации. В связи с этим довод налоговой инспекции, основанный на пункте 4.1 статьи 9 Закона о регистрации, не может являться препятствием для обжалования ее решения и основанием для признания этого решения соответствующим закону.
Требования истца заявлены в отношении конкретной записи в государственном реестре, которая произведена на основании решения налоговой инспекции. В связи с этим доводы налоговой инспекции о неопределенности и неисполнимости требований банка несостоятельны.
Лицо, полагающее нарушенным свое право, вправе самостоятельно выбрать способ его защиты из тех, что предусмотрены законом. При доказанности нарушенного права арбитражный суд должен предоставить этому лицу судебную защиту (статья 2 АПК РФ). Наличие у лица, обратившегося в суд, альтернативных способов защиты нарушенного права не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении его требований.
В связи с существенным нарушением норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Расходы по иску и по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-233614/2016 отменить.
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 14.07.2016 (запись N 9167747877464) о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "РегионПромСтрой" (адрес (место нахождение) 125040, г. Москва, 3-я ул. Ямского Поля, дом 2, корп. 12, этаж 3, пом. I, комн. 4, ОГРН 1127747017012, ИНН 7714886154) в связи с ликвидацией.
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внести в ЕГРЮЛ сведения о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "РегионПромСтрой" (адрес (место нахождение) 125040, г. Москва, 3-я ул. Ямского Поля, дом 2, корп. 12, этаж 3, пом. I, комн. 4, ОГРН 1127747017012, ИНН 7714886154) как о действующем лице.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве в пользу ОАО Банк "Содружество" расходы по оплате госпошлины по иску в размере 3 000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
В.С.Гарипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233614/2016
Истец: ОАО "Банк "Содружество", ОАО БАНК "СОДРУЖЕСТВО" БАНК "СОДРУЖЕСТВО"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ, МИФНС N 46 по Москве
Третье лицо: Беляков А Г, Беляков А.Г