Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2017 г. N Ф09-5011/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
10 мая 2017 г. |
Дело N А50-29767/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от заявителя акционерного общества "Сибур-Химпром" - Фатхутдинов Р.С., паспорт, доверенность от 06.12.2016;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - Анпалова Т.Ю., паспорт, доверенность от 02.03.2017; Шардакова А.О., паспорт, доверенность от 11.01.2017; Соколова О.Е., удостоверение, доверенность от 15.12.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца акционерного общества "Сибур-Химпром" (ОГРН 1025901207804, ИНН 5905018998)
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 3 марта 2017 года
по делу N А50-29767/2016,
принятое судьей Власовой О.Г.
по иску акционерного общества "Сибур-Химпром"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (ОГРН 1045900322027, ИНН 5902292449)
о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога в сумме 11 187 259 руб.,
установил:
Акционерное общество "Сибур-Химпром" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о возврате излишне взысканного акциза в сумме 11 187 259 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.03.2017 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель настаивает на том, что переработчики давальческого сырья освобождаются от акциза при отгрузке продукции в Республику Беларусь. Вывод суда о том, что общество не вправе рассчитывать на освобождение в рамках таможенного режима экспорта, не относится к делу: общество никогда не претендовало на освобождение по данному основанию, а заявило освобождение в соответствии с Протоколом N 18. Вывод суда о том, что освобождение от уплаты акциза по пункту 3 Протокола не распространятся на вывоз продукции переработчиками давальческого сырья, является ошибочным, противоречит как нормам самого Протокола, так и основополагающим принципам Договора ЕАЭС, официальному толкованию Договора, данному компетентным органом (Минфин России), а также решению ФНС России по жалобе общества. Суд не учел, что в соответствии с пунктом 2 Протокола Минфин России является компетентным органом, соответственно, именно Минфин уполномочен толковать положения Протокола. Вывод суда о необходимости заполнения раздела 3 заявления общество считает незаконным, а ссылку суда на смешанный характер договора процессинга несостоятельной. Отсутствие суммы акциза в разделе 2 заявления, подписанного налоговым органом Беларуси, свидетельствует о подтверждении освобождения от акциза (ином порядке исполнения налоговых обязательств). Кроме того, общество ссылается на то, что суд ошибочно не включил в предмет доказывания вопрос об обложении переквалифицированных операций по передаче подакцизных товаров.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представители инспекции в судебном заседании на доводах отзыва настаивали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, инспекцией проведены камеральные проверки налоговых деклараций ЗАО "Сибур-Химпром" за ноябрь 2014 г. и март 2015 г. "по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий" (впоследствии общество переименовано в АО "Сибур-Химпром", о чем 21.08.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения).
По результатам проверок инспекцией составлены акты от 08.09.2015 и 09.12.2015 и вынесены решения N 885 от 31.12.2015 и N 892 от 01.02.2016 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанными решениями обществу доначислен акциз на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, соответственно за ноябрь 2014 г. в сумме 5 462 351 руб. и март 2015 года в сумме 5 724 908 руб.
Решениями УФНС России по Пермскому краю от 18.04.2016 N N 18-18/89, 18-18/90 решения инспекции оставлены без изменения, апелляционные жалобы общества - без удовлетворения.
Поскольку на дату вступления решений инспекции в силу (18.04.2016) у общества имелась переплата по акцизу на прямогонный бензин, налоговым органом произведен зачет данной переплаты в счет доначисленных сумм акцизов.
Решением ФНС России от 05.07.2016 жалобы общества на решения инспекции и управления также оставлены без удовлетворения (л.д.113-117 том 1).
Полагая, что доначисление акциза неправомерно, общество обратилось в суд с требованием о его возврате.
Как разъяснено в пункте 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов (пеней, штрафа) судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.
Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога (пеней, штрафа), уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
Отказывая в удовлетворении требований общества о возврате излишне уплаченного (взысканного) акциза, суд первой инстанции исходил из отсутствия у налогоплательщика права на освобождение спорных операций от уплаты акциза, поскольку общество не является экспортером (поставщиком) вывезенного в Беларусь товара; кроме того, оно не представило в налоговый орган надлежащим образом оформленное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов белорусской организацией (раздел 3 не заполнен, отсутствует отметка налогового органа об уплате акцизов).
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 НК РФ организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками (плательщиками акцизов), если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 181 Кодекса подакцизными товарами признаются в числе прочих автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин.
В целях налогообложения прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии (подпункт 10 пункта 1 статьи 181 в редакции, действовавшей до 01.01.2015).
Согласно редакции, действующей с 01.01.2015, под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии, полученные в результате:
перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.
Согласно пункту 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения признаются в том числе следующие операции:
реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (подпункт 1);
передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (подпункт 7).
В соответствии со ст.179.3 НК РФ свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, производство прямогонного бензина, в том числе из давальческого сырья (материалов).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.
Освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону (пункт 1 статьи 184 НК РФ).
При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика банковской гарантии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению в порядке, установленном статьей 203 настоящего Кодекса, после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (пункт 3 статьи 184).
В соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляется, в частности, контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара, а также контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом.
Таким образом, облагаемой акцизом операцией может быть не только реализация произведенного подакцизного товара (передача права собственности на него - статья 39 НК РФ), но и сам по себе факт передачи (вручения - ст.224 Гражданского кодекса Российской Федерации) подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, от производителя к собственнику сырья или иным лицам.
Соответственно, и освобождаться от обложения акцизами может как операция по реализации подакцизного за пределы территории Российской Федерации, так и сам по себе факт передачи (вручения) подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, от производителя к собственнику сырья или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации.
Лицо, осуществляющее передачу на территории Российской Федерации произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам (и являющееся, таким образом, налогоплательщиком, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 182 Кодекса), может воспользоваться правом на освобождение от налогообложения, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, и в том случае, если это лицо не является само экспортером подакцизных товаров (экспортером является собственник давальческого сырья), но представило в налоговые органы договор о производстве подакцизного товара с собственником давальческого сырья, а также контракт между собственником давальческого сырья и контрагентом (подпункт 1 пункта 7 статьи 198 НК РФ).
Как установлено в ходе налоговых проверок и не оспаривается обществом, оно имеет свидетельство на производство прямогонного бензина. Между обществом (исполнитель) и ОАО "СИБУР Холдинг" (заказчик) заключен договор оказания услуг по переработке от 11.02.2013 N СХ.12874, по условиям которого исполнитель обязуется самостоятельно или с привлечением третьих лиц принять сырье (указанное в приложении к договору), принадлежащее заказчику на праве собственности, оказать заказчику услуги по переработке сырья/выработке продукции и передать ее заказчику или уполномоченному заказчиком третьему лицу (л.д.71,73 том 2).
Из материалов дела также следует, что между ОАО "СИБУР Холдинг" (поставщик) и ОАО "Лесохимик" Республика Беларусь (покупатель) заключен договор от 04.07.2014 N СХ.16181 на поставку товара "бензин газовый стабильный, марка БЛ" производства ЗАО "Сибур-Химпром" (товар, его количество и условия поставки определены дополнительными соглашениями от 06.11.2014, 04.03.2015). В соответствии с пунктом 4 дополнительных соглашений обязательства поставщика по поставке считаются выполненными в момент передачи товара перевозчику на станции отправления (Осенцы Свердловской железной дороги) (л.д.113-129 том 3).
Между ЗАО "СИБУР-Транс" и ОАО "СИБУР Холдинг" заключен договор транспортной экспедиции от 28.12.2012 (л.д.95 том 3), на основании которого первое принимало бензин к международной перевозке железнодорожным транспортом для доставки его в адрес ОАО "Лесохимик" Республика Беларусь.
В соответствии с договором оказания услуг по переработке от 11.02.2013 N СХ.12874 общество произвело продукцию "бензин газовый стабильный, марка БЛ" и передало ее ЗАО "СИБУР-Транс" для доставки в адрес ОАО "Лесохимик": в ноябре 2014 г. весом 485,456 тонн на 7 021 237,51 руб. (л.д.43,49-65 том 2); в марте 2015 г. весом 506,629 тонн на 11 711 671,66 руб. (л.д.188-192 том 2).
Указанное подтверждается актами приемки-передачи выработанной продукции от 30.11.2014 и 31.03.2015, реестрами отгрузок готовой продукции (л.д.3-5, л.д.62-63 том 3), счетами-фактурами от 27.11.2014, 29.11.2014 и 27.03.2015, выставленными ОАО "СИБУР Холдинг" в адрес ОАО "Лесохимик" (грузоотправителем указано ЗАО "СИБУР-Транс"/"Сибур-Химпром"), и товарными накладными от этих же дат (л.д.161-163 том 3).
Вывоз товара за пределы Российской Федерации подтвержден дорожными ведомостями с отметками таможенных органов "выпуск разрешен" 25.11.2014, 26.11.2014 и 26.03.2015 (л.д.135-140 том 3).
Отказывая обществу в освобождении от налогообложения спорных операций, налоговый орган и суд первой инстанции исходят из того, что в указанной ситуации общество (налогоплательщик) экспортером не является, экспортные операции осуществляются между ОАО "СИБУР Холдинг" и ОАО "Лесохимик", а подпункт 4 пункт 1 статьи 183 в данном случае не применим, так как экспорт - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы его таможенной территории и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст.212 Таможенного кодекса Таможенного союза). Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации (ст.2 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Однако налоговым органом и судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29.05.2014 в г. Астана подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (далее - Договор), которым установили в том числе порядок и принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах.
В соответствии со ст.25 данного Договора в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля.
Согласно статье 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к настоящему Договору, который именуется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол).
Для целей данного Протокола экспортом товара признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (раздел I Протокола).
Согласно пункту 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.
Таким образом, как в силу прямого указания в пункте 3 Протокола, так и из смысла Договора (принципа взимания косвенных налогов в стране назначения) налогоплательщик, осуществляющий передачу на территории Российской Федерации произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам, может воспользоваться правом на освобождение от налогообложения, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, и в том случае, если сам не является экспортером подакцизных товаров (экспортером является собственник давальческого сырья), но представил в налоговые органы договор о производстве подакцизного товара с собственником давальческого сырья, а также контракт между собственником давальческого сырья и контрагентом (подпункт 1 пункта 7 статьи 198 НК РФ).
Указанные договоры обществом вместе с декларациями по акцизам представлены.
До вступления в силу Договора (до 01.01.2015) аналогичные нормы устанавливались Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе".
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют позиции, изложенной в письмах Минфина России от 02.12.2015 N 03-07-06/70447 и от 03.12.2015 N 03-07-06/70598, а также решении ФНС России от 05.07.2016, вынесенном по жалобе общества (л.д.113-117 том 1).
Между тем оснований для отмены решения суда и удовлетворения требований налогоплательщика не имеется, поскольку являются правильными доводы налогового органа, поддержанные судом первой инстанции, о непредставлении обществом необходимых документов для освобождения спорных операций от акцизов.
Как уже указано в постановлении, освобождение от уплаты акцизов применяется лишь при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.
Пунктом 4 Протокола предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
В соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 4 статьи 184 настоящего Кодекса, а также возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии, предусмотренной пунктами 2 и 4 статьи 184 настоящего Кодекса, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров (применительно к рассматриваемому случаю также договор с собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, о производстве подакцизного товара);
2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на счет налогоплательщика в российском банке (в редакции, действовавшей до 01.07.2015);
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза
4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов места убытия, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации, с отметками пограничного таможенного органа.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Евразийского экономического союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Следовательно, для подтверждения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик в рассматриваемом случае, помимо указанных выше договоров (представление которых уже установлено судом), должен был представить:
- выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика в российском банке;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
- копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
По результатам камеральных налоговых проверок установлено непредставление обществом заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).
Из представленных в дело заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.04.2015 и 20.05.2015 следует, что налоговый орган Республики Беларусь не подтвердил уплату акцизов контрагентом ОАО "Лесохимик", как и освобождение от налогообложения заявленных операций (л.д.130-144 том 3).
Доводы заявителя о том, что отсутствие отметки об уплате акциза обусловлено освобождением реализации прямогонного бензина от обложения акцизами в Республике Беларусь, отклонены в силу следующего.
На основании пункта 3 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года применяется протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов", подписанный Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Казахстан и Министерство финансов Российской Федерации.
Приложением N 2 к данному протоколу утверждены Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), согласно пункту 1 которых заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика; первый и третий раздел заявления заполняет налогоплательщик (покупатель товаров), второй - налоговый орган. Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются:
в графе 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;
в графе 3 - код товара (10 знаков) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза;
в графе 4 - единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе;
в графе 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в графе 4;
в графах 6 и 7 - стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;
в графе 8 - установленный центральным (национальным) банком государства-члена курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров;
в графе 9 - серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов;
в графе 10 - дата транспортных (товаросопроводительных) документов;
в графе 11 - номер счета-фактуры;
в графе 12 - дата счета-фактуры;
в графе 13 - дата принятия налогоплательщиком товара на учет;
в графе 14 - налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего заявление. Налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю графы 5, если твердые (специфические) ставки акцизов установлены за единицу измерения, указанную в графе 4. В ином случае налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, указывается в единицах измерения с учетом пересчета показателя графы 5 на соответствующие величины, установленные законодательством государства-члена для такого пересчета. По подакцизным товарам, по которым акцизы взимаются иным уполномоченным органом, сумма акцизов, уплаченная в бюджет государства-члена, указывается в графе 19. При этом в графах 14, 16 и 17 проставляется прочерк;
в графе 15 - налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего заявление;
в графах 16, 17 и 18 - налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства-члена. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово "льгота".
в графе 19 - сумма акцизов, рассчитанная Покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 16 (в случае применения твердой (специфической) ставки) либо в графе 17 (в случае применения адвалорной ставки) к налоговой базе, указанной в графе 14;
в графе 20 - сумма НДС, рассчитанная исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.
В нарушение указанных требований графы 14, 16 таблицы в представленных обществом заявлениях от 22.04.2015 и 20.05.2015 не заполнены, об освобождении от налогообложения спорных операций не заявлено.
На это же указано в решении ФНС России от 05.07.2016. Налоговый орган факт освобождения контрагента налогоплательщика от уплаты акцизов отрицает, на неисполнении обществом пункта 4 Протокола настаивает.
С требованием налогового органа об обязательном заполнении раздела 3 суд апелляционной инстанции не согласен, так как он заполняется при реализации товара покупателю через комиссионера, поверенного либо агента. Между тем как НК РФ, так и Протокол придает договорам на переработку давальческого сырья и посредническим договорам (комиссии, поручения, агентирования) разное значения, о чем свидетельствует указание на их представление в разных подпунктах пункта 20 Протокола и абзацах пункта 7 статьи 198 Кодекса.
Однако, поскольку налоговый орган Республики Беларусь не подтвердил уплату акцизов контрагентом ОАО "Лесохимик", как и освобождение от налогообложения заявленных операций, оснований для возврата обществу спорной суммы акцизов не имеется.
Доводы заявителя жалобы о необходимости предоставления ему налоговых вычетов в соответствии с пунктом 14 ст.200 НК РФ отклонены, поскольку, как верно указано налоговым органом, произведенный прямогонный бензин передавался обществом собственнику давальческого сырья не для его дальнейшей переработки, а для последующей реализации на экспорт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ст.110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя. Поскольку заявителем при подаче искового заявления и апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в большем размере, в излишне уплаченной сумме она подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 марта 2017 года по делу N А50-29767/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Сибур-Химпром" (ОГРН 1025901207804, ИНН 5905018998) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1504 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 16.03.2017 N 114161.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29767/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2017 г. N Ф09-5011/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Сибур- Химпром"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ