Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2017 г. N Ф05-6979/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 марта 2017 г. |
Дело N А40-109331/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Ж.В. Поташовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Жубоевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Московского областного УФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2016 по делу N А40-109331/2016, принятое судьей С.О. Ласкиной (33-945),
по заявлению ГКУ МО "Мособлрезерв"
к Московскому областному УФАС России
третьи лица: 1) Комитет по конкурсной политике Московской области,
2) ООО "Ле Голюа"
о признании незаконными и отмене решения и предписания,
при участии:
от заявителя: Иванова А.Д. по дов. от 28.02.2017 N 117/09, Ефимов А.С. по дов. от 21.07.2016 N 534/09;
от ответчика: Аслаханова Т.Х. по дов. от 28.11.2016, Мусаев В.Р. по дов. от 11.10.2016 N 03/ИВ/16161, Махора Е.В. по дов. от 06.12.2016 N 02/се/19032;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Мособлрезерв" (заявитель, ГКУ МО "Мособлрезерв") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Московское областное УФАС России) по делу от 18.04.2016 N 07-24-4398/16.
Определением от 22.07.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по конкурсной политике Московской области и ООО "Ле Голюа".
Решением от 31.10.2016 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения заявителем законодательства о контрактной системе в сфере закупок и, следовательно, незаконности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Не согласившись с решением суда, Московское областное УФАС России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители Комитета по конкурсной политике Московской области и ООО "Ле Голюа", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что судебный акт не подлежит изменению (отмене) на основании следующего.
Как установлено судом на основании материалов дела, в Московское областное УФАС России поступила жалоба участника аукциона ООО "Ле Голюа" на действия ГКУ МО "Мособлрезерв", Комитета по конкурентной политике Московской области при проведении Аукциона на закупку противогазов фильтрующих и дополнительных патронов к ним.
Согласно доводу жалобы, документация об Аукционе содержит требование о наличии формуляра военного представителя Минобороны России, что ограничивает круг участников закупки.
В технической части документации об аукционе Заказчиком установлено, что товар должен быть принят к эксплуатации военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО). При поставке каждая партия товара сопровождается формуляром (или его копией) в двух экземплярах, в котором указывается комплект поставки, основные характеристики товара, заключение ВП МО РФ о соответствии товара требованиям технических условий и годности его для использования по назначению, гарантийные обязательства производителя. Копия формуляра заверяется печатью Производителя. Один экземпляр формуляра передается грузополучателю во время поставки товара, второй экземпляр вкладывается в ящик с поставляемым товаром.
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Ле Голюа" на действия ГКУ МО "Мособлрезерв", Комитета по конкурентной политике Московской области приняла решение от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссией установлено, что требование заказчика (ООО "Ле Голюа") о наличии формуляра военного представителя Минобороны России является избыточным, не предусмотрено ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и, следовательно, действия заказчика, установившего в аукционе указанное требование, нарушают ч. 6 ст. 31 названного федерального закона.
Согласно данному решению:
1. признать жалобу ООО "Ле Голюа" частично обоснованной.
2. признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
4. передать материалы дела от 18.04.2016 N 07-24-4398/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФ АС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании решения от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16 выдано предписание, согласно которому:
1. Оператору электронной площадки в срок 3 рабочих дня с момента получения настоящего Предписания (в том числе посредством электронной почты):
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии в срок 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания (в том числе посредством электронной почты):
- отменить все протоколы, составленные в ходе определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решений от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решений от 18.04.2016 по делу N 07-24-4398/16.
5. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 04.05.2016 представить в Управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте to50@fas.gov.ru
Полагая решение и предписание Московского областного УФАС России от 18.04.2016 незаконными, ГКУ МО "Мособлрезерв" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд обоснованно посчитал соблюденным.
Наличие у антимонопольного органа полномочий на принятие оспариваемых решения и предписания следует из норм ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Положения о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Разработка, производство, реализация и утилизация противогазов гражданских осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, государственными военными стандартами и специальными техническими условиями, а именно:
В соответствии с п. 27 ГОСТ Р 42.0.02-2001. "Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий" использование средств индивидуальной защиты является одним из основных способов защиты населения от воздействия средств нападения противника.
Согласно ГОСТ 31278-2004 "Межгосударственный стандарт. Термины и определения" (приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 09.10.2006 N 2224-ст ГОСТ 31278-2004 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2007) коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения ОМП относятся к продукции военного назначения. Указанный государственный стандарт действует в рамках Межгосударственной системы стандартизации, что указывает на его значимость и главенство по сравнению с ГОСТами, действующими только в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Российским Военным стандартом ГОСТ РВ N 51540-2005 под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а так же работы, выполняемые в интересах обороны. К оборонной продукции также относятся продукция двойного назначения, т.е. продукция, производимая для нужд обороны и гражданских нужд в едином исполнении.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 2 Положения запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" приказами Минэкономразвития России от 27.04.2012, МЧС России от 23.03.2012 N 43-2047-14 утверждены Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. В приложении N 2 "Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения..." указаны противогазы гражданские фильтрующие.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Постановлением Правительства Московской области от 22.11.2012 N 1481/42 "О создании и содержании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны" утверждена Номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
Согласно данной Номенклатуре в состав запасов включаются средства индивидуальной защиты органов дыхания - противогазы фильтрующие типа ГП-7 (В).
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" противогазы гражданские проходят приемку военным Представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаются формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии противогазов техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в формуляре подтверждает пригодность противогазов для использования по назначению (эксплуатации).
Наименование продукции, подлежащей контролю ВП МО РФ, указано в Номенклатуре военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, утвержденной Начальником управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации 27.12.2012. В эту номенклатуру включены гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В.
В силу приведенных требований, заявитель при размещении заказа на поставку противогазов гражданских, устанавливая перечень своих требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам, размерам, упаковке, отгрузке, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого объекта закупки, руководствовался требованиями, установленными в п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также утвержденной Номенклатурой имущества гражданской обороны.
Пунктом 1.1.4.1 Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 установлено, что противогазы, фильтрующие коробки противогазов и оборудование для их обеззараживания включены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959 оборот гражданских противогазов, защищающих от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, так как являются средствами защиты от боевых отравляющих веществ и могут быть применены в целях гражданской обороны для защиты населения от отравляющих веществ.
Для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" созданы военные представительства и утверждено Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.
Противогазы гражданские проходят приемку Военным представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаются формуляром ВП МО РФ.
Таким образом, так как проведение испытаний невозможно без контроля представителя ВП МО РФ, следовательно, подтверждение прохождения испытаний на соответствие ТУ противогаза утверждается непосредственно представителем ВП МО РФ. Печать приемки ОТК ВП МО РФ является единственным подтверждением качества противогаза и его соответствия требованиям безопасности использования. Иные подтверждения качества поставляемой продукции, законом не предусмотрены.
Следовательно, установление в документации об аукционе требования к противогазам, фильтрующим о необходимости наличия заключения ВП МО РФ о соответствии товара требованиям технических условий и его годности для использования по назначению, является законным и обоснованным.
В указанной связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о не соответствии оспариваемого решения и принятого на его основании предписания антимонопольного органа требованиям законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Незаконные решение и предписание нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд приходит к выводу, что они связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2016 по делу N А40-109331/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109331/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2017 г. N Ф05-6979/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГКУ Московской области "Мособлрезерв", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСОБЛРЕЗЕРВ"
Ответчик: УФАС по Московской области, УФАС РОССИИ ПО МО
Третье лицо: Комитет по конкурсной политике МО, Комитет по конкурсной политики, ООО "Ле Голюа", ООО "Навигатор-Т"