г. Москва |
|
14 марта 2017 г. |
дело N А40-157626/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 45 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2016 по делу N А40-157626/16, принятое судьей Шевелёвой Л.А.
по заявлению АО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" (119334, Москва, улица Вавилова, дом 24, корпус 1, ОГРН 1027700002660)
к Межрайонной ИФНС России N 45 по г. Москве (125373, Москва, проезд Походный, домовл. 3, ОГРН 1047796991560)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Тарасевич А.Э. по доверенности от 11.07.2016, Стрельников В.В. по доверенности 11.07.2016, Бушуев С.В. по доверенности от 14.02.2017;
от заинтересованного лица - Грязнов Д.В. по доверенности от 04.08.2016;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2016 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 45 по г. Москве N 09-20/01 от 19.02.2016 о привлечении АО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган не согласился с выводами суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители налогового органа и общества поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией ФНС России N 45 по г. Москве на основании решения от 30.09.2014 N 09/1239 проведена выездная налоговая проверка АО "Гипротрубопровод" по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты всех налогов, кроме налога на прибыль за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки N 09-20/28 от 30.09.2015 (том 2 л.д. 40-58).
19.02.2016 инспекцией, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, вынесено решение N 09-20/01, которым АО "Гипротрубопровод" доначислен налог на имущество за 2013 в размере 66.630 руб., начислены пени в размере 3.648 руб. и штраф в размере 13.326 руб.; предложено уплатить недоимку, пени, штрафы; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (том 2 л.д. 1-39).
Решением УФНС России по г. Москве от 27.04.2016 N 21-19/044800 апелляционная жалоба АО "Гипротрубопровод" на решение Межрайонной инспекции ФНС России N 45 по г. Москве от 19.02.2016 N 09-20/01 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставлена без удовлетворения (том 2 л.д. 134-137).
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых и фактических оснований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что основанием для доначисления налога на имущество, пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о занижении заявителем налоговой базы по налогу на имущество за 2013 в результате неправильного определения кода ОКОФ, амортизационной группы и срока полезного использования (по введенным в эксплуатацию в июле 2012 основным средствам: коммутатор ядра Catalyst 16070016 (инв. 9847), коммутатор ядра Catalyst SMC1607004K (инв. 9848), коммутатор доступа Catalyst FOX1606GKHH (инв. 9846), коммутатор доступа Catalyst FOX1606GU6Х (инв. 9845).
Указанным основным средствам обществом присвоен код ОКОФ 14 3020310 "Устройства управления вычислительными сетями, системами, комплексами и цифровыми электронными машинами", 2-я амортизационная группа в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 и установлен СПИ 36 месяцев.
По мнению инспекции, указанные коммутаторы обеспечивают маршрутизацию (процесс определения маршрута следования информации в сетях связи) пакетов между сегментами сети, относятся к аппаратуре проводной связи оконечной и промежуточной и подлежат отнесению к коду ОКОФ N 14 3222000 "средства кабельной связи и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная" и, соответственно, к 5-й амортизационной группе с СПИ 85 месяцев.
Указанное нарушение, по мнению налогового органа, привело к занижению остаточной стоимости основных средств на первое число каждого месяца и, как следствие, неуплате налога на имущество за 2013 в размере 66.630 руб.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля в порядке ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией назначена техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "ГлавЭксперт"" (ИНН 7716684107).
В соответствии с постановлением о назначении технической экспертизы от 22.12.2015 N 09/1239/Э (том 2 л.д. 80-81), с которым общество ознакомлено 22.01.2016 (том 2 л.д. 75) инспекцией перед экспертом поставлены вопросы об определении в соответствии с "Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1 от 01.01.2002, к какой амортизационной группе относятся приобретенные АО "Гипротрубопровод" коммутаторы ядра: Catalyst WS-C6509-E (инв. 9847), Catalyst WS-C6509-E (инв. 9848), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9845), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9846); в соответствии с "Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1 от 01.01.2002, срок полезного использования коммутаторов ядра: Catalyst WS- С6509-Е (инв. 9847), Catalyst WS-C6509-E (инв. 9848), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9845), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9846).
Согласно постановлению о назначении экспертизы в распоряжение эксперта инспекцией предоставлены договоры с приложениями, дополнениями и спецификациями на приобретение коммутаторов ядра: Catalyst WS-C6509-E (инв. 9847), Catalyst WS-C6509-E (инв. 9848), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9845), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9846) (том 1 л.д. 78-102); акт по определению срока полезного использования объектов основных средств коммутаторов ядра: Catalyst WS-C6509-E (инв. 9847), Catalyst WS-C6509-E (инв. 9848) (т. 1 л.д. 111); акт по определению срока полезного использования объектов основных средств коммутаторов ядра: Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9845), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9846) (том 1 л.д. 112).
Сопроводительным письмом от 22.12.2015 N 09-17/12378 указанные документы направлены в экспертную организацию ООО "ГлавЭксперт" (том 9 л.д. 116-117).
По результатам исследования экспертом подготовлено заключение от 19.01.2016 N 19-01/1/16 (том 2 л.д. 86-92), согласно которому по первому вопросу эксперт пришел к выводу, что коммутаторы ядра: Catalyst WS-C6509-E (инв. 9847), Catalyst WS-C6509-E (инв. 9848), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9845), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9846) относятся к 5 амортизационной группе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"; по второму вопросу - срок полезного использования коммутаторов ядра Catalyst WS-C6509-E (инв. 9847), Catalyst WS-C6509-E (инв. 9848), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9845), Catalyst WS-C4510R+E (инв. 9846) составляет от 84 до 120 месяцев.
Заключение эксперта от 19.01.2016 N 19-01/1/16 положено налоговым органом в основу оспариваемого решения.
Вместе с тем правовая позиция налогового органа является ошибочной, поскольку отнесение коммутаторов (оборудования локальных вычислительных сетей) к электронно-вычислительной технике и 2-й амортизационной группе соответствует законодательству.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании п. 3 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с п. 1.1 раздела 2 Учетной политики АО "Гипротрубопровод" на 2013 год, утвержденной приказом АО "Гипротрубопровод" от 29.12.2012 N 1630, СПИ основных средств определяется исходя из Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 (том 9 л.д. 49-72),
Конкретный код ОКОФ устанавливается согласно Общероссийскому классификатору и СПИ объектов основных средств на основании технических условий и другой технической документации на объект. Ответственность за правильность присвоения кода ОКОФ и установления СПИ возложена на комиссию по приемке основных средств. Для определения срока использования приобретенного основного средства, бывшего в эксплуатации, используются данные о фактическом сроке использования у предыдущих собственников.
Ввод в эксплуатацию объектов основных средств, присвоение кодов ОКОФ, а также определение сроков полезного использования осуществляется постоянно действующей комиссией АО "Гипротрубопровод", созданной приказом от 26.04.2012 N 433 "О создании комиссии по учету основных средств, нематериальных активов и других материальных ценностей", в состав которой входят технические специалисты подразделений, непосредственно занимающиеся эксплуатацией основных средств.
Комиссией с привлечением технических специалистов отдела технической поддержки информационных систем общества, на основании технических условий и технической документации установлено, что спорные коммутаторы относятся к устройствам управления вычислительными сетями, системами, комплексами и цифровыми электронными машинами, определен код ОКОФ 14 3020310 согласно Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, включаемый во 2-ю амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно), и установлен СПИ 36 месяцев, что зафиксировано в актах о приеме-передаче групп объектов основных средств (форма ОС-1б) N 321-322, 323-324 от 02.07.2012 и актах по определению срока полезного использования объектов основных средств.
При этом комиссией учтено, что коммутаторы ядра (инв. номера 9847 и 9848) согласно техническим характеристикам используются в локальных вычислительных сетях общества в качестве ядра сети. Основная функция ядра сети - это маршрутизация трафика между сегментами сети. Оба коммутатора ядра объединены в одно логическое устройство (кластер) для обеспечения максимальной отказоустойчивости, так как в случае потери уровня ядра ЛВС становится не маршрутизируемой, то есть полностью неработоспособной.
Коммутаторы доступа (инв. номера 9846 и 9845) используются в ЛВС общества для подключения оконечных устройств пользователей (компьютеров, принтеров и т.д.). При подключении сетевого устройства в ЛВС на коммутаторах доступа происходит аутентификация и авторизация сетевого устройства и выполняются управляющие действия по получению доступа устройством в сеть (разрешение, блокировка, перевод в гостевую сеть).
Таким образом, коммутаторы доступа, так же, как и коммутаторы ядра, отнесены к категории сетевое оборудование локальных вычислительных сетей (код ОКОФ 14 3020000), к подкатегории устройства управления вычислительными сетями, системами, комплексами и цифровыми электронными машинами (код ОКОФ 14 3020310), так как данными устройствами осуществляются функции проверки и управления при подключении устройств к ЛВС общества.
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, ко 2-й амортизационной группе относится техника электронно-вычислительная (код ОКОФ 14 3020000), включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним, серверы различной производительности, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, системы хранения данных, модемы для локальных сетей, модемы для магистральных сетей.
Заявителем указано на некорректность классификации налоговым органом коммутаторов как "аппаратуры проводной связи оконечной и промежуточной" (код ОКОФ 14 3222000).
По мнению инспекции, рассматриваемые основные средства относятся к 5-ой амортизационной группе, поскольку они обеспечивают маршрутизацию (процесс определения маршрута следования информации в сетях связи) пакетов между сегментами сети и являются аппаратурой проводной связи оконечной и промежуточной (код ОКОФ 14 3222000).
Вместе с тем, инспекцией не учтено, что согласно ОК 013-94 к коду ОКОФ 14 3222000 относятся средства кабельной связи и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная, в составе, которого отсутствуют подклассы/виды для устройств, обеспечивающих маршрутизацию в сетях связи, при этом присутствует ряд подклассов/видов устройств, обеспечивающих коммутацию в телефонных и телеграфных сетях (коммутаторы телефонные ручные, станции телеграфные коммутационные, оборудование телеграфное коммутационное, средства коммутации, оборудование коммутации местных телефонных сетей, оборудование коммутации сообщений местной телеграфной сети связи).
Термин "маршрутизация" используется в локальных вычислительных сетях и глобальной сети Интернет и основан на использовании программируемых маршрутизируемых протоколов, таких как: IP, IPX, Xerox Network System, AppleTalk. Маршрутизация в сетях выполняется специальными программно-аппаратными средствами - маршрутизаторами; в простых конфигурациях может выполняться также компьютерами общего назначения. Таким образом, устройства, поддерживающие маршрутизацию пакетов, следует классифицировать как техника электронно-вычислительная, т.к. для определения маршрута следования пакета используются вычислительные (процессорные) мощности и специальные алгоритмы (протоколы) вычисления оптимального маршрута (BGP, OSPF, RIP и т.п.).
Классифицировать спорные основные средства как "аппаратура проводной связи" необоснованно, так как устройства проводной связи осуществляют передачу электрических или оптических сигналов на расстояние на физическом уровне. Напротив, оборудование локальных вычислительных сетей (в том числе коммутаторы) осуществляет передачу данных и сетевое взаимодействие в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем (Сетевая модель OSI, open systems interconnection basic reference model).
В Государственном стандарте Российской Федерации в области информационных технологий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1-99) определена эталонная модель взаимосвязи открытых систем и семь уровней базовой эталонной модели и протоколы равноправных логических объектов.
В локальных вычислительных сетях общества в качестве протокола сетевого взаимодействия используется стек протоколов TCP/IP.
Стек протоколов TCP/IP это набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет. Название TCP/IP происходит из двух протоколов семейства - Transmission Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP). Протоколы работают друг с другом в стеке - это означает, что протокол, располагающийся на уровне выше, работает "поверх" нижнего, используя механизмы инкапсуляции. Протокол TCP работает поверх протокола IP.
Протоколы TCP/IP включают в себя четыре уровня указанной базовой эталонной модели и является независимым от физической среды передачи данных: прикладной уровень, транспортный уровень, сетевой уровень, уровень звена данных.
Таким образом, если сетевое устройство обеспечивает сетевое взаимодействие на уровне 2 и выше эталонной модели, его следует классифицировать как сетевое оборудование локальных вычислительных сетей (код ОКОФ 14 3020000). Устройства, обеспечивающие сетевое взаимодействие не выше уровня 1 (физический уровень) можно классифицировать как аппаратура проводной связи оконечной и промежуточной (код ОКОФ 14 3222000).
Оборудование 1 уровня не используется в ЛВС предприятий, так как не обеспечивает достаточного уровня управления, информационной безопасности и производительности. Сфера применения данного оборудования - поставщики услуг связи, провайдеры сети Интернет и локальные сети общего доступа с отсутствием контроля и авторизации подключаемых к сети устройств и пользователей.
Современные ЛВС предприятий строятся на основе сетевого оборудования, способного обеспечивать сетевое взаимодействие на 2-4 уровне эталонной модели.
Модульные коммутаторы Cisco Catalyst серий 4500 и 6500 предлагают возможности неблокируемой коммутации 2-4 уровня для крупных корпоративных сетей, сетей предприятий малого и среднего бизнеса и городских сетей Metro Ethernet. Cisco Catalyst серии 4500 позволяет охватить функциями контроля граничные сегменты сети благодаря интеллектуальным сетевым сервисам и обладает такими преимуществами, как предсказуемая производительность, развитые средства безопасности и интегрированный механизм обеспечения отказоустойчивости - как на программном, так и на аппаратном уровнях.
Коммутаторы Cisco Catalyst 16070016 (инв. 9847) и Catalyst SMC1607004K (инв. 9848) используются в ЛВС Общества в качестве ядра сети. Основная функция ядра сети - это маршрутизация трафика между сегментами сети. Маршрутизация обеспечивается на 3 (сетевом) уровне эталонной модели, поэтому в качестве устройств уровня ядра применяются исключительно оборудование ЛВС третьего уровня эталонной модели (L3). Коммутаторы Cisco Catalyst 16070016 (инв. 9847) и Catalyst SMC1607004K (инв. 9848) укомплектованы двумя супервизорами и объединены в одно логическое устройство (кластер) для обеспечения максимальной отказоустойчивости, так как в случае потери уровня ядра ЛВС становится не маршрутизируемой, то есть полностью неработоспособной.
Таким образом, коммутатор ядра Catalyst 16070016 (инв. 9847); коммутатор ядра Catalyst SMC1607004K (инв. 9848) отнесены к категории сетевое оборудование локальных вычислительных сетей (код ОКОФ 14 3020000), как обеспечивающие маршрутизацию и коммутацию сетевых пакетов между сегментами ЛВС Общества на 3 (сетевом) уровне эталонной модели взаимодействия открытых систем, к подкатегории устройства управления вычислительными сетями, системами, комплексами и цифровыми электронными машинами (код ОКОФ 14 3020310) так как данными устройствами осуществляется централизованное управление таблицами маршрутизации сегментов ЛВС Общества, при одновременном выключении обоих устройств, связность сегментов сети нарушается, сеть становится полностью неработоспособной.
Коммутатор доступа Catalyst FOX1606GKHH (инв.9846); коммутатор доступа Catalyst FOX1606GU6Х (инв.9845) используются в ЛВС общества в качестве коммутаторов доступа для подключения оконечных устройств пользователей. При подключении сетевого устройства к ЛВС на коммутаторах доступа происходит аутентификация и авторизация сетевого устройства и выполняются управляющие действия по получению доступа устройством в сеть (разрешение, блокировка, перевод в гостевую сеть).
Как указал заявитель, локальная вычислительная сеть общества, включающая рассматриваемые коммутаторы, разработана в 2005 и эксплуатируется по настоящее время в головном здании АО "Гипротрубопровод" по адресу Москва, улица Вавилова, дом 24, корпус 1.
Таким образом, коммутатор доступа Catalyst FOX1606GKHH (инв.9846); коммутатор доступа Catalyst FOX1606GU6Х (инв. 9845) отнесены к категории сетевое оборудование локальных вычислительных сетей (код ОКОФ 14 3020000), как обеспечивающие подключение и коммутацию сетевых пакетов оконечных устройств на 3 (сетевом) уровне эталонной модели взаимодействия открытых систем (определяет IP адрес устройства), к подкатегории устройства управления вычислительными сетями, системами, комплексами и цифровыми электронными машинами (код ОКОФ 14 3020310) так как данными устройствами осуществляются функции проверки и управления при подключении устройств к ЛВС общества.
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, ко 2-й амортизационной группе относится техника электронно-вычислительная (ОКОФ 14 3020000), включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним, серверы различной производительности, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, системы хранения данных, модемы для локальных сетей, модемы для магистральных сетей.
Доказательств необоснованности отнесения спорных основных средств к технике электронно-вычислительной, включающей сетевое оборудование локальных вычислительных сетей (код ОКОФ 14 3020310, класс 14 3020000), инспекцией не представлено.
Вместе с тем, инспекция, переквалифицируя спорное оборудование как "средства кабельной связи и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная", на Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" никак не ссылается и понятия данного Закона не использует.
Отношения, связанные с созданием и эксплуатацией средств связи, сетей связи и сооружений связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ средства связи включают в себя технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
К сетям связи относится технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой.
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ предусмотрено, что линии связи представляют собой линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
В соответствии с п. 27 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Из материалов дела следует, что АО "Гипротрубопровод" не оказывает услуг связи и не обеспечивает эксплуатацию сетей связи, а эксплуатация коммутаторов ядра и коммутаторов доступа Catalyst к данному виду деятельности не относится и под регулирование Закона о связи не подпадает.
Таким образом, классификация заявителем спорного оборудования, как "сетевое оборудование локально-вычислительных сетей", а не "средства кабельной связи и аппаратура проводной связи" обоснована.
Инспекцией не определен конкретный код ОКОФ (имущество, относящееся к классу 14 3222000, в зависимости от вида может относиться к 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й амортизационным группам).
В соответствии с ОКОФ объектами классификации являются основные фонды.
Группировки объектов в ОКОФ образованы по признаку назначения, связанному с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Группировки объектов в ОКОФ до уровня подклассов построены по иерархическому методу классификации, а на уровне видов использованы фасеты (перечни) с привязкой их к нижнему уровню иерархической структуры классификатора - к подклассам в пределах выделенного для данного подкласса интервала кодов.
Вид обеспечивает детализацию объектов классификации, необходимую для выполнения учетных функций, без перехода на конкретные типы объектов.
С целью определения срока полезного использования и амортизационной группы каждой единице основных средств необходимо присвоить код ОКОФ, соответствующий нижнему уровню классификационного деления.
В заключении эксперта от 19.01.2016 N 19-01/1/16 код ОКОФ спорных основных средств не установлен.
В оспариваемом решении инспекция самостоятельно установила только класс объекта основных средств - 14 3222000, без определения подкласса и вида, что не позволяет определить СПИ и амортизационную группу. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, имущество, относящееся к классу с кодом ОКОФ 14 3222000, в зависимости от вида может относиться к 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й амортизационным группам.
При этом в оспариваемом решении отсутствует обоснование отнесения основных средств именно к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) и установления СПИ - 85 месяцев.
Заключение эксперта N 19-01/1/16 от 19.01.2016, положенное инспекцией в основу оспариваемого решения, не соответствует требованиям действующего законодательства, является недопустимым доказательством, и не опровергает доводов налогоплательщика, ввиду следующего.
Эксперт, проводивший экспертизу, не предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Сопроводительное письмо от 22.12.2015 N 09-17/12378 в ООО "ГлавЭксперт" (том 9 л.д. 116-117), на которое ссылается инспекция, не является предупреждением об ответственности конкретного эксперта, проводившего экспертизу. Иных доказательств предупреждения эксперта об ответственности инспекцией не приведено.
Перед экспертом инспекцией поставлены исключительно вопросы правового характера, об определении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1 от 01.01.2002 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", к какой амортизационной группе относятся приобретенные АО "Гипротрубопровод" коммутаторы и срока их полезного использования. Вопросы технического характера, в частности, об отнесении коммутаторов к электронно-вычислительной технике либо объектам системы связи, эксперту не задавались.
Следует учитывать, что осмотр предмета исследования (коммутаторов) экспертом не проводился.
Согласно постановлению о назначении технической экспертизы от 22.12.2015 N 09/1239/Э, техническая документация эксперту не передавалась, соответственно, им не анализировалась. Эксперту предоставлены только договоры на приобретение коммутаторов и акты по определению срока полезного использования, на основе которых невозможно сделать выводы относительно "характеристик, выполняемых задач и функций" коммутаторов.
Выводы эксперта носят предположительный характер.
Кроме того, в заключении эксперта от 19.01.2016 приведены устаревшие ГОСТ, в которых отсутствует само понятие "маршрутизация", на основании которого эксперт делает свои выводы и на которое ссылается налоговый орган в Решении.
Указанные нарушения не позволяют считать экспертное заключение надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность позиции налогового органа.
При этом до вынесения инспекцией решения, общество в возражениях на постановление о назначении технической экспертизы (том 2 л.д. 83-85), представленных в инспекцию 20.01.2016, а также в возражениях на заключение эксперта (том 2 л.д. 105-113), представленных в инспекцию 18.02.2016, указывало на допущенные нарушения при назначении и производстве экспертизы, что осталось без внимания налоговым органом.
Таким образом, спорным основным средствам правомерно присвоен код ОКОФ 14 3020310 "Устройства управления вычислительными сетями, системами, комплексами и цифровыми электронными машинами", с включением во 2-ю амортизационную группу.
С учетом указанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что инспекцией не доказаны обстоятельства, изложенные в оспариваемом решении.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2016 по делу N А40-157626/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157626/2016
Истец: АО "Институт по проектированию Магистральных Трубопроводов", АО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 45 по г. Москве, МИФНС России N 45, ФНС России N 45