г. Красноярск |
|
28 апреля 2017 г. |
Дело N А33-29760/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Альтера"): Невредимова О.В.,
директор; Половинкина А.В., представителя по доверенности от 03.08.2016,
от ответчика (департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Овчинникова М.П., представителя по доверенности
от 14.11.2016 N 141
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтера"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" февраля 2017 года по делу N А33-29760/2016, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альтера" (ИНН 2460238415, ОГРН 1122468029078, г. Красноярск, далее - заявитель, общество, ООО "Альтера") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - ответчик, Департамент) о признании отказа от 30.09.2016 N 27544-ГИ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48 в аренду незаконным; об обязании направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48 сроком на 49 лет для целей эксплуатации производственной базы.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "20" февраля 2017 года обществу с ограниченной ответственностью "Альтера" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обществу с ограниченной ответственностью "Альтера" из федерального бюджета возвращено 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.12.2016 N 52.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнении к ней, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что ни Департамент, ни суд первой инстанции в своем решении не указали основания отказа, предусмотренные статье 39 Земельного кодекса Российской Федерации; при этом Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, утвержденный распоряжением администрации г.Красноярска от 28.01.2013 N 8-р, при подаче заявления о предоставлении муниципального земельного участка не предусматривает приложение документов, обосновывающих испрашиваю площадь земельного участка; Департамент в своем отказе и вследствие за ним суд первой инстанции в решении не обосновали расчетами, в чем выразилось несоразмерность испрашиваемой площади земельного участка при том, что обязанность доказывания соответствующего обстоятельства лежит на ответчике; суд первой инстанции не дал оценку представленному обществом в материалы дела техническому заключению, подготовленному муниципальным предприятием "Проектный институт "Красноярск проект".
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.05.2016 по делу N А33-26062/2015 установлены следующие обстоятельства:
"На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 29.12.2007 N 552-ж между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Капитал
Премиум" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 01.02.2008 N 170, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:03 00 302:0048, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, для использования в целях строительства производственной базы с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 19 966 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок аренды участка устанавливается с 29.12.2007 по 28.12.2010 (пункт 2.1 договора).
Договор, заключенный на срок более одного года, вступает в силу с даты его государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (пункт 2.2 договора).
Договор аренды земельного участка от 01.02.2008 N 170 зарегистрирован в ЕГРП 20.02.2008, номер регистрации 24-24-01/043/2008-309.
Передачу арендованного земельного участка стороны оформили актом приема-передачи, согласно которому дата фактической передачи земельного участка во владение и пользование 29.12.2007.
Дополнительным соглашением от 12.05.2012 N 2377, зарегистрированным в ЕГРП 22.05.2012, срок действия договора аренды земельного участка от 01.02.2008 N 170 продлен по 28.12.2014.
23.05.2012 между ООО "Капитал Премиум" (арендатор) и ООО "АЛЬТЕРА" (новый арендатор) подписан договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01.02.2008 N 170.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 23.10.2014 N 2175-арх срок предоставления земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:48 продлен до 29.12.2017.
Дополнением от 28.07.2015 N 6756 срок действия договора аренды земельного участка от 01.02.2008 N 170 продлен по 28.12.2017.
24.08.2012 Администрацией города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕРА" выдано разрешение N 31-9844 на строительство объекта: "Производственная база по ул. 2-я Брянская" с инженерным обеспечением в составе: Административное здание общей площадью 818,03 кв.м., контрольно-пропускной пункт общей площадью 6,35 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, сроком действия до 24.07.2013.
08.10.2013 Администрацией города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕРА" выдано разрешение N 31-9844 на строительство объекта: "Производственная база по ул. 2-я Брянская" с инженерным обеспечением в составе: Административное здание общей площадью 818,03 кв.м., контрольно-пропускной пункт общей площадью 6,35 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, сроком действия до 02.12.2014.
03.02.2014 Администрацией города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕРА" выдано разрешение N 31-9844 на строительство объекта: "Производственная база по ул. 2-я Брянская" с инженерным обеспечением в составе: офисное здание общей площадью 105,63 кв.м., контрольно-пропускной пункт общей площадью 105,63 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2- я Брянская, сроком действия до 02.12.2014.
10.09.2014 Администрацией города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬТЕРА" выдано разрешение N 31-9844 на строительство объекта: "Производственная база по ул. 2-я Брянская" с инженерным обеспечением в составе: офисное здание общей площадью 105,63 кв.м., контрольно-пропускной пункт общей площадью 105,63 кв.м., 1 этап строительства - контрольно-пропускной пункт; 2 этап строительства - офисное здание, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, сроком действия до 02.12.2014.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 02.12.2014 N 6133-недв офисному зданию, расположенному по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-й Брянской присвоен адрес: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская, 46; контрольно-пропускному пункту, расположенному по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-й Брянской присвоен адрес: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская, 46, строение 1.
Письмом от 16.03.2015 N 538-ек Департамент градостроительства администрации города Красноярска отказал ООО "АЛЬТЕРА" в продлении срока действия разрешения на строительство "Производственная база по ул. 2-я Брянская с инженерным обеспечением" по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, в связи с необходимостью предоставления обществом откорректированного проекта организации строительства с обоснованием сроков продолжительности строительства (необходимо указать общую продолжительность строительства объекта от первоначальной даты выдачи разрешения на строительство).
По результатам рассмотрения обращения ООО "Альтера" о внесении изменений в краткие проектные характеристики объекта и о продлении срока действия разрешения от 02.10.2008 N 31-9844 на строительство объекта капительного строительства "Производственная база по ул. 2-я Брянская с инженерным обеспечением" по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская", письмом от 21.05.2015 N 1019-ек Департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил заявителю, что для принятия решения о рассмотрении вопроса о внесении изменений в краткие проектные характеристики объекта и о продлении срока действия указанного разрешения на
строительство необходимо представить действующие правоустанавливающие документы на земельный участок.
Письмом от 04.09.2015 N 01/4287-дг Департаментом градостроительства администрации города Красноярска отказано во внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства "Производственная база по ул. 2-я Брянская" в связи с необходимостью представления всех откорректированных разделов проектной документации.
Письмом от 13.10.2015 N 01/4952дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска отказал ООО "АЛЬТЕРА" в продлении и внесении изменений в разрешение от 02.10.2008 N 31-9844 на строительство объекта капитального строительства "Производственная база по ул. 2-я Брянская с инженерным обеспечением" по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская" кадастровый номер земельного участка 24:50:0300302:48, в части проектных характеристик офисного здания, поскольку согласно письму департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 06.10.2015 N 7523-ДМИиЗО, в связи с окончанием срока действия договора аренды земельного участка от 01.02.2008 N 170, ООО "АЛЬТЕРА" направлено уведомление от 30.09.2014 исходящий номер 37814 о прекращении договорных отношений.
Согласно техническому плану здания от 27.10.2015, подготовленному ООО "Меридиан", общая площадь офисного здания по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская, д. 46, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48, составляет 51 кв.м.
В материалы дела представлена проектная документация "Производственная база г. Красноярск, Центральный район, по ул. 2-я Брянская, 46" N 40397, подготовленная Красноярским филиалом ОАО "Гипрогеолстрой" (раздел 1 "Пояснительная записка", раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", раздел 3 "Архитектурные решения", раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения", раздел 6 "Проект организации строительства (1 и 2 этапы)", раздел 6 "Проект организации строительства (1 и 2 этапы, корректировка)"); экспликация здания по адресу: г. Красноярск, Центральный район, по ул. 2-я Брянская, 46.
Согласно техническому заключению от 01.12.2015 N 4169-52/15, подготовленному АО "Гражданпроект", нежилое здание, расположенное по ул. 2-я Брянская, 46 Центрального района г. Красноярска является объектом капитального строительства и относится к сооружению класса КС - 2 с нормальным уровнем ответственности в соответствии с приложением А к ГОСТу 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований.
Основные положения"; техническое состояние всех основных несущих и ограждающих конструкций вновь возведенного нежилого здания оценивается в соответствии с ГОСТ 31937- 2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" п. 3.11, как работоспособное и они могут быть использованы по своему назначению, при работоспособном состоянии эксплуатация конструкций при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений; качество строительно-монтажных работ, примененные материалы при строительстве, несущая способность и устойчивость строительных конструкций, тепловлажностный режим соответствуют действующим строительным нормам и правилам (СНиП), сводам правил (СП), обеспечивают дальнейшую безопасную эксплуатацию нежилого здания по ул. 2-я Брянская, 46 г. Красноярска по своему назначению и не создают угрозу жизни и здоровью, находящимся в нем гражданам.
Согласно заключению от 10.12.2015 N 5364, подготовленному ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае", нежилое здание офисного помещения ООО "АЛЬТЕРА" по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 2-я Брянская, 46 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Заключением от 16.11.2015, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "КАРО" установлено, что представленный на экспертизу объект, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, 46 соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и может эксплуатироваться как нежилое здание при условии соблюдения норм и правил пожарной безопасности в процессе эксплуатации объекта".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.05.2016 по делу N А33-26062/2015 за обществом с ограниченной ответственностью "Альтера" на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации признано право собственности на офисное здание площадью 51 кв.м., находящееся по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 2-я Брянская, 46, построенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300302:48. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.07.2016 NN 90-22275099, N 90-22275021, от 08.09.2016 NN 90-24395901, 90-24395876 ООО "Альтера" на праве собственности принадлежат нежилое здание площадью 98,6 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300302:312, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 2-я, д. 46, стр.1, и офисное нежилое задние площадью 51 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300302:353, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 2-я, д. 46.
05.09.2016 ООО "Альтера" обратилось к Заместителю Главы города - руководителю
департамента муниципального имущества и земельных отношений с заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300305:48 площадью 19966 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, без проведения торгов на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской
Федерации в аренду на 49 лет под размещение производственной базы. Заявителем сообщены сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке: офисное здание, кадастровый номер 24:50:0300302:353, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 2-я, д. 46, нежилое здание (КПП), 24:50:0300302:312, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 2-я, д. 46, стр.1.
Письмом от 30.09.2016 N 27544-ги департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300305:48, поскольку по результатам визуального обследования земельного участка департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска установлено, что на испрашиваемом участке кроме двух нежилых одно и двухэтажных зданий, расположены антенно-мачтовое сооружение, металлическая трансформаторная подстанция, правоустанавливающие документы на которые не представлены; представленное сообщение об объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке содержит информацию только о двух объектах - нежилые здания (кадастровые номера 24:50:0300302:353, 24:50:0300302:312), принадлежащие обществу на праве собственности, информация и документы на объект антенно-мачтового сооружения, здание металлической трансформаторной подстанции, также расположенные на испрашиваемом участке, отсутствуют; площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48 составляет 19966,0 кв.м, большая часть территории земельного участка не занята объектами недвижимости, что не соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства; обществом не подтверждены правовые основания для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48 в испрашиваемых границах в целях размещения нежилого здания.
Обществом в материалы дела представлено техническое заключение от 23.09.2016, подготовленное МП "Проектный институт "Красноярскгорпроект", согласно которому:
1. размещение объектов производственной базы выполнено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48, приняты с учетом существующего рельефа, местности, окружающей застройки, в соответствии с требованиями нормативной документации;
2. конфигурация и площадь земельного участка соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
3. показатель минимальной плотности застройки земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48 составляет 58%;
4. земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300302:48, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район ул. 2-я Брянская имеет вид разрешенного использования - место размещения производственной базы. Складирование и хранение на данном земельном участке строительных материалов, металла и оборудования соответствует нормам отвода для данного вида деятельности. Таким образом, передача в собственность земельного участка (19966 кв.м) для использования его по целевому назначению считается обоснованной.
Лицами, участвующими в деле, представлены экземпляры проектной документации.
Ссылаясь на то, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Альтера" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель оспаривает ненормативный правовой акт - отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, выраженный в письме 30.09.2016 N 27544-ги, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48 в аренду.
Заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением 28.12.2016, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем по делу не пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что предоставление в аренду земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества собственникам соответствующего имущества, осуществляется с учетом фактического землепользования. При этом общество в рассматриваемом случае не обосновало необходимость предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:48 площадью 19666 кв.м для обслуживания объектов недвижимости, расположенных на части испрашиваемого земельного участка, общей площадью 149,6 кв.м..
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В указанной норме закреплен еще один принцип, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300302:0048, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, был предоставлен для использования в целях строительства производственной базы с инженерным обеспечением, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 19 966 кв.м. Заявителем было получено разрешение от 03.02.2014 N 31-9844 на строительство объекта: "Производственная база по ул. 2-я Брянская" с инженерным обеспечением в составе: офисное здание общей площадью - 105,63 кв.м, контрольно-пропускной пункт общей площадью 105,63 кв.м.
28.07.2016 за заявителем зарегистрировано право собственности на нежилое здание площадью 98,6 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300302:312, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 2-я, д. 46, стр.1, и офисное нежилое задние площадью 51 кв.м, кадастровый номер 24:50:0300302:353, расположенное по адресу: г.Красноярск, ул.Брянская, 2-я, д. 46.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно части 3 указанной статьи собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В силу части 4 названной статьи отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, по общему правилу проводится вместе с земельным участком.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии со статьей 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 9 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Статья же 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в свою очередь закрепляет исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду за гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьями 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется аренда земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с положениями статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации, иных правил, определенных в статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает.
Таким образом, из анализа приведенные выше норм действующего законодательства следует, что предоставление в собственность земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества собственникам соответствующего имущества, осуществляется с учетом фактического землепользования.
Собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением в собственность земельного участка, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере.
Как следует из материалов дела заявителю на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 24:50:030030248 площадью 19966 кв.м принадлежат следующие объекты:
- согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.09.2016 N 90-24395876 - нежилое здание по адресу г. Красноярск ул. 2-я Брянская, 46 площадью 51 кв.м.;
- согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.07.2016 N 90-24395901 - нежилое здание по адресу г. Красноярск ул. 2-я Брянская, 46 строение 1 площадью 98.6 кв.м.
Объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, не зарегистрированы как единый имущественный комплекс (производственная база).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на представленное в материалы дела технического заключения от 23.09.2015 подготовленное муниципальным предприятием "Проектный институт "Красноярскгорпроект" неправомерна, поскольку данное заключение в Департамент при подаче заявления от 05.09.2016 N 17606-ги не предоставлялось, в связи, с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при подаче заявления общество не обосновало необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимости в заявленных целях.
Поскольку правовые обоснования вышеуказанных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность (ст.ст.39.20, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), установленные судом, были определены Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в качестве оснований оспариваемого отказа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания его противоречащим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушающим права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сам факт нахождения на земельном участке опоры антенно-мачтового сооружения, металлической трансформаторной подстанции в силу положений части 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не является препятствием для предоставления в собственность земельного участка, так как в данном случае Департамент был обязан установить принадлежность сооружения и подстанции иным лицам, а также указать на наличие конкретных препятствий, которые создает наличие данных объектов на и спрашиваемом земельном участке для его использования.
Согласно части 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 5 Перечня N 1300 к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, в силу приведенных выше норм действующего законодательства наличие на испрашиваемом земельном участке опоры линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, не является препятствием для предоставления в собственность соответствующего земельного участка.
Департамент в оспариваемом отказе не указал класс напряженности размещенной на испрашиваемом земельном участке трансформаторной подстанции.
В оспариваемом отказе антенно-мачтовое сооружение является мобильной антенной опорой - временным объектом некапитального характера, без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению и земельному участку.
Кроме того, Департамент, ссылаясь в оспариваемом отказе на положения статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, не обосновал и документально не подтвердил, что трансформаторная подстанция и мобильная антенная подпадает под понятие "здание, сооружение", т.е. является объектом капитального строительства.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, департамент не установил принадлежность данных объектов иным лицам, нарушение прав третьих лиц предполагаемым предоставлением испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю, не указал на конкретные препятствия, которые создает наличие данного объекта на испрашиваемом земельном участке для его использования.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы Департамента о том, что согласно сведениям департамента на испрашиваемом земельном участке расположена антенно-мачтовое сооружение, металлическая трансформаторная подстанция, которая нарушает прав третьих лиц; наличие на испрашиваемом земельном участке антенно-мачтового сооружения, металлической трансформаторной подстанция является препятствием для его предоставления.
Однако данное обстоятельство не повлияло на вывод суда о правомерности отказа ответчика в предоставлении спорного земельного участка заявителю, по основаниям, связанным с несоразмерностью испрашиваемой площади земельного участка площади расположенных на нем строений.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "Альтера" и уплачены им при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края "20" февраля 2017 года по делу N А33-29760/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29760/2016
Истец: ООО "Альтера", Представитель: Половинкин А.В.
Ответчик: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска