Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2017 г. N Ф03-1410/17 настоящее постановление отменено
г. Владивосток |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А51-23047/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.В. Гудковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-945/2017
на решение от 26.12.2016
судьи Назметдиновой Р.Б.
по делу N А51-23047/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько" (ИНН 2540007519, ОГРН 1022502263343, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.08.2002)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании незаконным решения об исключении общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько" из реестра владельцев складов временного хранения, оформленное приказом от 27.09.2016 N 843,
при участии:
от Владивостокской таможни: Тополенко Д.В. по доверенности от 16.08.2016 N 212 сроком действия до 15.08.2017, личность установлена по служебному удостоверению;
от ООО "Дальневосточная компания "Далько": Соколов А.Е. по доверенности от 11.01.2016 сроком действия по 20.01.2018, личность установлена по паспорту,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько" (далее - ООО "Далько", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) об исключении ООО "Дальневосточная компания "Далько" из реестра владельцев складов временного хранения, оформленное приказом от 27.09.2016 N 843.
Решением 26.12.2016 суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение таможни об исключении ООО "Дальневосточная компания "Далько" из реестра владельцев складов временного хранения, оформленное приказом от 27.09.2016 N 843.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы таможенный орган указывает, на то, что в результате осмотра склада временного хранения (далее - СВХ), принадлежащего ООО "Далько", выявлено неисполнение владельцем СВХ ООО "Далько" требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, установленных статьей 71 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), в связи с чем таможня приняла решение об исключении ООО "Далько" из реестра владельцев складов временного хранения.
Представитель таможенного органа доводы жалобы поддержал в судебном заседании в полном объеме.
В судебном заседании представитель общества по доводам апелляционной жалобы возразил, по основаниям, изложенным в приобщенном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "Дальневосточная компания "Далько" 15 августа 2012 года было включено Владивостокской таможней в реестр владельцев складов временного хранения, в подтверждение чего было выдано свидетельство N 10702/010212/10167/3.
В качестве СВХ используются здания-хранилища и открытая площадка, находящиеся во владении ООО "Дальневосточная компания "Далько" на основании договора аренды N 21521 от 15.12.2015.
22 сентября 2016 года Владивостокской таможней был проведен таможенный осмотр помещений и территории СВХ ООО "Далько", по результатам которого был составлен Акт таможенного осмотра помещений и территорий от 22.09.2016 N 17-66/13.
В ходе таможенного осмотра таможенным органом были установлены нарушения, которые явились основанием для исключения ООО "Дальневосточная компания "Далько" из реестра владельцев складов временного хранения.
27.09.2016 Владивостокской таможней на основании Акта от 22.09.2016 N 17-66/13 было принято решение об исключении заявителя из реестра владельцев складов временного хранения (приказ Владивостокской таможни N 843 от 27.09.2016 "Об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения ООО "Дальневосточная компания "Далько") в связи с несоблюдением владельцем СВХ требований к обустройству и оборудованию СВХ, повлекших за собой невозможность обеспечения сохранности товаров, невозможность доступа к ним посторонних лиц.
Не согласившись с решением таможенного органа об исключении заявителя из реестра владельцев складов временного хранения, выраженного в приказе Владивостокской таможни N 843 от 27.09.2016 "Об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения ООО "Дальневосточная компания "Далько", посчитав, что данное решение нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 167 ТК ТС временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения. Статьей 168 ТК ТС определено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 ТК ТС условием включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения является нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным статьей 71 Закона N 311-ФЗ.
Согласно подпункту 2 статьи 25 ТК ТС владелец склада временного хранения исключается из реестра владельцев складов временного хранения за несоблюдение обязанностей, предусмотренных подпунктами 1 - 5, 7 и 8 статьи 26 ТК ТС.
В соответствии со статьей 26 ТК ТС владелец склада временного хранения обязан:
1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при временном хранении товаров;
2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения;
3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
5) выполнять требования таможенных органов, в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
6) в случае прекращения функционирования склада временного хранения в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения о таком решении;
7) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьей 172 настоящего Кодекса;
8) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.
Согласно части 4 статьи 69 Закона N 311-ФЗ владелец склада временного хранения исполняет обязанности, предусмотренные статьей 26 ТК ТС.
Проведенный таможенным органом осмотр объектов СВХ ООО "Далько" выявил не выполнение требований по обустройству и оборудованию СВХ, установленных статьей 71 Закона N 311-ФЗ, повлекших за собой невозможность обеспечения сохранности товаров, невозможность обеспечения исключения доступа к ним посторонних лиц.
Так, частью 2 статьи 71 Закона N 311-ФЗ закреплено, что к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Кроме того, согласно части 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляется требование о наличии обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам (пункт 3); о наличии ограждения прилегающей территории, указанной в части 2 настоящей статьи (пункт 4), о наличии контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения (пункт 8).
В ходе проведенной проверки таможенным органом было установлено следующее.
Асфальтовое покрытие открытой площадки и прилегающей территории, предназначенной для стоянки транспортных средств с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита, частично пришло в негодность: имеются ямы, неровности, на некоторых участках твердое асфальтовое покрытие отсутствует. Территория, предназначенная для стоянки транспортных средств с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита не ограждена (ограждения на момент проведения осмотра демонтированы). Также, конфигурация расположения данной площадки при нахождении в ней транспортного средства делает невозможным въезд/выезд на территорию склада временного хранения иных транспортных средств либо перемещение товаров (находится непосредственно перед местом пересечения зоны таможенного контроля в пределах границ склада временного хранения).
Открытая площадка со стороны моря ограждена забором высотой 1,6 м. (в соответствии с заявлением ООО "Дальневосточная компания "Далько" о включении в Реестр СВХ, высота забора по периметру территории ограждена забором высотой не менее 3 м.). Ограждение периметра СВХ имеет место пересечение зоны таможенного контроля, не предусмотренное план-схемой постоянной зоны таможенного контроля в границах склада временного хранения ООО "Далько" и прилегающей к нему территории.
При обследовании помещений установлено, что охранная и пожарная сигнализации находятся в неисправном состоянии, Срок перезаправки огнетушителей, находящихся в помещениях, истек в 2010 году. Пожарный щит не оборудован, в бочке для песка вместо песка находится мусор. Неисправное состояние охранной сигнализации, пожарной сигнализации, средств пожаротушения является исполнением обязанности владельца СВХ по обеспечению сохранности товара. Пол в помещении для проведения таможенного досмотра с применением ДРТ прогнил, проведение фактического контроля в этом помещении невозможно. Отмечается общая повышенная загрязненность помещений, используемых для хранения товаров. Пыль в помещениях СВХ загрязняет товары, размещённые на хранении. Общая запыленность помещений и последующая загрязненность товаров является следствием неисполнения обязанности владельца СВХ по обеспечению сохранности товара.
Маркировка площади, используемой для непосредственного хранения товаров, стерта, что не позволяет проверить и рассчитать заявленные владельцем СВХ сведения о полезном объеме помещений, предназначенных для временного хранения. Хранение товаров в крытом складе осуществляется без необходимого количества поддонов, товары хранятся "навалом", в следствие чего, упаковка товара (отдельных коробок) имеет значительные повреждения. Сохранность товаров нарушена.
В помещении, приспособленном для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам либо требуют особых условий хранения, хранятся товары, не требующие особых условий хранения - автомобильные шины. Ворота со стороны железнодорожных путей опломбированы таможенным органом, однако существуют деформации забора (загибы), которые в совокупности с конструкцией и высотой забора позволяют бесконтрольно пересекать границу СВХ. Указанное место пересечения представляет собой лаз через ограждение, расположенный возле грузовой рампы. Исходя из следов эксплуатации на ограждении, указанное место пересечения границ СВХ активно используется посторонними лицами.
На открытой площадке СВХ хранятся товары, требующие хранения в помещениях, защищенных от атмосферных осадков, о чем свидетельствует маркировка на упаковке таких товаров. Обнаружены признаки порчи хранящихся товаров вследствие ненадлежащего хранения: нарушенная упаковка, следы ржавчины.
Хранение товаров на открытой площадке осуществляется на несоответствующих их характеристикам (весу) поддонах, что приводит к порче товарного вида товаров (деформации металлических конструкций). Владельцем СВХ не приняты меры к обеспечению надлежащих условий хранения товара.
Обустроенное место для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств отсутствует. Имеющееся весовое оборудование перемещается по территории СВХ. Площадка, обозначенная на план-схеме и на местности в качестве места таможенного досмотра имеет неровное покрытие, установленные весы не отъюстированы, проведение взвешивания товаров не возможно. Помимо установленных весов, иного оборудования, необходимого для проведения досмотра в месте проведения досмотра нет.
Указанные нарушения были зафиксированы в акте таможенного осмотра помещений и территорий N 17-66/13 от 22.09.2016 с приложением соответствующих фотоматериалов.
Доводы общества об отсутствии указанных нарушений со ссылкой на акты таможенного досмотра (осмотра) и акты таможенного осмотра помещений и территорий за 2014 - 2016 годы, которыми не были выявлены какие-либо нарушения, коллегией не принимаются, поскольку для разрешения настоящего спора они не имеют правового значения.
Несоблюдение владельцем СВХ обязанностей, предусмотренных в подпунктах 1 - 5, 7 и 8 статьи 26 ТК ТС является основанием для исключения из реестра владельцев СВХ.
Таким образом, оспариваемый приказ правомерно издан в связи с несоблюдением заявителем требований, установленных статьей 71 Закона N 311-ФЗ, поскольку обществом нарушены требования к обустройству склада временного хранения, что в свою очередь свидетельствует о несоблюдении владельцем склада СВХ обязанностей, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 статьи 26 ТК ТС.
Вывод суда первой инстанции об обратном, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что обжалуемое решение арбитражного суда вынесено необоснованно, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как таможня в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2016 по делу N А51-23047/2016 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-23047/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2017 г. N Ф03-1410/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО " Дальневосточная компания " Далько "
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО " Дальневосточная компания " Далько "