Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2017 г. N Ф10-2846/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А14-8389/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 мая 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
от государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации: Золоткова О.И., представитель по доверенности N 1 от 29.10.2015 сроком на три года;
от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление - 113": Серганова Е.В., представитель по доверенности от 01.03.2017 сроком на один год;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2017 по делу N А14-8389/2016 (судья Есакова М.С., с учетом определения об исправлении опечатки от 01.03.2017) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление - 113" (ОГРН 1123668025579, ИНН 3662176435) к государственному учреждению - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071 ИНН 3666016915) о признании незаконными решений от 11.05.2016 N169осв и N169н/с,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление - 113" (далее - Общество, ООО "СМУ-113", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными решений государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда, Фонд, Учреждение) от 11.05.2016 N 169осв "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах" и N 169н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с учетом принятых арбитражным судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2017 (с учетом определения об исправлении опечатки от 01.03.2017) решение государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 11.05.2016 N 169осв "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах" в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 179 857 руб. 71 коп., пеней в сумме 25 061 руб. 71 коп. и штрафа в размере 35 971 руб. 54 коп. признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Решение государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 11.05.2016 N 169н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 61 408 руб. 23 коп., пеней в сумме 9 163 руб. 86 коп. и штрафа в размере 12 281 руб. 65 коп. признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
На государственное учреждение - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные решениями от 11.05.2016 N N 169осв и 169н/с в признанных недействительными частях нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление - 113".
С государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление - 113" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, отделение Фонда социального страхования обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений (за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ и 20.1 Закона N125-ФЗ), производимых работодателем в пользу работников в силу наличия трудовых отношений между ними. При этом согласно положениям пункта 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы, в том числе, по найму жилого помещения.
Ввиду отсутствия документального подтверждения указанных расходов, выплаты в виде компенсации Обществом своим работникам расходов по найму жилья подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке независимо от источника финансирования таких выплат. Данное обстоятельство стало правомерным основанием для доначисления органом Фонда социального страхования страховых взносов на выплаты в пользу работников расходов по найму жилого помещения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из содержания и доводов апелляционной жалобы отделения Фонда следует, что решение суда первой инстанции обжалуется в части удовлетворения требований Общества. Поскольку сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2017 по настоящему делу в обжалуемой части, т.е. в части удовлетворения требований Общества о признании незаконными решений государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда, Учреждение) от 11.05.2016 N 169осв "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах" и N 169н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Изучив материалы дела, заслушав представителей Учреждения и Общества, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена документальная выездная проверка страхователя за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Итоги проведенной проверки отражены в актах от 06.04.2016 N 169осв и 169н/с.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, отделением Фонда социального страхования приняты решения от 11.05.2016:
N 169осв, которым ООО "СМУ-113" привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 47 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования" N 212-ФЗ (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 35 971 руб. 54 коп. Также указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 179 857 руб. 71 коп. и начисленные пени в сумме 25 070 руб. 33 коп.
N 169н/с, которым ООО "СМУ-113" привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 19 Федерального закона N125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 12 281 руб. 65 коп. Также указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 61 408 руб. 23 коп. и начисленные пени в сумме 9 164 руб. 04 коп.
Основанием для произведенных указанными решениями доначислений послужил вывод отделения Фонда социального страхования о неправомерном невключении Обществом в базу для исчисления страховых взносов выплат в виде компенсации работникам расходов по найму жилья.
Не согласившись с решениями отделения Фонда социального страхования от 11.05.2016 N 169осв и N169н/с, полагая свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из ст. 7 Федерального закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Федерального закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с абзацем 7 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2, 17 части 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно части 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (часть 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (часть 3 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
Страховщиком для целей применения Федерального закона N 125-ФЗ является Фонд социального страхования Российской Федерации, который в соответствии с положениями глав 4.1, 4.2 в спорный период осуществлял контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу п. 1, 5 ст. 2, 3 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством. Финансирование выплаты пособий застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:
организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ст.4.4. Федерального закона N 255-ФЗ).
На основании п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование, в том числе страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Как следует из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и п.п.2 п.1 ст.20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Из приведенных положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и Федерального закона N 125-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и норм пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, ст.20.1 Федерального закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Понятие компенсаций определено в статье 164 Трудового кодекса, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 165 Трудового кодекса установлено, что такие компенсации предоставляются работникам помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие).
В частности, статья 168 Трудового кодекса возлагает на работодателя обязанности по возмещению работникам расходов, связанных со служебной командировкой; статья 168.1 ТК РФ обязывает работодателя возмещать расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера.
И в том, и в другом случае работодатель обязан возместить работнику такие расходы, как: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Таким образом, законодатель, возлагая на работодателя обязанности по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование с выплат, производимых им в рамках трудовых отношений в качестве платы за труд, одновременно прямо исключает часть таких выплат из облагаемой базы для начисления страховых взносов.
В частности, в силу прямого указания подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и п.2 п.1 ст.20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, исключаются из облагаемой базы для начисления страховых взносов компенсации, указанные в статье 168.1 Трудового кодекса, производимые работникам в связи с разъездным или экспедиционным характером их работы по перечню работ, профессий, должностей, утвержденному страхователем.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "СМУ-113", согласно Уставу организации является производство строительных работ по прокладке магистральных и местных трубопроводов, линий связи и линий передачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что 02.07.2012 директором ООО "СМУ-113" утверждено Положение "О порядке возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников ООО "СМУ-113", постоянная работа которых носит разъездной характер". Указанное положение распространяется на всех работников организации согласно перечню, приведенному в Приложении к Положению.
Пунктом 7 Положения установлены компенсационные расходы, выплачиваемые без документального подтверждения за разъездной характер в размере до 1000 рублей, квартирные (найм жилья) до 700 рублей за каждый день пребывания в служебной поездке.
Согласно пункту 11 Положения фактическое время пребывания работника вне места постоянного жительства при выполнении строительных, монтажных, наладочных и ремонтных работ подтверждается табелями учета рабочего времени.
Из материалов дела также следует, что в 2013-2015 годах Общество направляло сотрудников в командировки и производило компенсационные выплаты работникам, постоянная работа которых носит разъездной характер. Управлением установлено, что размер выплаченных Обществом компенсаций составил в 2013 году - 3 181 150 руб., в 2014 году - 1 467 970 руб., в 2015 году - 1 552 870 руб.
Из условий трудовых договоров работников, занимающих указанные должности следует, что характер работы имеет разъездной характер.
Более того, Обществом в материалы дела представлены документы, подтверждающие время нахождения работников в служебных поездках и, как следствие, обоснованность произведенных компенсационных выплат: заключенные и выполненные государственные и муниципальные контракты, договоры подряда, субподряда, трудовые договоры, условия которых предусматривают разъездной характер работы, табели учета фактического времени нахождения на объекте, путевые листы, подтверждающие перевозку работников на строительные объекты, служебные записки о выдаче аванса на служебную поездку и компенсации расходов по найму жилья, бухгалтерские документы.
При этом, соответствующие расходы санкционированы ( одобрены) уполномоченными должностными лицами Общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Компенсационные выплаты в связи с расходами по найму жилья производились работникам Общества, в качестве компенсации дополнительных затрат работников, связанных с выполнением трудовой функции вне места постоянной работы и места своего жительства, на основании локального нормативного акта Общества.
В соответствии со статьей 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, компенсация, определенная в локальном нормативном акте в соответствии с нормами действующего законодательства, признается законно установленной.
Также фондом не оспаривается разъездной характер работы работников, которым выплачивались компенсации, на что указано в трудовых договорах, заключаемых Обществом с работниками соответствующих профессий.
Учитывая, что выплаты носили фиксированный характер и производились лишь тем работникам акционерного общества, которые направлялись в служебные поездки, за время их фактического нахождения в этих поездках, а не всем работникам за все рабочее время исходя из того, что по условиям трудовых договоров их работа носила разъездной характер; выплаты производились на основании локальных нормативных актов, устанавливающих порядок выплат, категории работников, работа которых носит разъездной характер, размер выплат, одинаковый для всех работников определенной категории, апелляционная коллегия полагает, что материалами дела доказано их соответствие выплатам, указанным в части 2 статьи 168.1 Трудового кодекса.
Фондом не представлено суду доказательств того, что расходы общества на выплату работникам, направляемым в служебные поездки, фиксированной выплаты, являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции.
Таким образом, у Учреждения не имелось оснований для доначисления страхователю решениями от 11.05.2016 N 169н/с недоимки по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 61 408 руб. 23 коп. и N 169осв страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 179 857 руб. 71 коп.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что у сторон отсутствует спор относительно факта выплаты и характера спорных сумм, а также относительно того, что спорные суммы выплачивались именно тем работникам, которые имеют на это право в соответствии с приведенным локальным нормативным актом.
Довод Фонда социального страхования об отсутствии документального подтверждения спорных выплат подлежит отклонению апелляционной коллегией, поскольку противоречит материалам дела. Представленные в материалы дела документы подтверждают время нахождения работников в служебных поездках и являются достаточными для определения размера подлежащих выплате работникам компенсаций исходя из их фиксированного размера.
Ссылки Фонда на положения ч.2 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ и п.2 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняются.
Так, согласно ч.2 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения.
Пунктом 2 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ закреплены аналогичные положения.
Кроме того, п.2 ст.20.2 Федерального закона N 125-ФЗ также установлено, что при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако приведенные положения не могут рассматриваться как устанавливающие обязанность страхователя включать в объект обложения страховыми взносами выплаты, которые носят компенсационный характер в связи с разъездным характером работы сотрудников Общества и по сути не являются оплатой труда работника за выполнение трудовой функции, а компенсируют расходы работника, произведенные работником с ведома и согласия работодателя, а также в интересах последнего.
Согласно статье 15 Федерального закона N 125-ФЗ при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Ввиду того, что пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, учитывая, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности доначисления Обществу страховых взносов, то выводы суда первой инстанции о незаконности доначисления Обществу пени в размере 9 163 руб. 86 коп. по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в размере 25 061 руб. 71 коп. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством также являются правильными.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
С учетом вышеизложенного, у государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствовали основания для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 12 281 руб. 65 коп. и 35 971 руб. 54 коп. соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Учреждением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности ненормативных правовых актов.
Доводы апелляционной жалобы Отделения фонда отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2017 по делу N А14-8389/2016 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2017 по делу N А14-8389/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8389/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2017 г. N Ф10-2846/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СМУ-113"
Ответчик: ГУ Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ