Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2017 г. N Ф05-10195/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А40-235640/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Румянцева П.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Трансконсалтинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2017 г. по делу N А40-235640/16
принятое судьей Кукиной С.М.,
по заявлению Федеральной службы по аккредитации
к ООО "Трансконсалтинг"
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.14.47 КоАП РФ по протоколу N 729/2016 от 11.11.2016 г. (вн.N 37827/03-АС от 15.11.2016),
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Демьянов А.А. по дов. от 13.07.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО "Трансконсалтинг" к административной ответственности по ч.1 ст.14.47 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2017 ООО "Трансконсалтинг" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 400.000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ООО "Трансконсалтинг" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещенный в соответствии со ст.123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направил. Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 845 Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти. осуществляющим функции по контролю за деятельностью аккредитованных лиц.
Согласно п. 6.5 Положения Росаккредитация в целях реализации своих полномочий имеет право: запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Основания проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В связи с этим, поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о возможных нарушениях технического регламента, являются основанием для проведения проверочных мероприятий по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ (поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений, заявлений и информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
На основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 июля 2016 г. N 76/1-400-2016 с целью проверки сведений, содержащихся в обращении Союза производителей цемента "СОЮЗЦЕМЕНТ" от 8 июля 2016 г. N 1/СЦ-260/16, а также с целью проверки сведений, содержащихся в обращениях гражданина от 5 июля 2016 г. б/н, от 11 июля 2016 г. б/н, от 21 июля 2016 г. б/н, от 28 июля 2016 г. б/н, приказом Федеральной службы по аккредитации от 28 июля 2016 г. N 124-П-ВВ с изменениями, внесенными приказом Росаккредитации от 8 августа 2016 г. N8573, в отношении ООО "Трансконсалтинг", аккредитованного в качестве органа по сертификации продукции (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11AB), была инициирована внеплановая выездная проверка.
Согласно пункту 6 Приказа N 124-П-ВВ предметом проверки являлось соблюдение аккредитованным лицом ООО "Трансконсалтинг" обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 11 Приказа N 124-П-ВВ для достижения целей проверки ООО "Трансконсалтинг" обязано было представить, в том числе область аккредитации органа по сертификации ООО "Трансконсалтинг", руководство по качеству, содержащее требования системы менеджмента качества, оформленное в виде единого документа или в виде совокупности документов (и их копии), документы аккредитованного лица, подтверждающие соответствие критериям аккредитации, документы, послужившие основанием для выдачи органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" с 7 марта 2015 г. сертификатов соответствия на цементную продукцию, включая: документы, представленные заявителем; документы, оформленные органом по сертификации ООО "Трансконсалтинг" (сертификаты соответствия, заявки, решения по заявкам, акты отбора образцов, акты анализа производства, направления на испытания (измерения), результаты испытаний (измерений), заключения по результатам идентификации, решения о выдаче сертификатов, соответствующие журналы и т.п.).
Согласно материалам дела, ООО "Трансконсалтинг" представило запрошенные на основании пункта 11 Приказа N 124-П-ВВ документы, включая материалы дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42392.
Нарушения, выявленные при рассмотрении указанных материалов, отражены в Акте проверки от 31 августа 2016 г. N 453-АВП.
Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 утверждены соответствующие перечни продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 930 "О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением N 982, включен раздел 2523 "Цемент" с позициями: "портландцемент", "цемент глиноземистый", "цемент шлаковый", "цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров".
В соответствии с утвержденной областью аккредитации органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг", данный орган по сертификации вправе проводить работы по сертификации цементной продукции.
Сертификат соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42392 выдан органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" и подтверждает соответствие серийно выпускаемой продукции - "портландц ЦЕМ I 42.5 Н" требованиям ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2003.
Как следует из содержания сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390, данный сертификат выдан в рамках Системы сертификации ГОСТ Р.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 17 марта 1998 г. N 11, Система ГОСТ Р создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
Исходя из пункта 1.4 Положения о Системе ГОСТ Р объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В силу пункта 2.10 Положения о Системе ГОСТ Р, организации, которые претендуют на участие в Системе ГОСТ Р в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Госстандартом России или иной системе, признанной им.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Госстандарт преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с положениями пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации" в Российской Федерации создается единая национальная система аккредитации, одним из принципов которой является осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом Российской Федерации по аккредитации.
Пунктом 3 данного Указа определено образовать Федеральную службу по аккредитации, возложив на нее функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
Согласно абзацу первому пункта 2 указанного постановления Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Учитывая изложенные нормативные обстоятельства, орган по сертификации осуществляет проведение работ по сертификации в Системе ГОСТ Р, действуя в рамках единой национальной системы аккредитации, и, значит, соответствующие общественные отношения входят в предмет правового регулирования Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ).
Следовательно, на органе по сертификации ООО "Трансконсалтинг" при выдаче сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 лежала обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
Статьей 4 Закона N 412-ФЗ определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Исходя из части 7 статьи 13 Закона N 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Пунктом 6 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326, требуется наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.
Согласно пункту 14.11 Критериев аккредитации документы системы менеджмента качества органа по сертификации должны содержать правила выполнения работ по сертификации, включающие в себя, в том числе описание схем сертификации, правила подачи и рассмотрения заявок на сертификацию, в том числе правила выбора схемы сертификации, правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия, правила проведения анализа результатов работ по сертификации, правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации.
Пунктом 8 Критериев аккредитации определена обязанность органов по сертификации соблюдать в процессе деятельности по оценке соответствия требования документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
С учетом изложенного, нормативные предписания в полном объеме распространяются на орган по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, включая проведение им работ по сертификации цементной продукции.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2016 г. утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов".
Во введении к ГОСТ Р 56836-2016 указано, что настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены в ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 56836- 2016 данный стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982; стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц; стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 982 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на официальном Интернет-сайте (http://www.gost.ru/) в разделе "Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования" разместило информацию о ГОСТ Р 56836-2016 как нормативной документации, устанавливающей обязательные требования к цементной продукции.
Согласно пункту 4 Предисловия к ГОСТ Р 56836-2016 правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).
Исходя из пункта 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация); нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации; соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил); указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Таким образом, в каждом из возможных случаев обязательности применения ГОСТ Р 56836-2016 органом по сертификации при осуществлении сертификации 9 цементной продукции данный стандарт при проведении соответствующих сертификационных работ представляет собой обязательный для соблюдения нормативный документ, устанавливающий требования к подтверждению соответствия. Актом N 453-АВП установлено, что в систему менеджмента качества органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" в качестве отдельного документа с 1 марта 2016 г. введена в действие документированная процедура "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
В силу пункта 1 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" данная процедура регламентирует порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным в системе ГОСТ Р, и обязательна для применения сотрудниками органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении работ по подтверждению соответствия.
В пункте 2 "Нормативные ссылки" ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" содержится ссылка, в том числе на ГОСТ Р 56836-2016.
Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание правовую природу документов системы менеджмента качества аккредитованных лиц как локальных нормативных правовых актов, применение органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении работ по сертификации цементной продукции ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" и ГОСТ Р 56836-2016 является обязательным.
Между тем, из Акта N 453-АВП следует, что при проведении сертификационных работ на основании заявки изготовителя продукции открытого акционерного общества "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА" на проведение обязательной сертификации продукции в системе ГОСТ Р от 9 марта 2016 г. N17/09/03 и выдаче по результатам соответствующих работ сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. NРОСС RU.AB29.B42390 органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" были допущены нарушения требований ГОСТ Р 56836-2016 и ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р", а именно, согласно п.6.3 ГОСТ Р 56 836-2016 и п.5.2.1 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" для проведения сертификации заявитель представляет в орган по сертификации комплект документов, включающий, помимо прочего, сведения о результатах лабораторных испытаний за последний год.
В соответствии с пунктом 7.3.3 ГОСТ 30515-2013 "Межгосударственный стандарт. Цементы. Общие технические условия" проверку однородности объединенной или лабораторной пробы изготовитель должен проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц; о проверке однородности объединенной пробы партии цемента должна быть сделана запись в журнале приемо- сдаточных испытаний или на электронных носителях, если результаты приемо- сдаточных испытаний хранятся на таких носителях.
Однако, в деле сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 фигурирует только представленный заявителем сертификат соответствия N РОСС RU.СМ19.Н00214, содержащий данные о среднем значении результатов испытаний за 2015 год, документ о качестве партии N 8 портландцемента общестроительного с добавками ЦЕМ I 42.5 Н, а также протокол испытаний от 10 февраля 2016 г. партии N 8 портландцемента ЦЕМ I 42.5 Н, проведенных испытательной лабораторией изготовителя - ОАО "Сланцевский цементный завод "ЦЕСЛА", который, как вытекает из его содержания, отражает испытания соответствующей партии цемента за период с 11 января 2016 г. по 08 февраля 2016 г.
То есть, заявитель не исполнил предусмотренную пунктом 7.3.3 ГОСТ 30515-2013 обязанность в части представления требуемого комплекта документов, и в деле сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 отсутствуют сведения о результатах лабораторных испытаний за последний год.
Примечанием к пункту 6.4 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктом 5.2.2 ДП Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" определено, что, в том числе в случае отсутствия необходимых сведений: заявителе в заявке на сертификацию и (или) непредставления документов, определенных в 6.3 ГОСТ Р 56836-2016, органом по сертификации принимается отрицательное решение по заявке.
Таким образом, органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при проведении сертификационных работ, по результатам которых выдан сертификат соответствия от 12 апреля 2016 года, N РОСС RU.AB29.B42390, были нарушены обязательные для данного органа по сертификации требования п.6.4 ГОСТ Р 56836-2016 и п.5.2.2 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
Пунктом 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктом 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" установлено, что при сертификации цемента, выпускаемого предприятием более одного года, стабильных показателях его качества по результатам приемо-сдаточных и отсутствии претензий потребителя по качеству продукции, для проведения сертификационных испытаний отбирается и испытывается одна проба цемента; при инспекционном контроле также отбирается и испытывается одна проба цемента; при сертификации нового для предприятия цемента, поставленного на производство на предприятии-заявителе в течение календарного года, или в случае длительного (более 6 месяцев) перерыва в производстве какого либо вида цемента и при наличии претензий потребителя к качеству подлежащей сертификации продукции, для проведения сертификационных испытаний отбираются две пробы цемента; при инспекционном контроле по решению органа по сертификации отбирается и испытывается одна или две пробы цемента.
Заявителем не представлены и в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 отсутствуют результаты приемосдаточных испытаний, подтверждающие стабильность показателей качества подлежащей сертификации цементной продукции.
В материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 имеется только один акт отбора образцов (проб) - Акт отбора образцов (проб) от 10 марта 2016 г. N 17/09/03.
Как следует из Акта отбора образцов (проб) от 10 марта 2016 г. N 18/09/03, органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" для целей идентификации продукции отобрана только одна проба портландцемента со шлаком ЦЕМ I 42.5 Н массой 20 кг.
Следовательно, при отборе образцов (проб) сертифицируемого портландцемента ЦЕМ I 42.5 Н органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" были нарушены обязательные для него требования пункта 6.7.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.6 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона N 184-ФЗ исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами); аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона N 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованных лиц соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Пунктом 18 Критериев аккредитации определена необходимость испытательных лабораторий соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, в который включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
В соответствии с п.5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельного указан "Методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик" (см.5.4)" в силу п.5.4.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория в своей деятельности должна использовать методы и процедуры, соответствующие области ее деятельности.
При этом исходя из подпункта "д" пункта 8 Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 604, сведения об области аккредитации аккредитованного лица содержатся в реестре аккредитованных лиц.
В силу взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 8, статьи 26 Закона N 412-ФЗ и содержания Правил, реестр аккредитованных лиц обладает признаком публичной достоверности.
Из приведенных нормативных положений в их совокупности и взаимосвязи однозначно вытекает следующее.
Во-первых, аккредитованная испытательная лаборатория признается компетентной на осуществление деятельности по оценке соответствия и, следовательно, вправе осуществлять такую деятельность только в своей области аккредитации.
При этом предметное содержание области аккредитации, включая документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые управомочена применять испытательная лаборатория применительно к определяемым характеристикам объекта испытаний на соответствие требованиям документов, устанавливающим требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), удостоверяется аттестатом аккредитации соответствующей испытательной лаборатории.
Во-вторых, правильность и надежность испытаний, проводимых аккредитованной испытательной лабораторией для целей оценки соответствия, может быть обеспечена только при проведении испытаний в рамках области аккредитации данной испытательной лаборатории; в противном случае результаты испытаний априори являются необъективными.
В-третьих, в отношении органа по сертификации, направляющего продукцию на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию, действует неопровержимая презумпция знания области аккредитации соответствующей испытательной лаборатории.
Пунктами 6.0.1-6.9.3 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктами 5.2.11-5.2.13 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" установлено, что по результатам испытаний аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает органу по сертификации протокол (протоколы) испытаний; копии протокола (протоколов) испытаний направляются заявителю для анализа с целью планирования предупреждающих и корректирующих мероприятий по качеству продукции; протокол испытаний, как правило, должен содержать следующую информацию: сведения об аккредитованной испытательной лаборатории (центре), включая наименование, адрес месторасположения, сведения об аккредитации; номер и дату протокола испытаний; наименование исследуемой продукции, сорт, марку, артикул, сведения об изготовителе (или условные номера образцов, три; военные органом по сертификации); данные об акте отбора образцов; лоту проведения испытаний; данные о климатических условиях проведения испытаний (температура, влажность, давление или нормальные по стандарту); наименование, фактические и нормативные значения проверяемых показателей свойств продукции; номера и наименования нормативных документов на примененные методы испытаний или сведения о методе (методике) испытаний; перечень испытательного оборудования и средств измерений, использованных при проведении испытаний; испытания пробы цемента должны проводиться по всем показателям качества, установленным в нормативном документе, соответствие которому подтверждается при сертификации; испытания не по всем показателям качества не могут служить основанием для выдачи сертификата соответствия; протоколы испытаний должны содержать значения характеристик продукции, подтверждающие соответствие всем требованиям, установленным в нормативных документах.
Между тем Актом N 453-АВП зафиксировано, что представленный в материалах дела сертификат соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 протокол испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/04-16 портландцемента ЦЕМ I 42.5 Н не содержит данных о климатических условиях проведения испытаний.
Кроме того, протокол испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/04-16 портландцемента ЦЕМ I 42.5 Н выдан для целей оценки соответствия испытательным центром СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" (аттестат 14 аккредитации N RA RU 21СТ39) ГОСТ 5282-91 "Покрытия лакокрасочные тракторов и сельскохозяйственных машин.
Общие технические требования", в соответствии с которым, как следует из протокола испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/04-16 - проводились испытания по показателям потеря массы при прокаливании", "содержание Si02", "содержание СаО", "содержание MgO", "содержание С1-1", "содержание SО3", отсутствует в области аккредитации испытательного центра СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий" и не устанавливает методики для соответствующих испытаний.
В силу пункта 8.2 ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия" перечисленные химические показатели цементов определяют по ГОСТ 5382- 91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа". Указанный стандарт также отсутствует в области аккредитации испытательного центра СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий".
Следовательно, результаты, испытаний в соответствии с ГОСТ 5382-91 "Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа", проведенных испытательным центром СПбГАСУ "Центр испытаний строительных материалов и изделий", являются заведомо необъективными и не могут служить доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям.
Таким образом, в нарушение пункта 6.9.3 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.13 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" представленные в протоколе испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/04-16 результаты испытаний портландцемента ЦЕМ I 42.5 Н не содержат результаты испытаний аккредитованной испытательной лабораторией по всем требуемым в соответствии с ГОСТ 31108-2003 показателям качества.
Исходя из пункта 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" на основании анализа документации, представленной заявителем по пункту 6.3 ГОСТ Р 56836-2016, протокола (акта) идентификации, протокола (протоколов) испытаний, акта анализа состояния производства орган по сертификации принимает решение о соответствии (несоответствии) продукции установленным требованиям; на основании решения о соответствии орган по сертификации оформляет решение о выдаче сертификата соответствия по установленной форме, или решение об отказе в выдаче сертификата соответствия по установленной форме, и направляет его заявителю; решение об отказе в выдаче сертификата соответствия должно содержать причины принятия решения о несоответствии продукции установленным требованиям; решение о выдаче сертификата соответствия должно содержать сведения обо всех проведенных проверках и иных основаниях принятия решения, а также сведения о планируемом сроке проведения инспекционного контроля и сроке действия сертификата соответствия.
Вместе с тем представленные фактические и нормативные обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что орган по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" при принятии решения о выдаче сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 нарушил изложенные требования пункта 6.11.1 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.19 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" в части анализа протокола испытаний от 7 апреля 2016 г. N 4-08-0-244/04-16 портландцемента ЦЕМ I 42.5 Н. Пунктами 6.8, 6.8.1, 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пунктами 5.2.8-5.2.10 ДП "Порядок приведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" определено, что при идентификации продукции определяются сведения, идентифицирующие сертифицируемую продукцию путем сопоставления продукции с информацией, указанной на маркировке продукции (в паспорте качества) и в сопроводительных документах; к сведениям, идентифицирующим продукцию, в общем случае относятся: наименование продукции (включая назначение, тип, сорт, артикул, и др.), код по действующим код по действующим классификаторам продукции; документ, по которому изготовлена продукция (межгосударственный или национальный стандарт, стандарт организации, технические условия или иной нормативный документ); сведения об изготовителе (наименование, включая место нахождения); реквизиты товаросопроводительной документации; результаты идентификации оформляют протоколом (заключением) по установленной форме.
Прилагаемая к ГОСТ Р 56836-2016 форма протокола (заключения) по идентификации продукции (приложение "Д") предусматривает наличие, в числе позиций: "Документы, подтверждающие происхождение продукции", "Маркировка и упаковка". Прилагаемая к ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" форма заключения по идентификации продукции для позиции "Сведения о продукции" предусматривает указание реквизитов товаросопроводительной документации: номер и дата поставки, номер и дата инвойса и пр.
Актом N 453-АВП установлено, что в представленном в материалах дела сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B4230 заключении по результатам идентификации продукции от 10 марта 2016 г. отсутствует информация о товаросопроводительной документации на партию подлежащей сертификации продукции, от которой производился отбор образцов (проб) на испытания.
В то же время в заключении по результатам идентификации продукции от 10 марта 2016 г. указано, что идентификация проводилась в соответствии с ГОСТ Р 56836- 2016.
Следовательно, при идентификации подлежащей сертификации продукции - портландцемент ЦЕМ I 42.5 Н органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" нарушены пункты 6.8.2 ГОСТ Р 56836-2016 и пункта 5.2.10 ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р".
Таким образом, Актом N 453-АВП зафиксированы нарушения органом по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" правил осуществления работ по сертификации цементной продукции, установленные положениями ГОСТ Р 56836-2016 и ДП "Порядок проведения сертификации цементов в системе ГОСТ Р" и являющиеся обязательными для соблюдения данным органом по сертификации.
Допущенные органом по сертификации ООО "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" в связи с выдачей сертификата соответствия от 12 апреля 2016 г. N РОСС RU.AB29.B42390 нарушения содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
Субъектом административного правонарушения является ООО "Трансконсалтинг".
Дата выявления правонарушения - 31.08.2016 г.
В связи с указанными обстоятельствами 11 ноября 2016 г. Заместителем начальника управления - начальником отдела судебной работы Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц А.В. Стариковым в присутствии уполномоченного представителя ООО "Трансконсалтинг", представившего доверенность, составлен протокол об административном правонарушении N 729/2016.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение инородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
Административный орган указал, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.14.47 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 14.47 КоАП РФ прямо закрепляет положение, согласно которому нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях ответчика состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, до составления протокола об административном правонарушении ответчиком не представлено и судом первой инстанции обоснованно не установлено (ст. 2.1 КоАП).
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Таким образом, вина общества с учетом положений ст. 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях административным органом доказана.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в полном объеме, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции и противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.01.2017 по делу N А40-235640/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-235640/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2017 г. N Ф05-10195/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Ответчик: ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ"