Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2017 г. N Ф08-4162/17 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
29 марта 2017 г. |
дело N А32-25680/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 01.01.2017 - Болгова Н.В., паспорт; представитель по доверенности от 16.01.2017 - Привалов Д.А., удостоверение;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.01.2017 - Ачегу Д.А., паспорт;
от третьих лиц: Сугуняка Галина Николаевна; представитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2016 по делу N А32-25680/2015, принятое судьей Маркиной Т.Г.,
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
(ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к заинтересованному лицу Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399)
при участии третьих лиц: Сугуняка Галины Николаевны, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации
(ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663)
о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - комиссия; РЭК) о признании незаконным приказа РЭК от 28.04.2015 N 9/2015.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные в обжалуемом приказе критерии льготного тарифа не распространяется на случай технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданки Сугуняка Г.Н.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.08.2016 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 отменены полностью и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Как следует из постановления, суды неполно исследовали довод общества о том, что с учетом необходимого Сугуняка Г.Н. класса напряжения (0,4 кВ) технологическая возможность присоединения на льготной основе отсутствует.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2016 приказ Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.04.2015 N 9/2015 признан незаконным. Решение мотивировано тем, что с учетом необходимого Сугуняка Г.Н. класса напряжения (0,4 кВ) технологическая возможность присоединения на льготной основе отсутствует.
Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2016 отменить. В обоснование апелляционной жалобе комиссия настаивает на законности вынесенного приказа, ссылаясь на содержание писем письма ФСТ N ЕП-7582/12, N ЕП-7333/12 и ФАС от 02.12.2016 N ВК/83615/16, согласно которым плата для заявителя на технологическое присоединение максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить присоединение, должна составлять не более 550 рублей. Конкретный уровень напряжения 0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ объектов электросетевого хозяйства не влияет на размер платы за технологическое подключение, поскольку находится в пределах уровня напряжения 20 кВ, для подключения к которому пунктом 17 Правил N 861 установлена "льготная" стоимость подключения в размере 550 рублей.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края дал пояснения по доводам апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель АО "НЭСК" - электросети" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Сугуняка Г.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Региональную энергетическую комиссию - Департамент цен и тарифов Краснодарского края поступило обращение гражданки Сугуняка Галины Николаевны на действия общества по вопросу урегулирования спора об установлении платы по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Приказом от 28.04.2015 по делу N 9/2015 РЭК-департамент удовлетворил требования гражданки Сугуняка Г.Н. к обществу о применении размера платы за технологическое присоединение дачного дома в размере 550 рублей (с НДС), в соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам от 15.07.2014 N ЕП-7582/12 (далее - письмо ФСТ N ЕП-7582/12).
Считая приказ РЭК-департамента от 28.04.2015 по делу N 9/2015 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о незаконности оспариваемого приказа от 28.04.2015 по делу N 9/2015.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических лиц и физических лиц, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Абзацем 1 пункта 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Из абзаца 2 пункта 3 Правил N 861 следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
В силу абзаца второго пункта 8 Правил N 861 под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил N 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, письмом от 28.01.2014 N 17/19/252-исх. общество сообщило Сугуняка Г.Н., что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка на технологическое присоединение, составляет 516 м, соответственно, плата составляет 511 910 рублей 20 копеек, поскольку необходимое расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составила более 300 м в городах. При этом размер платы по данному договору определен в соответствии с приложениями N 2 и N 4 приказа РЭК-департамент от 31.12.2014 N 100/2014-э по ставкам платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям общества на 2015 год на покрытие расходов строительства объектов электросетевого хозяйства в расчете на 1 км линий (рублей/км).
Обжалуемым приказом РЭК-департамента предписано открытому акционерному обществу "НЭСК-электросети" "Горячеключэлектросеть" при исполнении мероприятий технических условий для присоединения энергопринимающих устройств заявителя Сугуняка Г.Н. по технологическому присоединению дачного дома, расположенного в г. Горячий Ключ, с/т "Лесная сказка", участок N 22 с максимальной мощностью до 15 кВ, предусмотреть в соответствии с положениями Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" в составе инвестиционной программы общества исполнение мероприятий по строительству внешних электрических сетей, предусмотренных техническими условиями с учетом перспективного роста нагрузок в электрической сети.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что по расчетам общества фактическое расстояние от электрических сетей общества необходимого Сугуняка Г.Н. класса напряжения (0,4 кВ) до границ участка, на котором расположены ее энергопринимающие устройства, составило 516 м; а на расстоянии 25 м от границ участка Сугуняка Г.Н. находятся электрические сети напряжением 10 кВ (при необходимом 0,4 кВ).
Обязательным условием, при котором заявитель имеет право на технологическое присоединение на "льготной" стоимости в размере 550 рублей, - это расстояние от объекта заявителя до объекта электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения. Однако, с учетом необходимого заявителю класса напряжения (0,4 кВ) технологическая возможность присоединения Сугуняка Г.Н. на льготной основе в спорной ситуации отсутствует, поскольку согласно расчетам, выполненным сетевой организацией и не оспоренным сторонами дела, фактическое расстояние от электрических сетей АО "НЭСК - электросети" необходимого заявителю класса напряжения (0,4 кВ) до границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства, составило 516 метров.
Поскольку расстояние от объектов электросетевого хозяйства сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения превышает 300 метров (город Горячий ключ), при определении размера платы за присоединение АО "НЭСК - электросети" правомерно рассчитало плату в размере, превышающем 550 рублей (511 910,20 рублей).
Так, у АО "НЭСК - электросети" отсутствует электросетевое хозяйство с заявленным классом напряжения - 0,4 кВ на расстоянии 300 метров от границы земельного участка Сугуняка Г.Н. Следовательно, РЭК установил плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в размере 550 рублей с нарушением положений пункта 17 Правил N 861.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ РЭК-департамента от 28.04.2015 N 9/2015 принят не в соответствии с законом и нарушает права общества.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый Приказ РЭК N 9/2015 от 28.04.2015 является незаконным, так как противоречит нормам материального права - положениям абз.2 пункта 8 и пункта 17 Правил N 861, возлагает на сетевую компанию обязательства по технологическому присоединению объекта к электрической сети по льготному тарифу в ситуации, где такой тариф не подлежит применению.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах законодательства.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2016 по делу N А32-25680/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25680/2015
Истец: АО "НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ", ОАО "НЭСК - электросети"
Ответчик: РЕГ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕН И ТАРИФОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Сугуняка Галина Николаевна, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов КК
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4162/17
29.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1810/17
22.12.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25680/15
24.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5870/16
02.06.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4024/16
04.02.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25680/15