Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2017 г. N Ф05-10433/17 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
25 апреля 2017 г. |
Дело N А41-86217/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Томилино" - Черникова М.С.(представителя по доверенности от 26.08.2015),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Начкебия А.О.(представителя по доверенности от 15.11.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томилино" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2017 по делу N А41-86217/16, принятое судьей Плотниковой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томилино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения):
- признать незаконным решение кадастровой палаты от 21.12.2016 N МО-16/РКФ-500712 об отказе в снятии с кадастрового учета сооружение с кадастровым номером 50:22:0000000:105040, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, рп. Томилино, п.Птицефабрика;
- обязать кадастровую палату снять с кадастрового учета сооружение с кадастровым номером 50:22:0000000:105040, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, рп. Томилино, п.Птицефабрика.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы
Представители управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя кадастровой палаты.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей общества и управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040404:482, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, рп. Томилино, п.Птицефабрика, на территории которого расположен забор состоящий из ж/б панелей в ж/б стаканах с кадастровым номером 50:22:0000000:105040.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу N А41-49929/15 по заявлению общества к другому юридическому лицу - закрытому акционерному обществ "Томилинская птицефабрика" (далее - птицефабрика) признано отсутствующим зарегистрированное право собственности птицефабрики на сооружение - забор, состоящий из ж/б панелей в ж/б стаканах, кадастровый номер: 50:22:0000000:105040 протяженностью 2319 метров, инв. N2562, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, рп.Томилино, п.Птицефабрика.
Данное постановление Десятый арбитражный апелляционный суд принял, установив факт того, что указанный забор не является объектом недвижимого имущества.
Судебный акт исполнен: из ЕГРП исключена запись о праве собственности птицефабрики на это забор как на объект недвижимости.
Общество 10.09.2016 обратилось в кадастровую палату с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета указанного забора, приложив к нему Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу N А41-49929/15.
Решением кадастровой палаты от 19.09.2016 N МО-16/РКФ-358182 государственный кадастровый учет приостановлен, поскольку к заявлению не приложены необходимые для кадастрового учета документы, а именно акт обследования.
Решением кадастровой палаты от 21.12.2016 N МО-16/РКФ-500712 обществу отказано в снятии с кадастрового учета объекта, поскольку в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета общество не устранило причины, повлекшие принятие решения о приостановлении.
Считая отказ незаконным, общество оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно частям 1, 2 и 6 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на дату обращения общества в кадастровую палату (далее - Закон о кадастре), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, осуществляются, если иное не установлено законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с Законом о кадастре для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя в соответствии с законом.
Пунктом 4 части 1 статьи 22 Закона о кадастре установлено, что в случае снятия с кадастрового учета объекта недвижимости одним из документов, необходимых для такого кадастрового учета, является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о кадастре акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.
В силу части 8 статьи 25 Закона о кадастре при осуществлении кадастрового учета помещения в связи с прекращением его существования, если представленный с заявлением о снятии с учета этого помещения акт обследования подтверждает прекращение существования в целом здания или сооружения, в которых было расположено это помещение, орган кадастрового учета снимает с учета такое здание или сооружение и все расположенные в нем помещения. Основанием для снятия с учета такого здания или сооружения и всех расположенных в нем помещений является указанное заявление.
Таким образом, акт обследования необходим уполномоченному органу для подтверждения прекращения существования объекта недвижимости.
В данном случае общество обратилось в кадастровую палату с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета забора не вследствие его уничтожения (ликвидации), а в связи с тем, что фактически данное имущество не является объектом недвижимости.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 5 указанной статьи определено, что в соответствии с данным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Таким образом, кадастровый учет может быть осуществлен только в отношении объекта недвижимости.
Таким образом, Закон о кадастре не содержит положений, регулирующих вопрос снятия с кадастрового учета объектов, не являющихся объектами капитального строительства, ошибочно поставленных на кадастровый учет в качестве таковых.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания решений органов, осуществляющих публичные полномочия незаконными является не только несоответствие их закону или иному нормативному акту, но и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае наличие в государственной кадастре недвижимости записи о заборе само по себе не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушения, при том, что постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу N А41-49929/15 признано отсутствующим зарегистрированное право собственности птицефабрики на этот забор и установлен факт того, что он не является объектом недвижимого имущества.
В том случае если общество считает, что существование данного забора нарушает его права и законные интересы, оно не лишено право требовать устранения нарушения его прав и законных интересов в том числе в судебном порядке, ссылаясь при избрании надлежащего способа защиты на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу N А41-49929/15 как на вступивший в законную силу судебный акт, которым установлен указанный факт. При этом, по мнению апелляционного суда, то обстоятельство, что в государственном кадастре недвижимости сохранились кадастровые сведения об упомянутом заборе, не создает для общества каких-либо препятствий в реализации его прав и законных интересов.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2017 по делу N А41-86217/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86217/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2017 г. N Ф05-10433/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Томилино"
Ответчик: ФГБУ ФС государственной регистрации, кадастра и картографии Филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Управление Росреестра по МО, ФГБУ ФС государственной регистрации, кадастра и картографии Филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области