Обострение социально-экономического кризиса в Российской Федерации, обесценивание нравственных ценностей и человеческой жизни, ограничение доступа детей и молодежи к услугам в области информации привели к отрицательным последствиям в области формирования высокой духовности, интеллектуальном и нравственном развитии детей и молодежи. В этих условиях значительно возрастает роль телевизионного вещания и радиовещания.
Все острее становится проблема ответственности вещателей перед обществом за информационную политику, которая проводится зачастую без учета интересов и потребностей детей и молодежи. Значительно сокращены учебные программы, научно-популярные и познавательные программы, нет специальных программ для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, не проводятся информационные кампании, направленные на формирование здорового образа жизни.
Доступ детей и молодежи для выражения своих мнений, интересов, культурных ориентации, дарований и способностей на телевидение и радио чрезвычайно затруднен. В эфире преобладает пропаганда культа насилия и жестокости.
Безудержная экспансия иностранной аудио- и видеопродукции, пропагандирующей агрессию и в немалой степени влияющей на разрушение психического и физического здоровья детей и молодежи, способствует росту правонарушений в детской и молодежной среде, развитию раннего алкоголизма, наркомании и токсикомании у детей и молодежи.
В настоящее время не исполняются в полной мере государственные обязательства по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
В то время как во многих государствах наблюдается тенденция к увеличению объема телевизионного вещания и радиовещания для детей и молодежи, в том числе на специализированных детских телевизионных каналах, в Российской Федерации коммерческие интересы вещателей практически вытеснили из эфира детские и молодежные программы и передачи. Особенно остро это проявляется при осуществлении вещания региональными теле- и радиокомпаниями.
Вещатели постоянно нарушают условия лицензий на вещание, в соответствии с которыми необходимо выделять определенный объем эфирного времени для показа детских и молодежных программ и передач.
Ссылаясь на отсутствие финансовых средств, вещатели сокращают производство детских и молодежных программ и передач, подменяя их некачественной иностранной аудио- и видеопродукцией. Засилье иностранной, прежде всего американской, массовой культуры самым неблагоприятным образом влияет на формирование у детей представления о культурных ценностях. Героями детей становятся персонажи чужой истории и культуры.
Многие программы и передачи для детей и молодежи российских вещателей не отличаются высоким художественным уровнем, разнообразием жанров и содержания, не отвечают разносторонним интересам детей и молодежи. Стремление авторов таких программ и передач сделать их доступными для детской и молодежной аудитории нередко приводит к упрощенной подаче материала, использованию нелитературной лексики, навязыванию стереотипов поведения, далеких от общепризнанных норм и сложившихся традиций.
Все это свидетельствует о снижении профессионального уровня авторов, теле- и радиожурналистов, ведущих детских и молодежных программ и передач.
Очевидна необходимость создания специальной процедуры отбора детских и молодежных программ и передач, введения в практику работы вещателей экспертной оценки соответствия их продукции социально-педагогическим, художественным, санитарно-гигиеническим требованиям, а также требованиям безопасности нравственного, физического и психического здоровья детей и молодежи.
Государство практически устранилось от защиты прав и законных интересов детей и молодежи на информацию. Нормативные правовые акты, регулирующие телевизионное вещание и радиовещание, не обеспечивают в полной мере обязательства государства по защите интересов детей и молодежи, созданию условий для их приобщения к духовному богатству российской и мировой культуры. Отсутствуют механизмы реализации принятых решений по вопросам общепризнанных принципов и норм международного права в области соблюдения прав детей, защиты детей и молодежи от теле- и радиопродукции, несовместимой с нормами морали и нравственности.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание Президента Российской Федерации на то, что в условиях широкого распространения новых информационных и телекоммуникационных технологий необходимо определять государственную политику в области телевизионного вещания и радиовещания с учетом приоритета прав и законных интересов детей и молодежи в целях формирования нового поколения россиян, духовного развития народов России, предотвращения размывания российских культурно-исторических ценностей и традиций.
2. Просить Президента Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о принятии федеральными органами исполнительной власти экстренных мер по формированию условий развития телевизионного вещания и радиовещания с учетом интересов детей и молодежи, защите их от информации, оскорбляющей общественную нравственность и оказывающей негативное воздействие на нравственное, физическое, психическое здоровье детей и молодежи.
3. Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, Комитету Государственной Думы по информационной политике и связи, Комитету Государственной Думы по культуре, Комитету Государственной Думы по образованию и науке в приоритетном порядке осуществлять подготовку к рассмотрению Государственной Думой проектов федеральных законов в области защиты прав и законных интересов детей и молодежи при осуществлении телевизионного вещания и радиовещания.
4. Предложить Правительству Российской Федерации:
при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2000 год предусмотреть целевое выделение средств на государственную поддержку программ и проектов, направленных на информационное обслуживание детей и молодежи средствами телевизионного вещания и радиовещания, перспективных научных исследований в данной области и на создание системы мониторинга детских и юношеских программ и передач;
определить механизмы привлечения внебюджетных средств в целях стимулирования российских вещателей, производящих и распространяющих детские и молодежные программы и передачи;
разработать систему мер по увеличению негосударственными вещателями объема вещания, в том числе на условиях государственного заказа, для детей и молодежи, отвечающего национальным интересам, высоким нравственным ценностям и богатейшим традициям российской культуры;
определить меры по контролю за соблюдением вещателями лицензионных требований и условий в отношении детских и молодежных программ и передач и установить более жесткие правовые и экономические санкции за нарушение указанных требований и условий.
5. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
6. Направить настоящее Постановление для опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
Г.Н. Селезнев |
Москва
9 июня 1999 г.
N 4065-II ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июня 1999 г. N 4065-II ГД "О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания в интересах детей и молодежи"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 1999 г. N 25 ст. 3069