Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2017 г. N Ф06-23363/17 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
21 апреля 2017 г. |
Дело N А55-19492/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 апреля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью Коммерческая организация с иностранными инвестициями "Кроне-Автоматика" - представителя Головинова А.А. (доверенность от 16.01.2017),
от Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области" - представитель не явился, извещено,
от Администрации муниципального района Волжский Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Коммерческая организация с иностранными инвестициями "Кроне-Автоматика"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2017 года по делу N А55-19492/2016 (судья Лихачев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Коммерческая организация с иностранными инвестициями "Кроне-Автоматика",
к Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области",
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального района Волжский Самарской области,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Коммерческая организация с иностранными инвестициями "Кроне-Автоматика" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области" (далее - ответчик), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее - третье лицо), о признании незаконным отказа от 30.08.2016 N 29-7054 МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" администрации Волжского района Самарской области; о возложении на МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" администрации Волжского района Самарской области, принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью коммерческая организация с иностранными инвестициями "Кроне - Автоматика".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью Коммерческая организация с иностранными инвестициями "Кроне-Автоматика" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что категория испрашиваемого участка не установлена в соответствии с действующим законодательством.
Податель жалобы ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок предназначен для эксплуатации объекта энергетики, согласно п. 1 ст. 89 ЗК РФ, участок относится к землям энергетики. Земли энергетики относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 20.03.2017 на 17.04.2017.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель общества с ограниченной ответственностью Коммерческая организация с иностранными инвестициями "Кроне-Автоматика" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание 17.04.2017 представители Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области", Администрации муниципального района Волжский Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "Кроне-Автоматика" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - строительство отпайки от опоры N 3005/13ВЛ 6кВ фидера N 30р (р-н кладбища "Южное") подстанции 110/6кВ "Овощная" до производственной базы ООО "Кроне-Автоматика" на территории Волжского района Самарской области, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, пос. Стромилово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.12.2012 (л.д. 38).
Заявитель обратился в Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области" с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества (л.д. 10).
Письмом от 30.08.2016 N 29-7054 ответчик отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения со ссылкой на невозможность предоставления земельного участка, который предстоит образовать, для эксплуатации линий электропередач без перевода его в иную категорию (л.д. 50-51).
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 данного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. п. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 данного Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. п. 1 - 23 ст. 39.16 данного Кодекса.
Пунктами 1 и 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Судом установлено и следует из представленных в дело документов, испрашиваемый земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
В абзаце 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, заявитель обратился к заинтересованному с заявлением о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения спорного земельного участка с целью дальнейшего приобретения его в собственность.
Ответчиком в адрес заявителя направлен отказ от 30.08.2016 N 29-7054, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель- земли сельскохозяйственного назначения, тогда как земельный участок для эксплуатации линии электропередач должен иметь категорию земель -земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.(л.д.50-51).
В ходе судебного разбирательства суд установил, что на период строительства объекта недвижимого имущества - отпайки от опоры N 3005/13ВЛ 6кВ фидера N 30р (р-н кладбища "Южное") подстанции 110/6кВ "Овощная" до производственной базы ООО "Кроне-Автоматика" на территории Волжского района Самарской области заявителю представлялись в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:3282 и 63:17:0000000:1574.
В настоящее время строительство линии электропередач завершено, на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано право собственности заявителя.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным отказа МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" администрации Волжского района Самарской области от 30.08.2016 N 29-7054, поскольку оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2017 года по делу N А55-19492/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19492/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2017 г. N Ф06-23363/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО коммерческая организация с иностранными инвестициями "КРОНЕ-Автоматика"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области"
Третье лицо: Администрация муниципального района Волжский Самарской области