Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2017 г. N Ф10-2537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
7 марта 2017 г. |
Дело N А83-6521/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 07.03.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителя Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Шмигель А.А., доверенность N 02-27/45 от 10.01.2017; представитель ООО "Фамилия - Комфорт" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции по жилищному надзору Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2016 по делу N А83-6521/2016 (судья Авдеев М.П.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фамилия - Комфорт" (ул.Строителей, 3, пгт. Гурзуф, г. Ялта, 298645)
к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (ул. Павленко, 18, г. Симферополь, 295006)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2016 по делу N А83-6521/2016 заявление Общества с ограниченной ответственностью "Фамилия-Комфорт" -удовлетворено. Признано недействительным предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым N 47 от 10.08.2016. Взыскано с Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фамилия - Комфорт" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу ООО "Фамилия - Комфорт" в материалы дела не представлен.
В судебное заседание представитель ООО "Фамилия - Комфорт" не явился, о месте и времени судебного заседания заявитель извещен определением об отложении судебного разбирательства от 08.02.2017, копия которого получена 18.02.2017, что подтверждается почтовым уведомлением. Информация о судебном заседании назначенном на 01.03.2017 на 14 час.20 мин. также опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими коллективными обращениями граждан от 05.05.2016, 16.05.2016, 25.05.2016,28.06.2016, а также гр. Агафонова от 07.07.2016, начальником Инспекции по жилищному надзору Республики Крым издан приказ от 25.07.2016 N 82/н о проведении выездной внеплановой проверки юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Фамилия-Комфорт".
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки оформлен акт от 09.08.2016 N 77/н, согласно которому выявлено нарушение со стороны заявителя требований пункта 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"; п.5.10.2. Правил и норм Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"; п.1.5 Правил и норм Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
По результатам проверки ООО "Фамилия-Комфорт" выдано предписание от 10.08.2016 N 47, согласно которому заявителю необходимо:
-обеспечить соблюдение Минимального перечня услуг и работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", в части обеспечения диспетчерской связи с кабиной лифта, обеспечения проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов) (нарушение п.22. Минимального перечня). Срок исполнения 10.09.2016.
-обеспечить надлежащее содержание лифтов в исправном состоянии и безопасной эксплуатации путем организации надлежащего обслуживания и ремонта (нарушения п.5.10.2 ПиН Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Срок исполнения 10.09.2016.
-обеспечить наличие технической документации МКД длительного хранения в полном объеме (нарушения п.1.5 ПиН Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"). Срок исполнения 10.09.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Фамилия-Комфорт" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств согласования с прокуратурой проверки, на основании которой составлен акт и вынесено оспариваемое предписание, отсутствия доказательств обязанности Общества выполнять мероприятия, предписанные Инспекцией.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны в т.ч. выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Крым и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Инспекции.
При этом, как указано выше внеплановая проверка по указанным в части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Частью 2 статьи 10 ФЗ N 294-ФЗ установлены основания для проведения внеплановой проверки.
Как следует из материалов дела, в данном случае в качестве оснований Инспекция указала на коллективные обращения граждан от 05.05.2016, 16.05.2016, 25.05.2016, 28.06.2016, а также гр. Агафонова от 07.07.2016.
В связи с изложенным, апелляционная инстанция считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что проверка юридического лица - ООО "Фамилия-Комфорт" проведена с нарушением Федерального закона N 292-ФЗ и без достаточных на то оснований.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 22 Перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, относится в том числе, организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта.
При этом, неразрывность работ по обслуживанию диспетчерской связи подтверждается Постановлением горного и промышленного надзора России от 26.05.2000 N 26 "Об утверждении типовой инструкции лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пульта", согласно которому лифт должен быть остановлен в случае, когда на лифтах, подключенных к диспетчерскому пульту, не работает двусторонняя переговорная связь или не поступают сигналы с лифта на пульт оператора, не действует сигнализация из кабины и вызова обслуживающего персонала (пункт 4.11 статьи 4 Типовой инструкции лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пульта РД 10-360-00).
Кроме того, согласно ГОСТ Р 53780-2010 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 41-ст (в ред. действовавшей до 01.01.2017), обслуживание лифта в здании должно быть организованно таким образом, что обеспечивается безотлагательное прибытие персонала на вызов с лифта (подпункт е пункта 4.3). Для выполнения работ по эвакуации пассажиров должна быть предусмотрена двухсторонняя связь между пассажиром в кабине и обслуживающим персоналом, находящимся около устройства управления (пункт 5.2.12).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В пункте 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из: а) технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; б) осмотров; в) подготовки к сезонной эксплуатации; г) текущего ремонта; д) капитального ремонта.
Согласно пункту 5.10.1 Правил N 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) - линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Для этих целей эксплуатирующая организация в том числе, обеспечивает соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Следовательно, для признания законным оспариваемого предписания необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Материалами подтверждается, что ООО "Фамилия-Комфорт" является эксплуатирующей организацией в понимании пункта 5.10.2 Правил N 170. Общество осуществляет функции управления многоквартирным домом по адресу: ул. Строителей, д.3, пгт. Гурзуф, г. Ялта, Республика Крым, 298640.
В ходе проведенной проверки Инспекцией, результаты которой нашли отражение в акте проверки от 09.08.2016 N 77/н, выявлен факт отсутствия связи с диспетчером, при нажатии установленной в лифте кнопки вызова диспетчера, вызов на диспетчерскую службу не поступает, что подтверждает факт, отраженный в коллективном обращении.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пунктах 24 и 26 Правил N 491 и пункте 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170. К числу таких документов Правилами N 491 и N 170 отнесен технический паспорт многоквартирного дома.
Согласно акту проверки при рассмотрении вопроса, содержащемся в обращениях граждан по неисполнению Обществом договорных обязательств в части отказа ООО "Фамилия-Комфорт" от содержания, управления и текущего ремонта подземного паркинга, у Общества был затребован (запрос от 04.08.2016) технический паспорт МКД. В ответ на указанный запрос (от 05.08.2016), Обществом было сообщено, что технический паспорт МКД у ООО "Фамилия-Комфорт" украден в 2015 году. При этом из письма прокуратуры города Ялты от 29.08.2016 (л.д. 84) на имя директора ООО "Фамилия-Комфорт" следует, что с заявлением по факту кражи от Воронцова К.В., было зарегистрировано только 02.04.2016 и доказательств восстановления документа не представлено.
Кроме того, из акта проверки следует что в ходе ее проведения присутствовал директор ООО "Фамилия-Комфорт" Воронцов К.В., что подтверждается его подписью об ознакомлении и получении акта. Несогласие с выводами проведенной проверки директором не заявлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что проверка в отношении Общества проведена без грубых процессуальных нарушений, предписание Инспекцией от 10.08.2016 вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства, в пределах полномочий указанного органа и не нарушает права и законные интересы Общества.
Следовательно, в удовлетворении требований Общества следует отказать.
Относительно доводов апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Инспекции при рассмотрении судом первой инстанции данного заявления, судебная коллегия признает их не обоснованными. Материалами дела подтверждается бесспорное надлежащее извещение судом первой инстанции заинтересованного лица в порядке, предусмотренном нормами АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2016 по делу N А83-6521/2016 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Фамилия - Комфорт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6521/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 июля 2017 г. N Ф10-2537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФАМИЛИЯ-КОМФОРТ"
Ответчик: Инспекция по жилищному надзору Республики Крым
Третье лицо: Инспекция по жилищному надзору Республики Крым