Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 г. N Ф08-4457/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2017 г. |
дело N А32-41315/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В., судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Щетининым П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента строительства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2017 по делу N А32-41315/2016 (судья О.Б. Куликов) по иску Департамента строительства Краснодарского края
(ИНН 2308190196, ОГРН 1122308006590) к ответчику: закрытому акционерному обществу "Проект-инвест"
(ИНН 2348030865, ОГРН 1102348000600) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Проект-инвест" (далее - ответчик, общество) о взыскании 229 582 рублей 44 копеек, из которых 194 771 рубль субсидий, 34 811 рублей 44 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
Истец полагает, что в результате несоблюдения требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.04.2011 N 402, устанавливающего порядок предоставления субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса в рамках реализации подпрограммы "Жилище", произошло необоснованное выделение обществу бюджетных средств, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на сумму 194 771 рубль.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2017 заявленные исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 194 771 рубль субсидий. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности исковых требований в части взыскания субсидий, установив, что в результате несоблюдения требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.04.2011 N 402, устанавливающего порядок предоставления субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса в рамках реализации подпрограммы "Жилище", произошло необоснованное выделение обществу бюджетных средств, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета. В удовлетворении требований о взыскании 34 811 рублей 44 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами отказано, поскольку правоотношения по возврату субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, к отношениям по которому возможность применения гражданского законодательства не предусмотрена, в связи с чем у истца не возникло право требования процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании 34 811 рублей 44 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда изменить, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме.
Апеллянт полагает, что в рассматриваемом случае на сумму удерживаемых денежных средств подлежат уплате проценты пользование чужими денежными средствами, рассчитанные в соответствии с положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 5, 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Закона Краснодарского края от 18.12.2013 N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 апреля 2011 года N 402 "Об утверждении Порядка субсидирования из средств краевого бюджета процентной ставки по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса" (далее - Порядок), приказа Департамента от 08.09.2014 N 138 "О предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическим лицом в кредитной организации" 10.09.2014 между истцом (департамент) и обществом (организация) был заключен договор о предоставлении субсидий из средств краевого бюджета в целях возмещения части затрат на уплату процентов по банковскому кредиту N 10 (далее - договор), предметом которого является предоставление департаментом из средств краевого бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитному договору от 06.02.2013 N кр-л/2013/2-м с Афипским филиалом Банка "Клиентский" (ОАО) в части целевого использования кредита на цели, установленные Порядком (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2 договора выплата субсидий производится из расчета 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 уплаченных процентов по кредитному договору за соответствующий период в сумме 2 465 891 рубля 26 копеек.
В случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору или получения письма-уведомления, связанных с изменением размера платы за пользование кредитом, для расчета суммы субсидий применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере на дату изменения процентной ставки по кредитному договору.
В соответствии с пунктом 3.1 договора субсидии предоставляются в целях: оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам (части кредитов), направляемым на проектирование, строительство, монтаж и пусконаладочные работы при строительстве жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса, а также на приобретение строительных материалов, необходимых при строительстве жилья; возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса, юридическим лицам, в том числе жилищным и жилищно-строительным кооперативам, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что в случае выявления фактов нарушения требований, установленных Порядком, бюджетные средства (в части выявленных нарушений) подлежат возврату организацией в течение 15 календарных дней с даты его уведомления департаментом. В случае невозврата субсидии в добровольном порядке взыскание данной суммы осуществляется департаментом в судебном порядке.
Во исполнение условий договора департамент по платежным поручениям от 10.11.2014 N 954, от 31.03.2015 N 642 перечислил обществу субсидию в размере 2 465 891 рубля 26 копеек.
В дальнейшем по результатам проведенной истцом выездной проверки отдельных вопросов соблюдения бюджетного законодательства при расходовании средств, выделенных департаменту строительства Краснодарского края в рамках реализации государственных программ Краснодарского края за 2014 - 2015 годы, истекший период 2016 года было выявлено следующее.
Фактический расчет суммы субсидии произведен застройщиком и принят департаментом за период с 12.02.2013 по 30.09.2014 (за каждый месяц отдельно) на общую сумму 2 533 458 рублей.
Согласно договору об открытии кредитной линии от 06.02.2013 N кр-л/2013/2-м кредитные средства размере 35 млн. рублей направлены застройщиком на объект: "Строительство многоквартирного дома по ул. Российская, 337, г. Краснодар".
В нарушение пункта 2.1 Порядка обществом неправомерно включены в фактический расчет и предъявлены субсидированию фактически не произведенные на момент подачи заявления и пакета документов и, соответственно, документально не подтвержденные расходы па уплату процентов по банковскому кредиту, что привело к неправомерному расходованию средств краевого бюджета на сумму 194 771 рубль.
Произведенным в ходе проверки перерасчетом установлено, что завышение суммы субсидии предоставленной департаментом ответчиком по договору субсидирования от 10.09.2014 N 10 составило 194 771 рубль.
Таким образом, в результате несоблюдения требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.04.2011 N 402, устанавливающего порядок предоставления субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса в рамках реализации подпрограммы "Жилище", повлекшего необоснованное выделение обществу бюджетных средств, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на сумму 194 771 рубль.
В адрес ответчика направлена претензия от 01.11.2016 N 207-4780/16-01-10 о возврате необоснованно выплаченных средств краевого бюджета в размере 194 771 рубля.
Ответчиком денежные средства в сумме 194 771 рубля не возвращены, ввиду чего истец был вынужден обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием в защиту нарушенного права.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 25 апреля 2011 года N 402 в целях оказания государственной поддержки, стимулирования деятельности юридических лиц, в том числе жилищных и жилищно-строительных кооперативов, осуществляющих строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса, целевого использования средств краевого бюджета, направляемых на субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса, на основании подпрограммы "Жилище" государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" (утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 года N 1038), утвержден Порядок предоставления субсидий из средств краевого бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по банковским кредитам, полученным юридическими лицами, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка уполномоченным органом по предоставлению субсидии является департамент строительства Краснодарского края (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1.4 Порядка субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам (части кредитов), направляемым на проектирование, строительство, монтаж и пусконаладочные работы при строительстве жилья, в том числе малоэтажного и (или) экономкласса, а также на приобретение строительных материалов, необходимых при строительстве жилья.
Не возмещаются затраты на уплату процентов по банковским кредитам, направляемым на проектирование, строительство, монтаж и пусконаладочные работы при строительстве нежилых помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирных домах и не входящих в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества таких домов (пункт 1.6 Порядка).
Согласно пункту 3.5 Порядка ответственность за достоверность представляемых документов и сведений несет заемщик в соответствии законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.7 Порядка уполномоченный орган, предоставляющий субсидию, и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии заемщику.
В случае выявления фактов нарушения требований, установленных настоящим Порядком, бюджетные средства (в части выявленных нарушений) подлежат возврату заемщиком в течение 15 календарных дней с даты его уведомления уполномоченным органом. В случае невозврата субсидии в добровольном порядке взыскание данной суммы осуществляется уполномоченным органом в судебном порядке (пункт 3.8 Порядка).
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
На момент рассмотрения спора срок для исполнения требования, содержащегося в претензии от 01.11.2016 N 207-4780/16-01-10 истек, ответчиком не представлено доказательств исполнения обязательства по возврату субсидии в бюджет, следовательно, требования истца являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, что сторонами по существу не оспаривается.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 34 811 рублей 44 копеек.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований в названной части отказал, указав, что поскольку правоотношения по возврату субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, к отношениям по которому возможность применения гражданского законодательства не предусмотрена, в связи с чем у истца не возникло право требования процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апеллянт с названным выводом суда первой инстанции не согласен, просит решение суда в названной части изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Апеллянт в частности полагает, что поскольку денежные средства удерживались ответчиком, он правомочен требовать начисление процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит доводы апеллянта несостоятельными, а выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Проценты, предусмотренные указанной нормой, являются мерой гражданско-правовой ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Применение положений данной статьи в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям. Данный правовой подход отражен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1665-О.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Правоотношения по возврату субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, к отношениям по которому возможность применения гражданского законодательства в части применения меры гражданско-правовой ответственности не предусмотрена, в связи с чем у истца не возникло право требования процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2014 по делу N А32-3829/2014, от 11.06.2014 по делу N А32-27286/2013, определении Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2015 N 308-ЭС15-1891 по делу N А32-54/2014.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 апреля 2017 года по делу N А32-41315/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41315/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 г. N Ф08-4457/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент строительства Краснодарского края
Ответчик: ЗАО "ПРОЕКТ-ИНВЕСТ"