Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 сентября 2017 г. N Ф02-4283/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
18 мая 2017 г. |
Дело N А19-4118/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2017.
Полный текст постановления изготовлен 18.05.2017.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моряхиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2017 года по делу N А19-4118/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" (666034, Иркутская область, г. Шелехов, кв-л 4, 11, 8, ОГРН 1063848018585) к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (664073, г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2, ОГРН 1073808028271) о взыскании денежных средств, третье лицо - Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1 (664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, ОГРН 1083808001023), (суд первой инстанции: Кшановская Е.А),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" обратилось с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании 963 807, 84 руб. в счет возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, за май, июнь 2014 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2016 решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.06.2016 оставлено без изменения.
Постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.12.2016 решение от 01.06.2016 арбитражного суда Иркутской области, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2016 по делу N А19-4118/2016 отменены и дело передано на новое рассмотрение в арбитражный суд Иркутской области.
Определением суда от 23.01.2017 судом принято уточнение иска, с учетом подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также положений статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части указания, что ответчиком по настоящему спору должно выступать публично-правовое образование - Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, а взыскание производиться с ответчика за счет казны Иркутской области
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2017 года с Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" взыскано 963 807 руб. 84 коп. убытков, 25 276 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обратился с апелляционной жалобой. Указывает, что в момент возникновения спорных правоотношений все распорядительные действия по предоставлению бюджетных ассигнований осуществлялись территориальным управлением уполномоченного органа, а именно управлением министерства по Шелеховскому району. При этом Министерство не является правопреемником ни управления Министерства по Шелеховскому району, ни Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1, соответственно, не может нести ответственность по их обязательствам. Действия истца - не соблюдение порядка предоставления отчетных документов в соответствии с пунктом 12 Положения привели к невозможности получения соответствующего возмещения в рамках договора. Считает, что Иркутская область в лице Министерства не может нести ответственность по настоящему делу. Просит решение суда отменить.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу.
Истец, ответчик, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца, ответчика.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.03.2014 между истцом и управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району (в настоящее время - Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1) заключен договор N 31 о предоставлении бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся в отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области N 31.
Предметом договора является предоставление в 2014 году истцу бюджетных ассигнований из областного бюджета в целях возмещения расходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси).
Договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" (далее - постановление N 521-пп).
Согласно пункту 1.4 договора возмещению подлежат расходы истца, составляющие разницу между объемом транспортных услуг, предоставленных гражданам, стоимостью единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения с учетом количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов либо электронных транспортных приложений. При этом расчет транспортных услуг, предоставленных гражданам, включаемый в расчет суммы расходов перевозчика, определяется исходя из установленных в соответствии с действующим законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов за пассажирокилометр, среднего расстояния перевозки, а также количества поездок в расчете 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении и 20 поездок на автомобильном транспорте пригородного сообщения в месяц.
Пунктом 2.1.2 договора установлено, что для получения бюджетных ассигнований истец не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Управлению реестры учета, расчеты суммы расходов истца, акты сверок реестров учета, счета-фактуры на оплату услуг истца. Порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), определены в Положении об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее-Положение N 521-пп), утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп.
Согласно пунктам 12 Положения N 521-пп, 2.1.2 договора для получения бюджетных ассигнований истец не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет ответчику реестры учета, расчеты суммы расходов истца, акты сверки реестра учета, счета-фактуры на оплату услуг истца.
Пунктом 3.1 договора стороны согласовали, что основанием для отказа в предоставлении Перевозчику бюджетных ассигнований является непредоставление, несвоевременное предоставление документов, указанных в п.2.1.2 договора, а также, если документы, указанные в п. 2.1.2 договора не соответствуют прилагаемым к договору формам или содержат недостоверные сведения.
В обоснование суммы расходов за май, июнь 2014 г. в размере 963 807 руб. 84 коп. истец представил в материалы дела соглашение сторон арбитражного процесса о признании обстоятельств, не требующих доказывания по делу N А19-15433/2014 от 13.04.2015, подписанное истцом и Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району (далее - Соглашение)
Согласно вышеуказанному соглашению: - истец является организацией, имеющей право на перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси); - между сторонами заключен договор определяющий порядок предоставления в 2014 году перевозчику бюджетных ассигнований из областного бюджета в целях возмещения расходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси); - истцом на основании договора осуществлена перевозка пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси) в период: май 2014 года, июнь 2014 года; - Управление проверило реестры учета реализованных ООО "Народный маршрут" единых социальных проездных билетов за май 2014 года, июнь 2014 года, верно указано количество реализованных билетов май 2014 года - 645 штук, июнь 2014 9 года - 678 штук, о верном применении формулы расчета сумм расходов за перевозки пассажиров; - Перевозчиком оказаны услуги в период май, июнь 2014 г. и возмещение Управлением не произведено.
Вышеуказанное соглашение сторон арбитражного процесса о признании обстоятельств, не требующих доказыванию от 13.04.2015 заключено в рамках дела N А19-15433/2014 по иску ООО "Народный маршрут" к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району о взыскании невозмещенных бюджетных ассигнований в размере 1 425 300 руб. 48 коп. по договору N 31 от 31.03.2014, из них: 461 492 руб. 64 коп. основной долг за апрель 2014; 469 881 руб. 60 коп. - основной долг за май 2014; 493 926 руб. 24 коп. - основной долг за июнь 2014.
В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2015 по делу N А19-15433/2014 установлено процессуальное правопреемство Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району на межрайонное Управление социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1.
В обоснование требований истец ссылается на то, что после принятия судебного акта по делу N А19-15433/2014, в котором установлены все существенные обстоятельства (сверены реестры), истец обратился за возмещением расходов в управление с предоставлением необходимого пакета документов для осуществления выплаты понесенных затрат за май, июнь 2014 (письмо N 906 от 14.04.2015). Письмом N02-88 от 28.04.2015 Управление отказало ООО "Народный маршрут" в выплате размещения с указанием на то, что произошла реорганизация и управление не имеет полномочий по принятию документов, необходимых для предоставления субсидий перевозчикам.
В связи с отсутствием возмещения затрат за май, июнь 2014 г. и отсутствием отказа в такой выплате, 22.01.2016 года истец обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с требованием произвести выплату понесенных затрат.
Письмом N 53-35-2055/16-11 от 26.02.2016 г. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказало в возмещении расходов за май, июнь 2014 г. по причине не предоставления документов в установленные сроки, что явилось основанием для предъявления в суд настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что договор N 31 заключен во исполнение требований постановления N 521-пп. Данное постановление принято в соответствии со статьями 69, 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ, статьей 67 Устава Иркутской области от 17.04.2009 N 1.
Согласно пункту 1 (1) постановления N 521-пп в Иркутской области за счет средств областного бюджета осуществляется обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.
Как следует из пункта 1 положения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденного постановлением N 521-пп, уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган), субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до уполномоченного органа на цели, указанные в настоящем пункте.
Пункт 18 указанного положения устанавливает, что уполномоченный орган, служба государственного финансового контроля Иркутской области осуществляют проверку соблюдения перевозчиками условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством.
Из изложенного следует, что обязанности по возмещению расходов транспортным предприятиям при перевозке льготных пассажиров возложены на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Согласно пункту 16 Постановления N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
В пункте 3.1 договора N 31 содержится условие об освобождении публично- правового образования от предоставления компенсации транспортному предприятию в связи с несвоевременным представлением сведений, подтверждающих факт осуществления перевозки льготных пассажиров.
Вместе с тем, в силу положений пунктов 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что истец добросовестно выполнял условия договора, предоставлял документы на возмещение выпадающих доходов, тогда как в результате неоднократной реорганизации территориального органа Министерства соцразвития, отвечающего за прием документов от истца по договору N 31 от 31.03.2014 г., у истца отсутствовала возможность для предоставления документов в установленном порядке.
Указанные обстоятельства применительно к разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведённым в пункте 6 Постановления 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", позволяют прийти к выводу о неприменении условий п. 3.1. договора в настоящем случае.
В этой связи и с учетом установленных обстоятельств признания ответчиком в соглашении от 13.04.2015 факта оказания истцом услуг по перевозке пассажиров, количество реализованных истцом билетов в период с мая по июнь 2014, а также невозмещения Управлением стоимости расходов, которые понесло ООО "НАРОДНЫЙ МАРШРУТ", суд пришел к правомерному выводу возникновении у ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом расходов в размере 963 807 руб. 84 коп. в силу пункта 2.1.2 договора.
Оснований для несогласия с указанными выводами у апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2017 года по делу N А19-4118/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4118/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 декабря 2016 г. N Ф02-6685/16 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Народный маршрут"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Третье лицо: Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N1
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4283/17
18.05.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3857/16
21.02.2017 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4118/16
12.12.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6685/16
03.10.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3857/16
01.06.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4118/16