Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 октября 2017 г. N Ф09-5417/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 мая 2017 г. |
Дело N А07-10358/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2017 по делу N А07-10358/201607-10358/2016 (судья Давлеткулова Г.А.),
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Ахмерова А.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2017),
Государственного Комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Петров О.П. (доверенность от 26.04.2016), Асадченко Л.Ю. (доверенность от 31.01.2017)
11.05.2016 открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному Комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет, административный орган) о признании незаконным предписания N ЦО- 16-257-020 от 23.03.2016 о приведении размера оплаты за отопление в многоквартирном доме по ул. Черниковой 75/3 в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 и расчете оплаты по установленной формуле.
Предписание является неисполнимым - дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП) и не представляется возможным разграничить тепловую энергию, направляемую на приготовление горячей воды и на отопление. В связи с этим начисление производилось по ранее действующему нормативу, который является расчетным, этот способ согласно законодательству Республики Башкортостан может действовать до 01.07.2016 (т.1 л.д. 4-7).
Комитет возражал против заявленных требований, ссылался на законность своих действий, нарушение, установленное в ходе проверки дома (т.1 л.д.58-60).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно - кассовый центр городского округа город Уфа" (далее - МУП ЕРКЦ), (т.1 л.д.56).
Решением суда первой инстанции от 25.01.2017 в удовлетворении требований отказано.
Суд установил, что в многоквартирном доме (далее - МКД) установлен ИТП, учитывающий расходы на отопление и приготовление горячей воды. При определении размера оплаты общество применяются положения Постановления Правительства Российской Федерации N 354, которые применению не подлежат. Размер годовой оплаты должен рассчитываться исходя из фактического потребления тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета энергии.
Проверкой установлено, что обществом этот порядок не применялся, в связи, с чем предписание об устранении нарушений является законным. Точный размер теплоэнергии, стоимость и методика расчета по формуле для определения законности предписания существенным не является, ссылки на правильность расчета оплаты на основании нормативов противоречит ч.1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Отклонен довод общества о невозможности разграничения объемов энергии использованной для отопления и разогрева горячей воды. Эти объемы определены в квитанциях об оплате, направленных жильцам дома (т.1 л.д. 91-95).
27.02.2017 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о возможности разграничения тепловой энергии, используемой для отопления и подогрева горячей воды путем вычитания показаний в квитанциях, направленных жильцам дома. Действующее законодательство не предусматривает такого способа расчета.
Этот способ не учитывает потребление ресурсов для общедомовых нужд, в связи с чем, разделение можно произвести только расчетным путем.
Комитет возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Третье лицо о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено, его представители не явились, суд определил рассмотреть без не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфы" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 18.12.2008 (т.1 л.д. 12), является управляющей организацией для собственников квартир дома по адресу: г. Уфа, ул. Черниковой 75/3 (т.1 л.д. 44-46).
В Комитет поступила жалоба Мызгаева С.Г. на повышение с 01.01.2016 тарифа на тепловую энергию (т.1 л.д.20), им представлены платежные квитанции (т.1 л.д. 28-34).
20.02.2016 Комитетом вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки (т.1 л.д.21).
Составлен акт проверки N ЦО16-1247-257 от 23.03.2016, установивший неверное определение размера оплаты за тепловую энергию (т.1 л.д. 23-24).
Выдано предписание N ЦО-16-257-020 от 23.03.2016, где обществу до 13.05.2016 предлагается устранить нарушения и привести размер оплаты в 2016 году в соответствие п.п. 2 п.2 Правил N 307, произвести пересчет оплаты на основании данных приборов учета (т.1 л.д.10-11).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы закона, указав на возможность разграничения размеров оплаты ресурсов тепловой энергии, используемой для отопления и нагрева тепловой воды на основании данных ИТП.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного предписания.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора)_ обращений и заявлений граждан_ в случае нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В рассматриваемой ситуации основанием для проведения административным органом внеплановой выездной проверки послужило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 75/3 по ул. Черниковой г. Уфы по вопросу правильности расчета оплаты за тепловую энергию.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проверенном жилом доме N 75/3 по ул. Черниковская в г. Уфа расположен индивидуальный тепловой пункт (ИТП) и общедомовой прибор учета тепловой энергии, учитывающий расход тепловой энергии на услуги отопление и приготовление горячей воды, в связи с чем, плата должна рассчитываться исходя из данных приборов учета, а не из нормативов. Комитетом в предписании заявлены законные требования о перерасчете оплаты.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнителям коммунальных услуг следует применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354.
В силу подп. "б" п. 21 Правил N 307 (действовавшими в проверенный период) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к указанным Правилам.
В ходе проверки было установлено, что ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" размер платы по услуге отопление с января 2016 определяется не в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307, что является нарушением этих правил и основанием для выдачи обязательного предписания. Оплата за тепловую энергию определялась не на основании данных приборов учета, а из утвержденных нормативов на тепловую энергию, установленных постановлением Государственного комитета РБ по тарифам N 1560 от 23.12.2011.
При проверке Комитетом сделан вывод, что согласно подпункту 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 при определении размера платы за отопление учитывается среднемесячный объем потребления тепловой энергии, а не норматив потребления коммунальной услуги, в связи с чем, размер оплаты определен неверно. При расчете следовало из общего объема потребленной домом тепловой энергии следовало вычесть объем энергии потребленной на подогрев горячей воды. Указанная величина определяется исходя из величины потребленной холодной воды по данным счетчиков и величины тепловой энергии, необходимой для подогрева единицы воды. Общество утверждает о невозможности определить эту величину ввиду отсутствия в г. Уфе и в Республике Башкортостан в 2016 году утвержденного тарифа тепловой энергии для подогрева горячей воды, в связи с чем, определить количество тепловой энергии по приборам учета и выполнить предписание невозможно.
По запросу суда Администрация г. Уфы подтвердила действие утвержденного тарифа с 01.07.2017.
Довод общества о невозможности проведения расчет не подтвержден материалами дела. Обществом за период с января 2015 по февраль 2016 по д. 75/3 по ул. Черниковская г. Уфы был определен объем "тепловой энергии, необходимой для приготовления горячей воды", что подтверждается платежными документами по лицевому счету квартиры N 72 и представленной письмом МУП ЕРКЦ N 1036к от 09.03.2016 информацией по начислению платы по услугам: "ХВ на ГВС", "ХВ на ГВС ОДН", "Тепл. эн. ГВС", "Тепл. эн. ГВС на ОДН" за период с января 2015 по февраль 2016 в разрезе жилых помещений, оборудованных и необорудованных приборами учета, из которой видно, что по каждому жилому помещению начисляется плата по тепловой энергии на приготовление горячей воды.
При рассмотрении Арбитражным судом дела N А07-30626/2015 по иску ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" к ОАО "УЖХ Калининского района" о взыскании оплаты за поставленную горячую воду общество представило в суд контррасчет оплаты, где указало, что при расчете платы за горячую воду для конечных потребителей расчетное количество тепла, необходимое для приготовления одного кубического метра горячей воды не должно превышать 0,0568 Гкал/куб.м., т.е. самостоятельно определило спорный показатель.
При таких обстоятельствах довод заявителя о незаконности и невозможности исполнения предписания не нашел подтверждения, основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина возвращается из федерального бюджета.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2017 по делу N А07-10358/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Вернуть открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета излишне уплаченные 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10358/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 октября 2017 г. N Ф09-5417/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному надзору
Третье лицо: МУП ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан