Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2017 г. N Ф07-9244/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2017 г. |
Дело N А42-8269/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Борисовой Г.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): Матюшов К.В. - доверенность от 07.11.2016 N 14;
от ответчика (должника): Лукьянов Е.А. - доверенность от 20.12.2016 N 14-11/057391;
Субочева О.М. - доверенность от 07.12.2016 N 14-11/054172;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8543/2017) ИФНС по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2017 по делу N А42-8269/2016 (судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению ООО "Омнибус"
к ИФНС по г. Мурманску
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Омнибус", место нахождения:183038, г. Мурманск, пер. Терский, д. 8, ОГРН 1055100154592 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.08.2016 N 33270.
Решением суда от 20.02.2017 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществом не выполнены условия, при соблюдении которых оно вправе было применять льготную налоговую ставку при исчислении транспортного налога. Выводы суда о правомерном применении заявителем льготы основаны на неверном толковании нормы пункта 3 статьи 6 Закона N 368-01-ЗМО.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Омнибус" налоговой декларации по транспортному налогу за 2015 год, по результатам которой 17.05.2016 составлен Акт N 39517.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, Инспекция 11.08.2016 приняла решение N 33270 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Указанным решением Обществу также доначислен транспортный налог в сумме 573 195 руб. и пени в сумме 36 977,49 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод Инспекции о занижении Обществом суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, ввиду неправомерно заявленной льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 6 Закона Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО (с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 368-01-ЗМО. По мнению налогового органа, поскольку Общество непосредственно в установленном порядке не заключало договоры о транспортном обслуживании населения и не осуществляло самостоятельно регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области, то у него отсутствовало право на применение льготной ставки 13 руб. В ходе проверки налоговым органом было установлено, что зарегистрированные за ООО "Омнибус" транспортные средства (автобусы) последнее передало в аренду ОАО "Мурманскавтотранс" и МУАП "Снежногорское АТП", и самостоятельно не заключало с уполномоченным исполнительным органом государственной власти договоров о транспортном обслуживании населения, а также не осуществляло регулярные пассажирские перевозки по установленным маршрутам.
Решением Управления ФНС по Мурманской области от 21.10.2016 N 352 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив обоснованным применение Обществом льготной налоговой ставки, установленной пунктом 3 статьи 6 Закона N 368-01-ЗМО, безотносительно тому, что Общество не самостоятельно осуществляло перевозки и непосредственно не заключало соответствующие договоры, признал решение Инспекции недействительным.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, автобусы.
Поскольку транспортные средства в данном случае зарегистрированы за Обществом, оно является плательщиком транспортного налога.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Мурманской области транспортный налог введен в действие Законом Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге".
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (статья 21 НК РФ).
Статьей 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также необходимую информацию.
При этом положения названных правовых норм в их взаимосвязи предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Пунктом 3 статьи 6 Закона N 368-01-ЗМО (в редакции Закона Мурманской области от 05.05.2011 N 1344-01-ЗСМО) установлена льготная налоговая ставка для транспортных организаций и организаций, транспортные средства которых осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области, и (или) муниципальными правовыми актами, на основании договоров о транспортном обслуживании населения, заключенных с исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, и (или) органом местного самоуправления, с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, на автобусы с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) в размере 13 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, из толкования указанной нормы, в том числе, в сравнении с ее предыдущей редакцией, следует, что данная льгота распространяется не только на транспортные организации, непосредственно осуществляющие регулярные пассажирские перевозки, но и на те организации, транспортные средства которых осуществляют регулярные пассажирские перевозки. При этом договоры о транспортном обслуживании с исполнительным органом государственной власти заключаются непосредственно перевозчиками, имеющими соответствующие штат и лицензию, а не организаций, транспортные средства которых осуществляют перевозки.
В подтверждение использования транспортных средств для осуществления пассажирских перевозок по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными правовыми актами, налогоплательщиком были представлены в налоговый орган паспорта транспортных средств; лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров; договоры аренды транспортных средств с ОО "Мурманскавтотранс". МУАП "Снежногорское АТП"; путевые листы.
Оценив представленные Обществом документы, суд исходя из положений пункта 3 статьи 6 Закона N 368-01-ЗМО, а, также учитывая, что в период с 2011 по 2015 Общество уплачивало транспортный налог по льготной ставке, установленной пунктом 3 статьи 6 Закона N 368-01-ЗМО (в редакции Закона от 05.05.2011 N 1344-01-ЗМО) для транспортных организаций и организаций, транспортные средства которых осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области, и (или) муниципальными правовыми актами, на основании договоров о транспортном обслуживании населения, пришел к правомерному выводу об обоснованном применении Обществом льготной налоговой ставки, установленной пунктом 3 статьи 6 Закона N 368-01- ЗМО в редакции Закона от 05.05.2011 N 1344-01-ЗМО.
Кроме того, в случае наличия сомнений и неясностей в прочтении указанной нормы, налоговый орган обязан был применить положения пункта 7 статьи 3 НК РФ.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно не были приняты им во внимание как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2017 по делу N А42-8269/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8269/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2017 г. N Ф07-9244/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Омнибус"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14394/18
04.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18040/18
11.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9244/17
06.06.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8543/17
20.02.2017 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8269/16