г. Ессентуки |
|
06 июня 2017 г. |
Дело N А15-5024/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.04.2017 по делу N А15-5024/2016 (судья Ф.И. Магомедова)
по заявлению публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" (ОГРН1050562009926, ИНН 0541031172)
к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (ОГРН 1020502631599, ИНН0541023580)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 54/2016 от 07.10.2016 по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" - Муртазаев Ш.М. по доверенности N 11/05 от 01.01.2017,
в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, общество, ПАО "ДЭСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (далее - заинтересованное лицо, РСТ по РД) от 07.10.2016 по делу N 54/2016 о наложении штрафа по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.
Решением от 13.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "ДЭСК" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 13.04.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу РСТ по РД просит оставить решение суда от 13.04.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "ДЭСК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, руководителем РСТ РД 15.08.2016 в адрес ПАО "ДЭСК" направлен запрос, согласно которому обществу ежемесячно до 25 числа необходимо представлять следующую информацию: о приборах учета и о применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления услуг для направления ежемесячно в ФАС России. Данный запрос получен обществом 16.08.2016 согласно штампу входящей корреспонденции.
К указанному сроку ПАО "ДЭСК" запрашиваемую информацию к 25 августа 2016 года не представило.
По факту непредставления обществом по требованию административного органа в срок до 25.08.2016 в полном объеме сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, для исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), должностным лицом административного органа 23.09.2016 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в отношении ПАО "ДЭСК" без участия законного представителя общества, извещенного уведомлением 05.09.2016 N 30-1082-05/16 о времени и месте составления протокола, полученным 08.09.2016 заказной почтой с уведомлением (почтовый идентификатор N 3670000221857).
Определением от 23.09.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ПАО "ДЭСК" по статье 19.7.1 ч.1 КоАП РФ назначено на 07.10.2016 на 14 часов 00 минут. Данное определение и протокол об административном правонарушении вручены обществу нарочно 26.09.2016 через канцелярию.
По результатам рассмотрения материалов административного производства первым заместителем руководителя Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан вынесено постановление от 07.10.2016, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 АПК РФ, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 названной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 данной статьи, состоит в непредставлении сведений в уполномоченный орган по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет на территории Республики Дагестан регулируемый вид деятельности в сфере электроэнергетики; регулирование деятельности находится в компетенции РСТ РД.
Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.05.2011 N 165, установлено, что РСТ РД устанавливает цены (тарифы): на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); устанавливает сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии; устанавливает цены (тарифы) или предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
В силу подпункта 5 Положения в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, РСТ РД вправе: запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", иными нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов и цен, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), по форме и в сроки, которые определены Службой; осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность) и об их применении; осуществлять в пределах своих полномочий сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с иными федеральными законами, помимо указанных в настоящем пункте; в целях выполнения функций, указанных в пункте 9 настоящего Положения, орган имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также их должностных лиц, в том числе в рамках государственной информационной системы.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 35-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе: запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом; осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении.
Из материалов дела следует, что РСТ Дагестана на основании проводимого ежемесячного мониторинга соблюдения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации письмом N 30-1009-03/16 от 15.08.2016 запросила у ПАО "ДЭСК" в срок до 25 числа ежемесячную информацию о приборах учета и о применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления услуг, которая к установленному сроку направляется в ФАС России.
25.08.2016 и на момент составления протокола об административном правонарушении истребуемая административным органом информация не представлена в РСТ Дагестана.
Действия общества, выраженные в непредставлении органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен и тарифов, в указанный уполномоченным органом срок, ежемесячной информации о приборах учета и о применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления услуг, влекут за собой ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в деянии общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что несвоевременное представление информации вызвано большим объемом работы, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, заявителем не представлено.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления не установлено.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ПАО "ДЭСК", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.04.2017 по делу N А15-5024/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.04.2017 по делу N А15-5024/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5024/2016
Истец: ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания"
Ответчик: Республиканская служба по тарифам РД
Третье лицо: Республиканская служба по тарифам РД