Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51000.6-96
"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг"
(введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 октября 1996 г. N 603)
State system for standardization of the Russian Federation. Accreditation system in the Russian Federation. General requirements for accreditation of sertification bodies of products and services.
Дата введения 1 октября 1996 г.
Введен впервые
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2008 г. N 741-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 июля 2009 г. Введен ГОСТ Р 51000.6-2008
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку (процедуре) аккредитации (в том числе аттестации) органов по сертификации продукции и услуг (далее - органы по сертификации).
Стандарт предназначен для применения:
- аккредитующим органом - при проведении аккредитации органов по сертификатикации, включая инспекционный контроль за аккредитованными органами по сертификации;
- органом по сертификации - при его создании, аккредитации и последующей деятельности в соответствии с областью аккредитации.
Требования настоящего стандарта могут быть дополнены при использовании его в конкретных областях деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 Общие требования к органам по сертификации продукции
3 Определения
В настоящем стандарте применяются определения, содержащиеся в Руководстве ИСО/МЭК 2 (издание 1991 г.) "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности". В отдельные определения внесены незначительные уточнения, а также введены определения, необходимые для обеспечения взаимопонимания в вопросах аккредитации органов по сертификации.
3.1 Аккредитация (органа по сертификации) - официальное признание полномочным (авторитетным) органом компетентности (способности) организации выполнять конкретные работы по сертификации в определенной (заявленной) области.
3.2 Система аккредитации - система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.
3.3 Аккредитующий орган - орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций (являющихся объектами аккредитации в управляемой им системе аккредитации).
3.4 Критерии аккредитации (органов по сертификации) - требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной (в качестве органа по сертификации).
3.5 Область аккредитации (органа по сертификации) - одна работа или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная организация (орган по сертификации).
3.6 Аттестация (организации) - проверка организации с целью определения ее соответствия установленным требованиям (критериям аккредитации).
3.7 Инспекционный контроль за органом по сертификации - проверка, проводимая аккредитующим органом с целью установления, что деятельность органа по сертификации продолжает соответствовать установленным требованиям.
3.8 Эксперт по аккредитации органов по сертификации - лицо, осуществляющее все или отдельные функции, относящиеся к аккредитации (аттестации) органов по сертификации, и обладающее компетентностью в выполнении этих функций, признанной аккредитующим органом.
3.9 Заявитель (аккредитации) - организация, претендующая на аккредитацию и представившая письменную заявку об этом в аккредитующий орган.
3.10 Сертификация - деятельность (процедура) третьей стороны по подтверждению соответствия продукции, услуги или иного объекта установленным требованиям.
3.11 Система сертификации - система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.
3.12 Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию определенной продукции или услуги.
4 Критерии аккредитации
4.1 При оценке компетентности и независимости органа по сертификации необходимо использовать критерии по ГОСТ Р ИСО/МЭК 65.
4.2 Аккредитующий орган может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением сертификации конкретного объекта. В этом случае аккредитующий орган может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих областях деятельности.
4.3 Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу.
4.4 Аккредитованный орган обязан:
- исполнять соответствующие требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 65 и настоящего стандарта;
- создавать необходимые условия для проведения аккредитующим органом инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, повторной аккредитации органа по сертификации и принятия решения по жалобам, включая доступ уполномоченных аккредитующим органом лиц к документации, персоналу и всем сферам деятельности;
- заявлять о своей аккредитации только в отношении деятельности, включенной в область аккредитации;
- не использовать свою аккредитацию таким образом, который мог бы подорвать доверие к аккредитующему органу;
- не делать заявлений относительно своей аккредитации, которые могли бы ввести в заблуждение потребителей его услуг или органов управления;
- после приостановления или отмены аккредитации не делать никаких заявлений, которые содержат ссылку на нее, вернуть все документы, которые потребовал аккредитующий орган;
- не допускать использования аккредитации таким образом, который позволил бы предположить, что сертифицированные органом по сертификации продукция или услуга одобрены аккредитующим органом.
5 Область аккредитации
5.1 Область аккредитации органа по сертификации должна однозначно определяться номенклатурой видов продукции (услуг) и требований, контролируемых (подтверждаемых) при сертификации. Область аккредитации оформляют в виде документа.
5.2 Требования, методы контроля и испытаний, входящие в область аккредитации органа по сертификации, устанавливают на основе стандарта или другого нормативного документа.
5.3 Область аккредитации органа по сертификации должна быть обеспечена испытаниями (соответствовать областям аккредитации собственной или привлеченной аккредитованной испытательной лаборатории) и документированными процедурами доказательств (схемами сертификации).
5.4 Орган по сертификации аккредитуют только в отношении строго определенных видов продукции (услуг) и ее характеристик, которые могут быть объективно оценены органом по сертификации.
6 Заявка на аккредитацию
6.1 Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа по сертификации, подает заявку на аккредитацию в аккредитующий орган. В заявке на аккредитацию должны быть отражены:
- заявленная область аккредитации органа по сертификации;
- осведомленность о способе действия системы аккредитации;
- готовность заявителя в полной мере выполнять процедуру аккредитации, в том числе принять группу экспертов (комиссию) по аттестации органа по сертификации, оплатить расходы, связанные с работой по аккредитации (независимо от результата аккредитации), и последующему инспекционному контролю;
- подтверждение заявителем своего согласия выполнять требования, обусловленные аккредитацией.
6.2 К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа по сертификации к аккредитации и возможности проведения его аттестации.
Конкретный перечень документов, представляемых с заявкой, устанавливают в системе аккредитации.
6.3 Организациям-заявителям предварительно должна быть предоставлена возможность ознакомления с описанием процедуры аккредитации и документом, в котором сформулированы правила и обязанности аккредитованных органов по сертификации (включая расходы, оплачиваемые организациями-заявителями и аккредитованными органами по сертификации).
6.4 Дополнительную информацию по вопросам аккредитации представляет аккредитующий орган организациям-заявителям по их запросам.
7 Порядок (процедура) аккредитации
7.1 Общие требования
Порядок (процедура) аккредитации органов по сертификации должен соответствовать требованиям "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации".
Описание процедуры аккредитации, применяемой для подтверждения соответствия органа по сертификации критериям аккредитации и возможным дополнительным техническим критериям, в каждой конкретной системе аккредитации должно быть опубликовано или иным способом доведено до сведения всех заинтересованных сторон.
Работа по аккредитации включает следующие этапы:
- представление заявителем заявки на аккредитацию органа по сертификации;
- экспертизу документов по аккредитации;
- аттестацию заявителя;
- анализ всех материалов по аккредитации органа по сертификации и принятие решения об аккредитации;
- оформление, регистрацию и выдачу заявителю аттестата аккредитации (либо отказа в аккредитации).
Каждый последующий этап аккредитации проводят при положительном результате предыдущего этапа.
Все процедуры, связанные с аккредитацией, должны быть документированы.
Рекомендуемые формы документов, используемых при аккредитации органов по сертификации, приведены в приложении А.
7.2 Представление заявки на аккредитацию органа по сертификации
7.2.1 Вместе с заявкой, приведенной в разделе 6, заявителем должна быть представлена следующая информация:
- общая характеристика организации-заявителя (наименование, адрес, юридический статус, персонал и технические средства). Указанную информацию, как правило, приводят в Положении об органе по сертификации, копиях устава и (или) других учредительных документах, а также в анкете* органа по сертификации;
- общие сведения об организации-заявителе (основная область деятельности, отношения с вышестоящими организациями, наличие лабораторной базы, компетентность и авторитетность в заявленной области). Указанную информацию, как правило, приводят в Положении об органе по сертификации и справке о деятельности организации-заявителя, в которой приводят информацию о ее практической деятельности (научном и техническом опыте);
- перечень должностных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества), несущих ответственность за качество выполнения отдельных операций;
- перечень экспертов по сертификации продукции (услуг) органа по сертификации. Указанную информацию приводят в Руководстве по качеству органа по сертификации и справке об экспертах органа по сертификации, к которой прикладывают копии сертификатов экспертов;
- описание внутренней организации и системы качества органа по сертификации для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимой сертификации;
- описание процедуры сертификации заявленной продукции (услуг). Указанную информацию приводят в Руководстве по качеству органа по сертификации и (или) Порядке сертификации;
- формы документов, которые будет использовать орган по сертификации.
7.2.2 Аккредитующий орган рассматривает заявку и прилагаемые материалы на соответствие их установленным в системе аккредитации составу и достаточности информации и принимает решение по организации работ по аккредитации.
7.3 Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации органов по сертификации
7.3.1 Для проведения экспертизы документов по аккредитации органа по сертификации аккредитующий орган назначает одного или нескольких экспертов и определяет ведущего эксперта.
Результаты экспертизы отражают в экспертном заключении, которое должно содержать оценку соответствия предъявленной вместе с заявкой информации критериям аккредитации. Экспертное заключение подписывают эксперты.
Собранную информацию используют для подготовки и проведения аттестации на месте, и обращение с ней должно обеспечиваться соответствующей степенью конфиденциальности.
7.3.2 При отрицательных результатах экспертизы аккредитующий орган принимает решение об отказе в аккредитации и доводит до сведения организации-заявителя.
Организация-заявитель может доработать документы и представить их в аккредитующий орган на повторную экспертизу.
7.3.3 При положительном результате экспертизы аккредитующий орган разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации. В программе должны быть задания по проверке соответствия органа по сертификации критериям аккредитации и методы проведения этих проверок, в том числе опытной сертификации. Содержание программы проведения аттестации приведено в приложении Б.
Одновременно с программой подготавливают контрольные заявки для проведения опытной сертификации продукции (услуг) по каждому разделу заявленной области аккредитации органа по сертификации.
7.3.4 Аккредитующий орган для проведения аттестации органа по сертификации официально назначает комиссию, в состав которой входят эксперты по аккредитации, сертифицированные в установленном порядке. При необходимости в комиссию включают квалифицированных специалистов по вопросам, рассматриваемым при аттестации. Указанные специалисты не обязательно должны отвечать требованиям к экспертам по аккредитации, кроме требований к их личным качествам. В состав комиссии включают, как правило, экспертов, проводивших экспертизу документов.
Дата проведения аттестации должна быть согласована с заявителем. Заявителю заблаговременно должны быть сообщены фамилии членов комиссии, чтобы орган по сертификации имел возможность опротестовать назначение какого-либо конкретного эксперта или специалиста.
7.4 Аттестация органа по сертификации
Аттестацию проводят непосредственно в органе по сертификации в соответствии с утвержденной программой аттестации.
Комиссия оценивает все подразделения органа по сертификации на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции, рассматривает результаты опытной сертификации.
По результатам аттестации комиссия оформляет акт и передает его в аккредитующий орган.
Копия акта по результатам проведенной аттестации должна быть направлена органу по сертификации, который может представить свои замечания по указанному акту и, в необходимых случаях, сообщить о проведенных мероприятиях по устранению выявленных недостатков или о планировании таких мероприятий в течение определенного срока.
Органу по сертификации должно быть предложено разработать конкретные меры для устранения выявленных несоответствий. В зависимости от значимости и трудоемкости реализации мероприятий комиссия принимает решение о способе проверки выполнения мероприятий, о чем дополнительно указывают в акте.
Если орган по сертификации имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения должны пройти аттестацию в полном объеме.
7.5 Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации
Аккредитующий орган должен рассмотреть и провести анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при экспертизе и аттестации, акта аттестации, замечаний со стороны органа по сертификации по акту аттестации, документов, подтверждающих выполнение мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и всей другой информации, полученной в связи с аккредитацией, представленной ведущим экспертом.
Целью этой проверки является оценка соответствия органа по сертификации критериям аккредитации и возможным дополнительным критериям.
На основе проведенного анализа аккредитующий орган принимает решение об аккредитации органа по сертификации или об отказе в ней. Общая политика и процесс принятия решения должны соответствовать требованиям "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации".
Аккредитация может быть ограничена по времени и связана с определенными условиями. В необходимых случаях решение, связанное с отказом в аккредитации или с ограничением области ее действия, может быть принято по результатам заслушивания полномочного представителя органа по сертификации.
7.6 Оформление и выдача аттестата аккредитации
При положительном решении аккредитующий орган:
- оформляет, регистрирует и выдает органу по сертификации аттестат аккредитации с приложением к нему области аккредитации. В аттестате аккредитации устанавливают срок его действия, но не более 5 лет;
- подписывает договор с органом по сертификации, определяющий его взаимоотношения с ним, а также подписывает другие документы, установленные в системе аккредитации.
При отрицательном результате аккредитующий орган направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации.
8 Эксперты по аккредитации органов по сертификации
Требования к компетентности экспертов, квалификационной процедуре, регистрационным данным, методическим указаниям для экспертов и к порядку назначения экспертов для аккредитации органов по сертификации должны соответствовать требованиям "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации".
9 Акт о проведении аттестации органа по сертификации
Акт о проведении аттестации органа по сертификации должен содержать заключения по каждому пункту программы, общую оценку соответствия органа по сертификации критериям аккредитации и рекомендации о возможности выдачи аттестата аккредитации. В акте следует указать все выявленные несоответствия, которые необходимо устранить для удовлетворения всех критериев аккредитации.
Акт аттестации следует составлять согласно типовому образцу, установленному аккредитующим органом.
10 Проверка на качество проведения сертификации
Проверка на качество проведения сертификации осуществляется в виде опытной сертификации, проводимой органом по сертификации на основании выданных контрольных заявок.
При проведении опытной сертификации орган по сертификации должен продемонстрировать практические навыки по всем операциям сертификации.
Эксперты оценивают правильность принятия решения по заявке, процедуру прохождения документов до оформления сертификата и его регистрации. При этом оценивают также соответствие выполняемых процедур положениям документов органа по сертификации.
11 Инспекционный контроль за аккредитованным органом по сертификации
11.1 После аккредитации органа по сертификации необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем его соответствие критериям аккредитации.
Аккредитующий орган и орган по сертификации должны взаимно сообщать о всех изменениях, которые могут вызвать несоответствие органа по сертификации действующим в данное время требованиям.
11.2 Контроль за соответствием органа по сертификации критериям аккредитации включает в себя внутренние проверки, проводимые аккредитованным органом по сертификации, и инспекционный контроль, проводимый аккредитующим органом.
11.3 Порядок и правила проведения инспекционного контроля за аккредитованным органом по сертификации должны соответствовать требованиям "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации".
11.4 Инспекционный контроль проводят в течение всего срока действия аттестата аккредитации в форме систематического анализа информации за деятельностью органа по сертификации, периодических и, при необходимости, внеплановых инспекционных проверок на месте. Периодичность инспекционных проверок устанавливает аккредитующий орган, как правило, не реже одного раза в год.
Внеплановые инспекционные проверки проводят по решению аккредитующего органа в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности органа по сертификации.
Инспекционные проверки проводят в соответствии с утвержденной программой.
Процедуры инспекционного контроля не должны противоречить тем, которые определены настоящим стандартом для проведения аккредитации данного органа по сертификации.
11.5 При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене аккредитации.
12 Аккредитация в дополнительной области
12.1 При необходимости расширения области аккредитации аккредитованного органа по сертификации его руководитель должен подписать и направить в аккредитующий орган официальную заявку, содержащую сведения о дополнительной области аккредитации.
К заявке прилагают дополнительную область аккредитации, оформленную в установленном порядке, и другие документы органа по сертификации, в которые внесены изменения в связи с расширением области аккредитации.
При создании подразделения, находящегося на другой территории, орган по сертификации вместе с заявкой представляет документы, содержащие новую организационную структуру и необходимые изменения к ранее принятым документам, включая описание организации работ по сертификации с учетом этого подразделения (взаимодействие этого подразделения с другими подразделениями органа по сертификации), другие документы, необходимые для аккредитации подразделения.
12.2 Аккредитация в дополнительной области может быть проведена по полной или сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливает в каждом конкретном случае аккредитующий орган (в том числе с учетом минимизации затрат).
При создании подразделения, находящегося на другой территории, проводят дополнительную аккредитацию органа по сертификации с учетом этого подразделения.
12.3 Аккредитация в дополнительной области может быть проведена в рамках инспекционного контроля за данным органом по сертификации.
12.4 При положительном решении аккредитующий орган утверждает дополнения к области аккредитации, вносит их в реестр системы аккредитации и передает заявителю.
12.5 При отрицательном результате аккредитующий орган направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации в дополнительной области.
13 Повторная аккредитация
13.1 Повторную аккредитацию органа по сертификации проводят к моменту истечения срока действия аттестата аккредитации в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Заявку на повторную аккредитацию представляет орган по сертификации за 6 месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации.
13.2 В отдельных случаях по истечении срока действия аттестата аккредитации продление срока может быть осуществлено без процедуры повторной аттестации (переаккредитации). Такое решение принимают не менее чем за месяц до истечения срока действия аттестата аккредитации на основании результатов инспекционного контроля за деятельностью объекта аккредитации.
14 Выдача субподрядов аккредитованными организациями
14.1 Аккредитующий орган может разрешать аккредитованному органу по сертификации заключать субподряд на проведение части работ при соблюдении требований "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации"
15 Досрочная отмена аккредитации
Аккредитация органа по сертификации может быть досрочно отменена аккредитующим органом в следующих случаях:
- несоответствие органа по сертификации критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией;
- самостоятельное решение органа по сертификации о досрочном прекращении аккредитации;
- ликвидация органа по сертификации (или организации, на базе которой он аккредитован).
Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации или досрочной отмене аккредитации, либо об ограничении области аккредитации органа по сертификации принимают после заслушивания органа по сертификации или рассмотрения представленных материалов в аккредитующем органе.
Орган по сертификации должен быть извещен о принятом решении. В связи с этим он может в течение срока, установленного аккредитующим органом, опротестовать решение в комиссии по апелляциям аккредитующего органа.
После приостановления или отмены аккредитации орган по сертификации должен вернуть все документы, выданные аккредитующим органом, по его требованию.
______________________________
* Оформление анкеты представляет оценку готовности органа по сертификации, проводимую самой организацией-заявителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51000.6-96 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 октября 1996 г. N 603)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 2003 г.
Дата введения 1 октября 1996 г.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2008 г. N 741-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 июля 2009 г. Введен ГОСТ Р 51000.6-2008
1 Разработан Отделом по аккредитации Госстандарта России, Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации Госстандарта России
Внесен Отделом по аккредитации и Управлением технической политики и координации работ по сертификации продукции и услуг Госстандарта России
2 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 18 октября 1996 г. N 603
3 Стандарт разработан и принят в целях укрепления доверия к системам аккредитации, аккредитующим органам и органам по сертификации, соответствующим установленным к ним требованиям
В настоящем стандарте реализованы положения:
- законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации органов по сертификации;
- Руководства ИСО/МЭК 61 "Общие требования по оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации" (проект, 1996 г.);
- европейских стандартов серии EN 45000, охватывающих вопросы испытаний, сертификации и аккредитации
4 Настоящий стандарт относится к комплексу документов, охватывающих испытания, сертификацию и аккредитацию
Стандарт рассмотрен Межведомственным советом по аккредитации и сертификации
5 Введен впервые
6 Переиздание. Февраль 2003 г.