Председательствовал: Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко
Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 108 "О проведении в 2005 году единого государственного экзамена" и в соответствии с решением коллегии Минобрнауки России от 13 октября 2004 г. N ПК-3 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год" Рособрнадзором совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования (далее соответственно - вузы и ссузы) в 2005 году продолжено проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).
Основными целями введения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) являются:
формирование системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы и ссузы;
повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;
обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
обеспечение государственного надзора и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
В соответствии с установленными целями в ходе эксперимента в 2005 году была организована работа по следующим направлениям:
совершенствование нормативных правовых актов и инструктивных документов, регламентирующих процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации, организацию приема в вузы, ссузы и др.;
продолжение апробации нескольких технологических моделей организации и проведения ЕГЭ: бланочная (основная) - в 69 субъектах Российской Федерации, автоматизированная информационная система "Экзамен" - в 9, компьютеризированная - в 5;
начало апробации технологии организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации: районы Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
разработка 465 оригинальных вариантов контрольных измерительных материалов по 13 общеобразовательным предметам;
развитие информационной инфраструктуры из федеральных и 77 региональных центров обработки информации, в частности, вузам и ссузам предоставлена возможность проверять свидетельства о результатах ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств;
продолжение апробации автоматизированной системы информационного обеспечения единого конкурсного приема в вузы/ссузы;
подготовка на федеральном и региональном уровнях специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторы, операторы, системные администраторы, члены предметных комиссий и др.);
расширение практики привлечения общественных наблюдателей по контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ;
взаимодействие с 1543 вузами и 1765 ссузами по обеспечению их участия в эксперименте (по разработке правил приема, по организации приема и зачисления по результатам ЕГЭ, работе с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторинга обучения и др.).
В целом, эксперимент по введению ЕГЭ подтвердил возможность:
проведения в кратчайшие сроки объективной проверки знаний и умений выпускников общеобразовательных учреждений от Камчатки до Калининграда;
производства на федеральном уровне контрольных измерительных материалов, принимаемых профессиональным сообществом;
системного взаимодействия вузов при организации и проведении приема граждан на I курс.
Вместе с тем, в ходе организации и проведения ЕГЭ в текущем году были выявлены следующие недостатки:
в некоторых заданиях контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) допущены ошибки и неточности;
установлены отдельные случаи умышленного нарушения процедуры проведения эксперимента участниками ЕГЭ (использование шпаргалок, мобильных телефонов);
задержка выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ на местах;
в отдельных вузах/ссузах выявлено несоответствие правил приема нормативным правовым актам федерального уровня в частях:
необоснованного введения дополнительных вступительных испытаний для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ;
не все вузы придерживаются в полном объеме установленного перечня общеобразовательных предметов при разработке правил приема на направления подготовки (специальности), прием на которые осуществляется по результатам ЕГЭ;
при подаче абитуриентами документов на участие в конкурсе некоторые приемные комиссии вузов требуют обязательного представления подлинников документов об образовании, а также о результатах сдачи ЕГЭ;
в качестве вступительных испытаний засчитываются результаты выпускных экзаменов подготовительных отделений (не финансируемых из средств федерального бюджета), вузовских олимпиад и вступительных испытаний, проведенных досрочно.
По итогам инспекционных проверок в вузы и органы управления образованием субъектов Российской Федерации направлены соответствующие предписания и акты.
Во всех 78 субъектах Российской Федерации, участвующих в ЕГЭ, были подведены итоги эксперимента и предложены меры по его развитию.
Для участия в эксперименте в 2006 году поступили заявки от 80 субъектов Российской Федерации, в том числе от всех 78 регионов - участников эксперимента 2005 года.
В 2006 году будет продолжена работа по следующим вопросам:
- совершенствование нормативного правового обеспечения, в том числе:
внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации и порядка приема в вузы/ссузы в целях обеспечения их непротиворечивости;
подготовка предложений по установлению согласованных сроков определения выпускниками перечня общеобразовательных предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ;
разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность должностных лиц за нарушение процедуры проведения ЕГЭ;
разработка предложений по принятию правовых актов, регламентирующих формирование информационных ресурсов ЕГЭ;
- разработка структуры и содержания КИМ с учетом новых образовательных стандартов и компетентностного подхода;
- организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ:
продолжение апробации различных технологий организации и проведения ЕГЭ, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации;
оптимизация расписания проведения ЕГЭ с учетом массовых общеобразовательных предметов;
стандартизация требований к оборудованию и технологии, используемых для проведения ЕГЭ по иностранным языкам;
апробация перекрестной проверки экзаменационных работ (между субъектами Российской Федерации) в целях объективности результатов ЕГЭ и усиления информационной безопасности;
обеспечение условий для организации и проведения работ по распечатке свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне;
- разработка комплексной системы информационной безопасности функционирования информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ и корректировка системы информационной безопасности:
организация и проведение аудита качества программного обеспечения, используемого при проведении ЕГЭ, его доработка и сертификация;
сертификация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ в целях предоставления ей статуса официального источника документальных данных;
подключение всех вузов/ссузов к Федеральной базе свидетельств;
введение в действие автоматизированной системы единого конкурсного приема в вузы/ссузы и расширение числа ее участников;
развитие функционирования информационного Портала информационной поддержки ЕГЭ и взаимодействие с региональными сайтами и сайтами вузов и ссузов.
С учетом накопленного опыта и в целях оптимизации организационно-технологического обеспечения ЕГЭ в 2006 году предлагается усовершенствовать технологию эксперимента и подготовить предложения по апробации схемы организации проведения ЕГЭ в "одну волну" в различных субъектах Российской Федерации.
Коллегия решила:
1. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) совместно с Департаментом экономики и финансов (Петровым А.Ю.), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 25 декабря 2005 г. обеспечить представление в Правительство Российской Федерации согласованного проекта постановления Правительства Российской Федерации "О продолжении эксперимента по введению в 2006 - 2007 гг. единого государственного экзамена".
2. Утвердить план координации работ по подготовке и проведению ЕГЭ в 2006 году (приложение)*.
3. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 25 декабря 2005 г. подготовить проект приказа об участии в эксперименте подведомственных вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации - участников эксперимента 2006 года, в соответствии со схемой участия указанных образовательных учреждений в ЕГЭ в 2005 году.
4. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) и Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.) провести необходимые работы по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации и порядка приема в вузы/ссузы в целях обеспечения их непротиворечивости, а также по установлению согласованных сроков определения выпускниками перечня общеобразовательных предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ.
5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждений, по обеспечению участия подведомственных им образовательных учреждений в ЕГЭ.
6. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) в срок до 25 декабря 2005 г. подготовить предложения по возможности организации и апробации в ряде субъектов Российской Федерации проведения ЕГЭ в "одну волну".
7. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования обеспечить соответствие правил приема в вузы/ссузы нормативным правовым актам, регламентирующим порядок приема, в том числе по результатам ЕГЭ.
8. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, советам ректоров вузов и советам директоров ссузов осуществлять координацию деятельности при организации ЕГЭ и усилить работу по привлечению институтов гражданского общества к контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.
9. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) завершить работу по нормативному правовому обеспечению организации и проведения всероссийской олимпиады.
10. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) подготовить рекомендации по форме дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) в образовательные учреждения высшего профессионального образования по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен.
11. Департаменту экономики и финансов (Петрову А.Ю.) в срок до 20 декабря 2005 г. подготовить предложения по организации и проведению эксперимента по отработке механизма государственной поддержки образовательного кредитования студентов учреждений высшего профессионального образования.
12. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) подготовить предложения по:
укреплению материальной базы студенческих общежитий;
учету показателей "Доля студентов, принятых в вуз по результатам ЕГЭ" и "Средний балл ЕГЭ студентов, принятых в вуз по результатам ЕГЭ" при составлении рейтингов высших учебных заведений.
Министр |
А. Фурсенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По итогам эксперимента в 2005 году признано, что ЕГЭ выполняет свои цели по формированию системы объективной оценки качества подготовки выпускников и абитуриентов, поступающих в вузы и ссузы, по повышению доступности профессионального образования для способной молодежи, а также по обеспечению государственного надзора и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
В 2005 году была продолжена апробация нескольких технологических моделей организации и проведения ЕГЭ: бланочная (основная) - в 69 субъектах РФ, автоматизированная информационная система "Экзамен" - в 9, компьютеризированная - в 5. В районах Якутии, Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа опробована технология организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях.
В целом эксперимент по введению ЕГЭ подтвердил возможность проведения в кратчайшие сроки объективной проверки знаний и умений выпускников от Камчатки до Калининграда, производства на федеральном уровне контрольных измерительных материалов (КИМ), принимаемых профессиональным сообществом, и системного взаимодействия вузов при организации и проведении приема граждан на 1 курс.
Среди недостатков отмечено допущение ошибок и неточностей в некоторых заданиях КИМ, выявлены отдельные случаи умышленного нарушения процедуры проведения эксперимента участниками ЕГЭ (использование шпаргалок, мобильных телефонов), а также случаи необоснованного введения дополнительных вступительных испытаний для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ.
Для участия в эксперименте в 2006 году поступили заявки от 80 субъектов, в том числе от всех 78 регионов - участников эксперимента 2005 года.
Решено в 2006 - 2007 гг. продолжить эксперимент по введению ЕГЭ, в связи с чем утвержден план координации работ по подготовке и проведению ЕГЭ в 2006 году. Готовятся предложения по возможности организации и апробации в ряде субъектов проведения ЕГЭ в "одну волну".
Планируется внести необходимые изменения в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации и порядка приема в вузы/ссузы в целях обеспечения их непротиворечивости, а также по установлению согласованных сроков определения выпускниками перечня общеобразовательных предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ.
Протокол заседания коллегии Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2005 г. N ПК-12 "Об итогах эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2005 году и задачах на 2006 год" (без приложения)
Текст протокола опубликован в Бюллетене Министерства образования и науки Российской Федерации, 2006 г., N 1, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2006 г., N 2, в журнале "Вестник образования", январь 2006 г., N 1