Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2017 г. N 04АП-2546/17
г. Чита |
14 июня 2017 г. | Дело N А10-6642/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителей Бюджетного учреждения ветеринарии "Улан-Удэнская городская станция по борьбе с болезнями животных" Дабалаева А.А. (доверенность от 27.01.2017), Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия Баженовой Н.В. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Бюджетного учреждения ветеринарии "Улан-Удэнская городская станция по борьбе с болезнями животных" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2017 года по делу N А10-6642/2016 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
Бюджетное учреждение ветеринарии "Улан-Удэнская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1040302659924, ИНН 0323120175, адрес (место нахождения): 670047, г. Улан-Удэ, ул. Зои Космодемьянской, д. 12, далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия (ОГРН 1053808007417, ИНН 3808116570, далее - ответчик, Управление Россельхознадзора) о признании недействительным предписания от 18 августа 2016 года N 073 "Об устранении нарушений в сфере ветеринарного законодательства".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2017 года по делу N А10-6642/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.05.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2004 года бюджетное учреждение ветеринарии "Улан-Удэнская городская станция по борьбе с болезнями животных" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Основной целью деятельности Учреждения согласно Уставу является обеспечение стойкого эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории г. Улан- Удэ.
17 мая 2016 года государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, за продукцией животного происхождения и лабораторного контроля Управления выдано предписание N 043 "Об устранении нарушений в сфере ветеринарного законодательства", пунктом 4 которого на Учреждение возложена обязанность в срок до 20 июня 2016 года мясо, прошедшее ветеринарно-санитарную экспертизу на предприятиях мясной промышленности, с наличием клейма и ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы выпускать в реализацию без ограничений, за исключением случаев предусмотренных пунктом 3.7 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса; при выдаче ветеринарных сопроводительных документов взамен поступивших направлять на проведение повторной ветеринарно-санитарной экспертизы при реализации в торговых центрах, имеющих лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, при наличии оснований, также предусмотренных пунктом 3.7 указанной Инструкции.
12 августа 2016 года заместителем руководителя Управления издано распоряжение N 2331 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Учреждения на предмет исполнения ранее выданного предписания.
В период с 15 по 18 августа 2016 года Управлением в отношении Учреждения проведена проверка, по результатам которой составлен акт, которым установлено, что пункт 4 предписания от 17 мая 2016 года не исполнен.
18 августа 2016 года государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, за продукцией животного происхождения и лабораторного контроля Управления выдано предписание N 073 "Об устранении нарушений в сфере ветеринарного законодательства", которым на Учреждение возложена обязанность в срок до 01 ноября 2016 года мясо, прошедшее ветеринарно-санитарную экспертизу на предприятиях мясной промышленности, с наличием клейма и ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы выпускать в реализацию без ограничений, за исключением случаев предусмотренных пунктом 3.7 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса; при выдаче ветеринарных сопроводительных документов взамен поступивших направлять на проведение повторной ветеринарно-санитарной экспертизы при реализации в торговых центрах, имеющих лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, при наличии оснований, также предусмотренных пунктом 3.7 указанной Инструкции.
Не согласившись с данным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
На основании статей 27 и 29 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что нормативно утверждена стоимость платных ветеринарных услуг, в т.ч. ветеринарно-санитарных экспертиз (Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 мая 2010 года N 174), учредительными документами предусмотрено, что Учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, за плату (пункт 2.6 Устава), а обжалуемым предписанием на Учреждение фактически возложена обязанность прекратить проведение повторных ветеринарно-судебных экспертиз, которые являются платными, суд первой инстанции правильно исходил из того, что настоящее дело подведомственно арбитражному суду, поскольку предписанием затрагиваются права Учреждения в сфере экономической деятельности.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статей 8 и 9 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), пунктов 4 и 8 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 (далее - Положение), Приказа Управления от 09 июня 2014 года N 261-л, поскольку Учреждение осуществляет деятельность в области ветеринарии, то Управление вправе осуществлять проверки в отношении него, следовательно, проверка в отношении заявителя проведена Управлением в пределах установленной законом компетенции, обжалуемое предписание выдано должностным лицом в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий.
Оспариваемым предписанием на Учреждение возложена обязанность выпускать в реализацию без ограничений, за исключением случаев предусмотренных пунктом 3.7 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, мясо, прошедшее ветеринарно-санитарную экспертизу на предприятиях мясной промышленности, с наличием клейма и ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы; при выдаче ветеринарных сопроводительных документов взамен поступивших направлять на проведение повторной ветеринарно-санитарной экспертизы при реализации в торговых центрах, имеющих лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, при наличии оснований, также предусмотренных пунктом 3.7 указанной Инструкции.
Статьей 21 Закона о ветеринарии предусмотрено, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 утвержден "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции".
Согласно пунктам 130 и 131 Технического регламента продукты убоя (в том числе продукты убоя для детского питания) перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя (в том числе продуктов убоя для детского питания) и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) в части ветеринарно-санитарной экспертизы.
Статьей 31 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) определено, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам.
В силу статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений о соответствии таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Приказом Россельхознадзора от 17.10.2016 N 744 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору).
Поскольку к числу указанных правовых актов указанным Перечнем отнесены Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные 27 декабря 1983 года Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанный правовой акт органа исполнительной власти СССР подлежит применению на территории Российской Федерации в настоящее время.
В силу пункта 6.1 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных 27 декабря 1983 года Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, мясо и мясопродукты, поступающие для продажи на колхозные рынки, а также в ларьки и магазины потребительской кооперации, расположенные на территории рынков, подлежат обязательному ветеринарно-санитарному осмотру в лабораториях ветсанэкспертизы.
Ветсанэкспертизу туш и внутренних органов проводит ветеринарный врач. Мясо и мясопродукты, осмотренные и заклейменные вне рынка (в хозяйстве, на бойне, мясокомбинате, на ветучастке и т.д.) и доставленные для продажи на рынки, также подлежат обязательной ветсанэкспертизе в лабораториях. Мясо, мясопродукты и готовые мясные изделия, прошедшие ветсанэкспертизу на предприятиях мясной промышленности и имеющие знаки (клеймо) ветеринарного осмотра этих предприятий, поступающие для продажи в государственную торговую сеть на рынках, контролю и трихинеллоскопии в лабораториях ветсанэкспертизы не подлежат.
Пунктом 6.2 указанных Правил установлено, что ветеринарно-санитарной экспертизе на рынках подлежат:
- мясо всех видов убойных животных, а также мясо диких животных и пернатой дичи, используемых в пищу в данной местности, которое доставляют для продажи в остывшем, охлажденном, мороженом или засоленном виде. Внутренние органы и другие субпродукты, которые поступают вместе с тушей. Внутренние органы и субпродукты, доставленные отдельно без туши, к продаже не допускаются, но подлежат осмотру. Внутренние органы и субпродукты от здорового животного возвращаются владельцу, а при обнаружении патологоанатомических изменений подлежат утилизации или уничтожению.
- готовые мясные изделия (колбаса, окорока, шпик), изготовленные на давальческих началах на предприятиях мясной промышленности и потребительской кооперации, по предъявлении соответствующих документов указанных предприятий.
- жиры животные в любом виде, жиры диких животных допускаются к экспертизе и продаже при наличии справки ветеринарного врача, выданной по месту заготовки жира, подтверждающей происхождение данного вида жира и вида животного с указанием времени и места добычи. В случае ограничения отстрела этих зверей предъявляют разрешение (лицензию).
Все указанные выше продукты, не проданные на рынке в течение дня и хранившиеся вне рыночных холодильников, на следующий день подлежат повторной экспертизе.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса, утвержденной Минсельхозпродом России 28 апреля 1994 года, клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера, находящиеся в штатах организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, в обязательном порядке прошедшие комиссионную, с участием представителя госветинспекции республики в составе России, края, области аттестацию по практическим и теоретическим вопросам ветеринарно-санитарной экспертизы, получившие официальное разрешение госветинспектора района (города). Ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера других организаций и учреждений при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах и направляемых для переработки на мясокомбинаты (цеха, заводы) или продажи на рынках под контролем госветслужбы, клеймят клеймом "Предварительный осмотр".
Согласно пункту 1.5 вышеназванной Инструкции клеймение мяса проводится только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
В силу пункта 2.2 указанной Инструкции овальное ветеринарное клеймо подтверждает, что ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов проведена в полном объеме и продукт выпускается для продовольственных целей без ограничений.
В соответствии с пунктом 3.7 Инструкции мясо, изменившее свои ветеринарно-санитарные характеристики в результате нарушения условий хранения или транспортировки, подлежит повторной ветсанэкспертизе и переклеймению с нанесением штампов согласно пп. 2.4 и 3.1 настоящей Инструкции с предварительным удалением оттисков клейм овальной формы.
При выявленном правовом регулировании, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что мясо, прошедшее ветсанэкспертизу на предприятиях мясной промышленности и имеющие знаки (овальное клеймо) ветеринарного осмотра этих предприятий, поступающее для продажи на рынках, контролю и трихинеллоскопии в лабораториях ветсанэкспертизы не подлежит. Обязательной ветсанэкспертизе в лабораториях на рынках подлежит мясо, осмотренное и заклейменное вне рынка (в хозяйстве, на бойне, мясокомбинате, на ветучастке и т.д.), имеющее клеймо "Предварительный осмотр".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Учреждение мясо, прошедшее ветсанэкспертизу на предприятиях мясной промышленности и имеющие знаки (овальное клеймо) ветеринарного осмотра этих предприятий, поступающее для продажи на рынках, подвергало повторной ветсанэкспертизе.
Например, 04 августа 2016 года выдано ветеринарное свидетельство 203 N 0343557 на подвергнутую ветеринарно-санитарной экспертизе свинину охлажденную, произведенную АО "Свинокомплекс "Восточно-Сибирский", и направляемую на реализацию ИП Алажинову М.А. (т.2, л.д.48).
08 августа 2016 года указанная продукция подвергнута Учреждением ветеринарно-санитарной экспертизе (запись 3145 в журнале ветеринарно-санитарной экспертизы мяса) (т.2, л.д. 26 с оборота). В тот же день на указанную продукцию выдана ветеринарная справка N 203 1298097 (т.2, л.д.47).
При этом как следует из журнала ветеринарно-санитарной экспертизы мяса указанная продукция каких-либо дефектов, свидетельствующих об изменении ветеринарно-санитарных характеристик в результате нарушения условий хранения или транспортировки, не имела.
Кроме того, судом первой инстанции в качестве свидетеля допрошен государственный ветеринарный инспектор Казекина Е.А., которая проводила проверку и подтвердила обстоятельства, послужившие основанием для выдачи предписания, дополнительно показав, что по данным журналам ветеринарно-санитарной экспертизы, постановлениям о запрещении использовании продукции по назначению, представленным в ходе проверки, по всем проведенным проверкам во всех случаях выявления некачественного мяса был выявлен неприятный (гормональный) мяса, однако это не свидетельствует о том, что мясо было сомнительной свежести. В указанных журналах фактов, свидетельствующих о сомнительной свежести мяса, не установлено.
Ссылки Учреждения на Ветеринарные правила ВП 13.3.4.1100-96, утвержденные главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 18 июня 1996 года, Типовое положение о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на колхозных рынках, утвержденное Министерством сельского хозяйства СССР 13 июня 1985 года, следует признать несостоятельными, поскольку названные правовые акты непосредственно не регламентируют порядок и основания производства ветеринарно-санитарных экспертиз.
Согласно пункту 2.1 Типового положения о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на колхозных рынках, утвержденного Министерством сельского хозяйства СССР 12 июня 1985 года, лаборатория проводит осмотр и ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и других продуктов убоя всех видов сельскохозяйственных животных, мяса и жира промысловых животных, битой домашней птицы и пернатой дичи, мясных изделий, животного жира, рыбы, молока, молокопродуктов, меда и других пищевых продуктов, в том числе растительных; проводит в необходимых случаях отбор проб на биохимические, бактериологические и другие исследования мяса, мясопродуктов, рыбы, молока и других пищевых продуктов, обязательную трихинеллоскопию свиных туш, кабанов, барсуков, медведей, нутрий и других животных, подверженных заболеванию трихинеллезом, а также частей их туш, независимо от проведенных исследований до поступления продуктов на рынок.
Вместе с тем пунктом 1.2 названного Типового положения определено, что ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов проводится в соответствии с действующими стандартами, методиками, правилами и инструкциями.
При этом пункт 2.1 Типового положения не возлагает на лаборатории обязанности проводить ветеринарно-санитарные экспертизы в каждом случае.
Доводы Учреждения о том, что любое мясо, поступающее для реализации на рынках, подлежит обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе в лабораториях ветсанэкспертизы на рынках, основаны на неверном толковании приведенных норм.
Согласно пункту 6.1 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных 27 декабря 1983 года Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, следует, что все поступающее на рынки мясо подлежит обязательному ветеринарно-санитарному осмотру, а не экспертизе. Экспертиза проводится в отношении мяса, осмотренного и заклейменного вне рынка (в хозяйстве, на бойне, мясокомбинате, на ветучастке и т.д.). При этом такая экспертиза не проводится в отношении мяса, прошедшего ветсанэкспертизу на предприятиях мясной промышленности и имеющего знаки (клеймо) ветеринарного осмотра этих предприятий. Ветеринарно-санитарный осмотр мяса и продуктов убоя является самостоятельным исследованием отличным от ветеринарно-санитарной экспертизы, что следует из Ветеринарно-методических указаний "Ветеринарно-санитарный осмотр продуктов убоя животных", утвержденных Минсельхозпродом России 16 мая 2000 года N 13-7-2/2012.
Судом обоснованно отклонены ссылки Учреждения на то, что мясо доставляется на рынки в неспециализированном транспорте с нарушением ветеринарно-санитарных правил, не являются достаточными для удовлетворения заявления.
Согласно пункту 4.2 Ветеринарно-санитарных правил перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождения автомобильным транспортом" утв. Госагропромом СССР 30.01.1986 N 432-5, автомашины, не отвечающие санитарным требованиям, на территорию предприятия для погрузки мяса, мясопродуктов не допускаются.
Пунктами 1.2 и 1.3 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14 октября 1994 г. N 13-7-2/173) определено, что подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства создаются на всех предприятиях, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота (птицы), заготовкой, переработкой и хранением продовольственного и технического сырья животного происхождения. Подразделение находится в составе районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных или ветеринарно-санитарной станции по месту расположения предприятия.
Следовательно, контроль над соответствием транспортных средств санитарным нормам для перевозки мяса на предприятиях мясной промышленности осуществляется соответствующими подразделениями государственного ветеринарного надзора. Погрузка мяса и продуктов убоя на предприятиях мясной промышленности в транспортные средства не соответствующие установленным требованиям запрещена. Подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях обязаны пресекать подобные факты.
Как правильно указал суд первой инстанции, приведенные заявителем доводы связаны с нарушением порядка перевозки мясной продукции, а не проведением соответствующих ветеринарно-санитарных экспертиз.
Доводы заявителя жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку заявитель не учитывает, что оспариваемым предписанием не ограничивается его право на проведение ветеринарно-санитарных экспертиз при наличии достаточных данных указывающих на изменение мясом ветеринарно-санитарных характеристик в результате нарушения условий хранения или транспортировки, в отношении непроданного мяса в течение дня и хранившегося вне рыночных холодильников и др.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что обжалуемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства в области ветеринарии и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности,
Оспариваемое предписание является реально исполнимым, поскольку на Учреждение возложена обязанность соблюдать требования пункта 6.1 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных 27 декабря 1983 года Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, прекратив практику производства ветеринарно-санитарных экспертиз в отношении мяса, прошедшего ветсанэкспертизу на предприятиях мясной промышленности и имеющего знаки (овальное клеймо) ветеринарного осмотра этих предприятий при отсутствии законных оснований.
Доводы апеллянта со ссылкой на дополнительно представленные с апелляционной жалобой доказательства во внимание не принимаются, поскольку в нарушение требований части 2 статьи 268 АПК РФ заявитель жалобы не обосновал уважительность непредставления таких доказательств суду первой инстанции. Изготовление таких документов после принятия обжалуемого судебного акта - уважительной причиной не является.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2017 года по делу N А10-6642/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий | Д.В. Басаев |
Судьи | Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.