Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2017 г. N Ф06-24084/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
15 июня 2017 г. |
Дело N А55-29833/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Балакиревой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы - открытого акционерного общества "Тевис" - представитель Шабанов В.В. (доверенность от 27.03.2017 N 80),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" - представитель Грачёв А.А. (доверенность от 09.11.2016 N 757),
от третьего лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2017 года в зале N 6 апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Тевис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2017 года, по делу N А55-29833/2016 (судья Рысаева С.Г.),
по иску Открытого акционерного общества "Тевис" (ОГРН 1026301976601 ИНН 6320000561)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (ОГРН 1126320017900) с участием в деле Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании 623 675 руб. 23 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тевис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" о взыскании 2 048 557 руб. 78 коп. основного долга по договору N 1087в от 01.08.2015 за период август 2016 года (с учетом принятых определением суда от 27.12.2016 уточнений исковых требований).
Определением арбитражного суда от 16.03.17 суд привлек к участию в деле Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (443010, г.Самара, ул. Самарская, 146А) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании 16.12.17 протокольным определением судом были приняты уточнения исковых требований, сумма иска равна 623 675 руб. 23 коп. основного долга за август 2016 года. В соответствии с ст.ст. 49,150 АПК РФ суд прекратил производство по делу в части взыскания суммы основного долга за август 2016 года в размере 4 424 882 руб. 55 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2017 года, по делу N А55-29833/2016 с общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" в пользу открытого акционерного общества "Тевис" взыскано 1027 руб. 49 коп. задолженность за оказанные услуги по договору N1087в от 01.08.15г. за август 2016 года, а также расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Тевис" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ОАО "Тевис" апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ТЕВИС" (Поставщик) и ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (Абонент) был заключен договор N 1087в от 01.05.2013 г., на подачу холодной (питьевой) воды и прием сточных вод через сети ОАО "ТЕВИС".
В соответствии с условиями договора N 1087в от 01.05.2013 г. Поставщик обязался оказать абоненту на объекты (приложения NN 2,3) услуги по водоснабжению: через присоединенную сеть подавать холодную (Питьевую) воду из системы водоснабжения по водопроводным вводам и услуги по водоотведению: принимать сточные воды от объектов абонента в системы канализации, а абонент обязался принимать, своевременно оплачивать использованную холодную воду и сброшенные в сети канализации Поставщика сточные воды, т.е. услуги водоотведения и очистка сточных вод, загрязняющие вещества в составе принятых Поставщиком сточных вод, а так же услуги водоотведения (транспортировка стоков), соблюдать режимы водопотребления и водоотведения в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим временным соглашением (п.1 соглашения).
Согласно п.9 договора N 1087в от 01.05.2013 г. установлено, что оплата по настоящему соглашению производится Абонентом по платежным документам Поставщика, с приложением акта оказанных услуг и счета-фактуры, в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
ОАО "ТЕВИС" указывает, что свои обязательства по поставке энергоресурсов за период август 2016 года выполнило в полном объеме на сумму 10 480 445 руб. 11 коп.
Претензией от 20.10.16 исх. N 9023 истец уведомил ответчика об имеющейся задолженности, поскольку данная претензия осталась без ответа и удовлетворения истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно расчётов истца с учётом уточнений сумма задолженности истца составила 623 675 руб. 23 коп. основной долга за август 2016 года.
В обоснование исковых требований истцом в материалы дела были представлены акты N 27147, N 27148, N 27149, N 27150, 27151 от 31.08.16г. (том 1 л.д. 80-97), а также выставлены счета - фактуры N 27147, N 27148, N 27149, N 27150, 27151 от 31.08.16г и платёжные требования (том 1 л.д. 98-107), отчёты по расходу питьевой воды за август 2016 года, тепловые отчёты за август 2016 года (том 2, 3 л.д. 1-36).
Приказом Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области от 4.12.15 N 527 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" установлены тарифы для ОАО "Тевис".
Обосновывая исковые требования истец указывает на то, что является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, не оборудованный соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета на стоки до границы раздела эксплуатационной ответственности-фундамента многоквартирного дома.
02.09.2016 г. Минстроем РФ даны разъяснения по отдельным вопросам в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг".
Согласно п. 5 данных разъяснений, определение объема водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо производить исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом. При этом объемы холодной и горячей воды, поставленный в многоквартирный дом определяется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124.
В соответствии с пунктом 21 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами от 14.02.12 N 124, утверждённых Постановлением Правительства РФ, при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается следующее: (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) а) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603)
Истец считает, что в период с 30.06.16 по 31.12.16 расчёт объёмов водоотведения в случае отсутствия соответствующего коллективного (общедомового) прибора учёта сточных вод, необходимо производить как сумму объёмов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть статьи, пункт 0 части статьи ЖК РФ.)
В соответствии частью 1 статьи 153, частью 4 статьи 154, пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктами 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения.
Согласно пунктам 42, 43, 59 Правил N 354 и формулы 4 Приложения N 2 к Правилам N 354 объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Вместе с тем, в настоящее время Правилами N 306 расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды не предусмотрен. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил в силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг". (Решение Верховного суда РФ от 10.12.14 N АКПИ14-1190).
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что исходя из анализа указанных нормативных положений, при оплате коммунальных услуг вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или в нежилом помещении, объем которых определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии), либо по нормативу потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (при отсутствии индивидуальных приборов учета).
В предшествующей редакции пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта 4 Правил N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
С 27.04.2013 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац второй, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению ОДН.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, коммунальная услуга - водоотведение на ОДН не предусмотрена, плата за водоотведение на ОДН не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отражённой в определении от 20.02.2015 N 301-ЭС 15-4 и позицией Арбитражного суда Поволжского округа, отраженной в постановлениях от 04.02.2016 по делу А55-12238/2015, от 14.12.16 по делу NА65-1048/2016 объём водоотведения не может определяться по общедомовым приборам учёта, фиксирующим объём водопотребления, поскольку ресурс, используемый для нужд общего пользования полностью потребляется.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно посчитал расчёт истца определяющий объём водоотведения равным объёму водопотребления по общедомовым приборам учёта холодной и горячей воды необоснованным.
Между тем сторонами не оспаривалась сумма 1 027 руб. 49 коп., которая и была правомерно взыскана судом первой инстанции со ссылкой на норму статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом ответчиком в материалы дела, представлен контрасчёт в соответствии с которым был произведён расчёт разницы в объёме водоотведения за период август 2016 года, исходя из показаний индивидуальных приборов учёта воды и нормативов водоотведения в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учёта и не подлежащего включению в состав платы по договору N 1087в от 01.08.15г. в размере 622 647 руб. 74 коп.
Данный контрасчёт проверен и верно признан обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2017 года, по делу N А55-29833/2016, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2017 года, по делу N А55-29833/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тевис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29833/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2017 г. N Ф06-24084/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Тевис"
Ответчик: ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти"
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области