Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 октября 2017 г. N Ф08-6886/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А22-3055/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Южная межрегиональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2016 по делу N А22-3055/2016 (судья Шевченко В.И.)
по заявлению АО "Южная межрегиональная энергетическая компания" о признании недействительным предписания Инспекции жилищного надзора Республики Калмыкия от 10.08.2016 N 19/6,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
АО "Южная межрегиональная энергетическая компания" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с требованием о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (далее - Инспекция, административный орган) от 10.08.2016 N 19/6.
Заявление мотивировано тем, что исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация, кроме того, запрет на взимание платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, влечёт за собой причинение ущерба гарантирующему поставщику и возможность неосновательного обогащения исполнителя коммунальных услуг, невыполнившего возложенную на него обязанность по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией.
Решением от 26.12.2016 суд отказал в удовлетворении требований акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 10.08.2016 N 19/6.
Не согласившись с таким решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2016 по делу N А22-3055/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.
По мнению апеллянта в силу пунктов 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией либо отсутствии фактических договорных отношений, последняя не может рассматриваться в качестве исполнителя коммунальных услуг. В этом случае осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, которая в свою очередь обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение, просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Представители административного органа в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу и просили отменить решение суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела с 01.05.2015 Заявитель является гарантирующим поставщиком электрической энергии населению г. Элисты (ресурсоснабжающая организация).
Ответчиком на основании распоряжения от 20.07.2016 N 645 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Заявителя.
В ходе проверки установлено нарушение Заявителем пунктов 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее-Правила предоставления коммунальных услуг), а также части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), а именно: в отсутствие правовых оснований в период май - декабрь 2015 г., январь-февраль 2016 г. калмыцкий филиал АО "ЮМЭК" производил начисление оплаты и предъявлял напрямую абоненту Харашкиной Л.Б., проживающей по адресу: г. Элиста, 8 микр., многоквартирный дом N 36 "а", кв. N 22, обслуживаемом управляющей организацией, оплату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в сумме 804 руб. 74 коп.
По данному факту 10.08.2016 был составлен акт проверки N 645/6 и вынесено предписание N 19/6 от 10.08.2016, которым Заявителю предписано произвести перерасчет неправомерно начисленной суммы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, в размере 804 руб. 74 коп., по лицевому счету абонента Харашкиной Л.Б. по адресу: г. Элиста, 8 микрорайон, дом 22. кв. N 36 "а".
Не согласившись с предписанием Ответчика, Заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ собственники, наниматели жилых помещений, члены жилищных кооперативов обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу положений части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действовавшей в период спорных правоотношений), предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками нанимателями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перёд управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из данной нормы Федеральным законом от 29.06.2015 ФЗ-176 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с момента опубликования с 30 июня 2015 года, исключены слова "за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений в части 01.05.2015 по 30.06.2015, не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 17 Правил предоставления коммунальных услуг, на который ссылается Заявитель в заявлении, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из анализа приведенных положений закона следует, что начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, правомочны управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирным доме, в котором не выбран способ управления многоквартирным домом и в случаях предусмотренных частью 7.1 ЖК РФ с момента вступления в законную силу (30 июня 2015 года) Федерального 29.06.2015 N ФЗ-176.
Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, что Заявитель не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что внесение жителями платы за коммунальные услуги, (в том числе на общедомовые нужды), непосредственно ресурсоснабжающей организации и выставления собственникам жилых помещений, находящихся под управлением управляющей организацией соответствующих платежных документов, являются неправомерными, противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354, а также условиям договора управления многоквартирным домом.
С данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу статей 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за электрическую энергию.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, вступившего в силу 30.06.2015) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса.
Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 19 Правил N 354 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Как установлено пунктом 8 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил N 354.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14 - 17 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил N 354, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Таким образом, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Закона от N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 39 Закона N 35-ФЗ договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона N 35-ФЗ, статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Договор энергоснабжения между управляющей организацией и заявителем не был заключен, следовательно, ресурсоснабжающая организация была вправе начислять плату за поставляемую энергию непосредственно жителям дома N 36 "а" микрорайона 8, в городе Элисте.
Кроме того суд апелляционной инстанции учитывает, что не представлены доказательства того, что заключению договора препятствовало общество. В данном случае общество как ресурсоснабжающая организация обеспечивала энергоснабжение многоквартирного жилого дома и взимала плату на общедомовые нужды непосредственно с собственников помещений этого дома. При этом в материалы дела не представлены доказательства наличия споров о расчетах или о двойном взимании платы, о взыскании платы с собственников помещений многоквартирного жилого дома N 36 "а" микрорайона 8, в г. Элиста или иной организацией.
На основании изложенного оспариваемое заявителем предписание нарушает пункты 6, 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354, права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (определение Верховного суда Российской Федерации от 03.03.2015 N 301-КГ15-155, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2016 по делу N А22-3030/2015, от 25.08.2016 по делу N А22-3197/2015).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежали удовлетворению на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, а решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия его выводов фактическим обстоятельствам (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Судебные расходы в виде уплаченной обществом государственной пошлины распределяются следующим образом.
Обществом уплачено 6 000 рублей, в том числе 3 000 рублей - за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 3 000 рублей - за рассмотрение апелляционной жалобы.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации как излишне уплаченные за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
С министерства в пользу общества следует взыскать по правилам статьи 110 АПК РФ 4 500 рублей, в том числе 3 000 рублей - за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1 500 рублей - по апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2016 по делу N А22-3055/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Инспекции жилищного надзора Республики Калмыкия от 10.08.2016 N 19/6.
Взыскать с Инспекции жилищного надзора Республики Калмыкия в пользу акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" 1 500 рублей в возмещение понесенных заявителем расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу "Южная межрегиональная энергетическая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 24.01.2017 N 28.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3055/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 октября 2017 г. N Ф08-6886/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ЮЖНАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ